администрация Красносельского района

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа
Красносельского района





Воспитание общей и специальной выносливости
у спортсменов занимающихся акробатическим
рок-н-роллом средствами аэробики



Тренер-преподаватель :

Лигостов Александр Борисович

Мастер спорта Международного класса

Серебряный призер Чемпионата Мира в 2014году

неоднократный победитель и призер

международных соревнований



Санкт-Петербург

2015



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: На современном этапе развития рок-н-ролла заметно увеличился количественный объем упражнений, сложность, виртуозность в работе между партнером и партнершей. Спортсмены рок-н-ролла высокой квалификации тренируются каждый день с предельно или около предельными нагрузками, что предъявляет высокие требования к специальной выносливости.
Имеющиеся в области рок-н-ролла работы, посвященные развитию физических качеств, в частности: гибкости и подвижности в суставах (7), прыгучести (11), выносливости (27), не полностью отражает современный уровень развития рок-н-ролла.
В связи с вышеизложенным поиск методов развития выносливости является актуальной в этом виде спорта.
В последнее время для воспитания физических качеств широко используются средства аэробики, которые позволяют решать задачи физической подготовки (7).

Цель работы: Воспитание выносливости спортсменов высокой квалификации средствами аэробики.

Объект: Процесс воспитания выносливости спортсменов высокой квалификации занимающихся рок-н-роллом.

Предмет: Разработка методики воспитания выносливости с помощью средств аэробики.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование различных программ аэробики позволит повысить уровень развития выносливости спортсменов занимающихся рок-н-роллом.

Научная новизна: Впервые разработаны варианты интервальной тренировки, средствами которой, является аэробика позволяющая повысить уровень выносливости спортсменов высокой квалификации.

Практическая значимость: Полученные в результате эксперимента данные позволяют рекомендовать различные виды аэробики (танцевальную аэробику - низкой и средней интенсивности и классическую аэробику высокой интенсивности) для воспитания выносливости.

Цель исследования: Анализ научно-методической литературы показал, что ведущие специалисты в рок-н-ролле придают большое значение развитию и совершенствованию таких специальных физических качеств, как активная гибкость, скоростно-силовые качества и выносливость.
Однако методы их развития не всегда «сопряжены» со спецификой вида спорта, с воспитанием выразительности, танцевальности, чувства ритма и музыкальности. Это дает основание считать, отмеченные моменты нуждаются в дальнейшем научном обосновании.

Основная цель исследования заключалась в совершенствовании выносливости спортсменов акробатического рок-н-ролла средствами аэробики.

Задачи исследования: На основании анализа литературных источников и в соответствии с целью нашего исследования в работе решались следующие задачи:

Характеристика акробатического рок-н-ролла на современном этапе
Акробатический рок-н-ролл как вид спорта относительно молодой. До сих пор ведутся споры: что же это спорт или искусство. Рок-н-ролл включает в себя динамические упражнения, танцевальные шаги, смены в паре и отдельно и акробатические или полу акробатические элементы, тем самым, воспитывая у занимающихся выразительность движений, музыкальность и слух (7,22,24).
На современном этапе рок-н-ролл стоит на высоком уровне развития: заметно увеличились количественный объем упражнений, сложность, виртуозность в работе с партнером. Для отличного исполнения упражнений необходим оптимальный уровень развития специальной физической подготовленности (10,2).
Теперь не возникает сомнений: рок-н-ролл – это ациклический, сложно координированный вид спорта, который пользуется популярностью среди молодежи (4). В настоящее время ведется острая борьба среди пар России, Испании, Швеции, Германии и Италии, но основную конкуренцию нам составляют танцоры из бывшего социалистического лагеря, из Украины, Словакии и Чехии. Сейчас смело можно говорить о существовании российской школы акробатического рок-н-ролла. Ее главная особенность заключается в том, что мы занимаемся больше спортом, нежели это принято в других странах. Хорошей хореографической школе наших спортсменов рок-н-ролла противопоставляется безукоризненная работа над техникой исполнения.
В акробатическом рок-н-ролле каждая комбинация включает в себя множество разнообразных по форме и технике элементов, это: прыжки, равновесия, повороты, наклоны, танцевальные шаги, элементы полу акробатики. Задача танцоров состоит в том, чтобы упражнения исполнить очень грамотно, технично, а главное выразительно, создать свой образ и преподнести его зрителю, судьям(22,23,24).
Выразительность неразрывно связана с красотой движения, правильной техникой, с грациозностью и танцевальностью. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в «мелочах» - хорошей осанке, красивом повороте головы, в умении принять правильное положение тела, рук, ног, в точных устойчивых равновесиях, в умении слитно и резко выполнять движения. Следовательно, выразительность – это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания (11,25). В общем, выразительность движений – это способность в действиях передать определенное эмоциональное состояние. Без нее невозможно добиться артистичности исполнения, т.е. способности создавать образ в композиции в соответствии с музыкой, которая придает им одухотворенность и законченность. Все чаще пишут о влиянии музыки на организм спортсмена, повышении работоспособности, быстроту движений, выносливость и восстановительные процессы. Это подтверждалось многими исследователями (Э.А.Куду, Г.Д.Горбуновым, Н.И.Ивановым). На фоне музыкального сопровождения воспитывается чувство выразительности, осваивается требуемый ритм в сложных упражнениях. (17,19). Увеличенный количественный объем упражнений, виртуозность в работе с партнером предъявляют определенные требования к физической подготовке. Эта проблема в акробатическом рок-н-ролле еще не изучена. Режим, в котором тренируются и выступают спортсмены рок-н-ролла, выдвигает проблему аэробной и анаэробной выносливости, являющейся одной из важнейших. Отставание физической подготовленности от технической, возможно, заключается в том, что большинство используемых методик взято из других видов спорта и являются специфичными для спортсменов рок-н-ролла (18,20).
Важным качеством спортсменов акробатического рок-н-ролла является выносливость.

Выносливость – это важнейшее физическое качество спортсмена, во многом определяющий общий уровень его работоспособности. Оно проявляется в форме продолжительной работы на заданном уровне мощности до первых признаков выраженного утомления. Уровень развития выносливости определяется функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных факторов и систем.

Выносливость измеряется временем работы, выполненной до отказа (предельное время). С точки зрения биохимии выносливость определяется временем функционирования с заданной интенсивностью до полного исчерпания имеющихся в наличии энергетических ресурсов.
Конкретное проявление выносливости всегда носит специфический характер, который зависит от использования в качестве источников энергии различных метаболических процессов. Исходя из наличия в организме трех различных механизмов образования энергии – алактатного, гликолитического и аэробного, общее проявление выносливости можно представить как результат различного сочетания параметров мощности, емкости и эффективности этих механизмов. Поскольку показатели выносливости зависят от аэробных и анаэробных энергетических возможностей спортсмены, то, естественно, тренировка выносливости должна быть ориентирована, прежде всего, на повышение этих биоэнергетических свойств организма.

Общая выносливость (согласно сложившимся представлениям) – способность спортсмена к эффективному и продолжительному выполнению работы умеренной интенсивности (аэробного характера), в которой участвует значительная часть мышечного аппарата. Однако такое определение, несмотря на то, что оно прочно утвердилось в специальной литературе и спортивной практике, нельзя признать достаточно точным. Оно в полной мере приемлемо лишь по отношению к тем видам спорта и отдельным спортивным дисциплинам, уровень достижений которых во многом определяется аэробной производительностью – велосипедный спорт (шоссе), бег на длинные дистанции, лыжный спорт и т. д. Что касается спринтерских дистанций в видах спорта циклического характера, скоростно-силовых и сложнокоординационных видов спорта, единоборств и спортивных игр, то по отношению к ним данное определение нуждается в уточнении и дополнении, так как в структуру общей выносливости представителей этих видов спорта входят прежде всего способности к длительной и эффективной работе скоростно-силового, анаэробного, сложнокоординированного характера. Таким образом, общую выносливость следует определять как способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера. Оказывающую положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Благодаря интервальной тренировке можно воспитать выносливость не только у спортсменов рок-н-ролла, но и спортсменов других видов спорта. В основе интервальной тренировки лежит феномен увеличения систолического объема сердца во время пауз после относительно напряженной работы. Таким образом, в начале отдыха мышца сердца испытывает специфическое воздействие, превышающее то, которое наблюдается во время мышечной деятельности. Это позволило обосновать так называемую интервальную тренировку с воздействующими паузами, при которой на протяжении большей части работы и в течение всего периода отдыха сохраняется максимальная величина ударного объема сердца.

Характеристика современных видов аэробики
Отличают следующие особенности современных видов аэробики.
Основной характерной особенностью ее является проведение занятий под популярные эстрадные мелодии российских и зарубежных исполнителей. Важно отметить, что всегда ритм музыки определяет темп движений. «Только музыка может дать понять, с какой скоростью, с какими промежутками надо двигаться…» (20).
С давних времен и до сих пор музыкальное искусство служило людям в качестве помощи для работы, отдыха и танцев. Так, например, древние греки любили работать под ритмический напев флейты, в Судане и Китае работают под звуки барабанов, малайцы гребут под звуки тамтама и т.д. Давно известно, что музыка оказывает мощное и разнообразное влияние не только на психическую сферу занимающихся, но и положительно сказываются на качестве усвоения программного материала.
Все чаще в литературе пишут о влиянии музыки на организм спортсмена. В таких видах спорта как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание музыка является органической частью процесса тренировки и выступает средством самовыражения спортсмена через его движения. Кроме того, музыка способна оказывать разнообразное воздействие на психическую сферу человека. Все исследования свидетельствуют о том, что музыка, особенно легкая, ритмичная, положительно влияет на работоспособность, быстроту движений, выносливость, восстановительные процессы. На фоне музыкального восприятия воспитываются чувства выразительности, осваивается требуемый ритм в сложных спортивных упражнениях.

Выделяют две группы музыки:
1 группа – активизирующая – основными чертами которой, являются энергичность, жизнерадостность и оптимизм.
2 группа – отличается задумчивостью и даже грустью.
Можно выделить и 3 группу музыкальных произведений, которые могут вызвать у слушателей не просто высокое эмоциональное напряжение, а даже подавленность и страх. Музыкальные произведения должны выбираться с учетом общего эмоционального воздействия на всех занимающихся, положительно влиять на их настроение и работоспособность.
Возможности, которые несет в себе музыка, огромны, и в будущем широко будут использоваться в самых различных сферах человеческой жизни.
В аэробике кроме общеразвивающих упражнений (ОРУ), разновидностей ходьбы и бега, широко используются движения свободной пластики и современных танцев (джайв, рок-н-ролл, брейк, самба, румба, и др.). Все эти упражнения в сочетании с четким ритмом музыки способствуют развитию танцевальности, пластичности и координации движений. Танец ведет свое начало от элементарных ритмических поворотов, т.е. наиболее излюбленных движений, которые сопровождались эмоциональным фоном. Упражнения по аэробике способствуют всестороннему развитию личности, т.е. развивают силу мышц, рук и плечевого пояса, туловища и ног, увеличивают подвижность суставов, улучшают телосложения, осанку занимающихся. Это достигается за счет внедрения методов и средств развития физических качеств, разработанных в спортивной практике.
В частности, для развития силы мышц применяется метод повторных усилий, т.е. работа до отказа. Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягивание, которые выполняются с оптимальной амплитудой по 12-16 повторений. Правильно подобранные упражнения позволяют оказать воздействие на максимально большое количество суставов.

В аэробике выделяют 4 основных направления: - гимнастико – атлетическое (классическая аэробика, степ- аэробика и др.);
В комплекс классической аэробики входит:
- Low Impact- аэробика с низким уровнем нагрузки;
- Mix Impact- аэробика со средним уровнем нагрузки;
- High Impact- аэробика с высоким уровнем нагрузки;
- танцевальное (джаз- аэробика, сальса – аэробика и др.);
- циклического характера (сайклинг);
- «восток-запад», соединяющее европейскую и восточную культуру в сфере фитнеса.
Таким образом, подводя итог анализу состояния проблемы исследования по литературным источникам, можно заключить следующее:
- в акробатическом рок-н-ролле важным компонентом состояния спортсмена является специальная физическая подготовленность, приобретающая особое значение в достижении высоких спортивно-технических результатов;
- большинством специалистов по акробатическому рок-н-роллу неоднократно подчеркивалось, что тренировочный процесс и соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития скоростно-силовой подготовленности и выносливости;
- в проблеме развития выносливости у спортсменов рок-н-ролла высокого класса имеется целый ряд нерешенных теоретических и практических вопросов, в частности при подборе средств часто не учитывается принцип сопряженности и специфичности;
- в литературе мы не обнаружили сведений, четко определяющих структуру специальной физической подготовленности спортсменов, высокой квалификации, его качественные особенности у спортсменов рок-н-ролла.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Использование интервальной тренировки для развития выносливости
На основании работ по исследованию различных вариантов интервальной тренировки, была разработана и предложена интервальная тренировка, состоящая из трех серий по 3 минуты с интервалами отдыха между ними 2 и 1 (рис.1). Во время отдыха спортсмены выполняли простейшие общеразвивающие упражнения (ОРУ): круги руками в сочетании с упражнениями на дыхание, выпады и наклоны вперед с малой амплитудой и в медленном темпе (рис. 1). (см. презентацию).

Основная задача предварительного эксперимента при помощи теста Купера заключалась в подборе специализированных средств, главная особенность заключалась в избирательном вовлечении ими в активность и усиленном развитии двигательных и функциональных систем, реализующих целевую (соревновательную) двигательную деятельность.
Любое занятие подчиняется законам, традиционно сложившимся в физической культуре. Оно состоит из подготовительной (разминка), основной и заключительной частей. Каждая часть состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на комбинации, соединения и элементы. Структура занятия – не некая застывшая схема. Она может видоизменяться в зависимости от целей, задач, вида тренировки. Большое влияние оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его (например, только хореография (техника ног) – или акробатическая программа (с элементами акробатики)) или комбинированность (на выносливость и силу).

Подготовительная часть: Задача данной части урока – подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Особое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части урока осуществляется психологический настрой к предстоящей работе.
Темп музыки в подготовительной части не превышает 124-136 ударов в минуту. Разминка составляет около 10-15% от продолжительности всего занятия (если длительность урока 60 мин, разминка составляет 10-15 мин).
Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможности на большие группы мышц, чтобы в дальнейшем избежать травмы, следует включать также упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Исключаются резкие маховые движения, которые могут привести к микротравмам мышц. Важный аспект - это воздействие на суставы. Особое внимание уделяется голеностопу, коленному и плечевому суставам. Обычно упражнения на растягивания выполняются в конце разминки.
В подготовительной части урока применяются различные движения базовой направленности (пружинка, твист, броски ног от колена и т.д.), которые не сложны по координации и обеспечивают «втягивающий» режим.

Основная часть: Основная часть – важная часть урока по рок-н-роллу. Продолжительность ее составляет 30-40 мин (до 50 мин). Темп музыки во время тренировки программы на блоки и композицию целиком составляет 128-152 ударов в минуту. В основной части выделяют несколько блоков. Это так называемый «аэробный разогрев» - блок, в котором выполняются элементы, типичные для хореографии рок-н-ролла средней интенсивности. Следующий блок – пиковый. Это блок с наибольшей кардионагрузкой. Основными средствами являются: кики, основной шаг с движением рук, скачки, вращения в паре и прочие элементы «аэробной хореографии» высокой интенсивности. Задача последнего блока основной части – выполнение всей танцевальной композиции, с большей паузой отдыха между «прогонами», нагрузка постепенно снижается, однако пульс остается в зоне ЧССраб.(см.презентацию)

Заключительная часть: Заключительная часть урока включает упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении лежа, сидя на полу (в партере). Особое внимание обращается на растягивание мышц, участвующих в предыдущей работе. Это икроножная, камбаловидная мышца, четырехглавая мышца бедра и мышцы разгибатели бедра. Например, в положении лежа на спине надавить пятками о пол (3-8 с) и затем расслабить мышцы, участвовавшие в статическом напряжении. Различного рода потряхивания руками, ногами также способствуют расслаблению и более быстрому восстановлению после физической нагрузки. Продолжительность заключительной части урока составляет около 15 минут.
Экспериментально проверялась эффективность интервального метода тренировки с использованием различных средств аэробики, которые предлагались спортсменам в заключительной части тренировочного процесса.

В первом варианте использовались упражнения для первой подгруппы участников эксперимента в количестве десяти спортсменов в стиле «рок-н-ролла», «диско», джазового танца, обладающих по результатам ряда авторов высокой энергетической стоимостью.

Во втором, участвовала следующая подгруппа в составе десяти спортсменов – сочетание хореографических прыжков – элементов высшей и средней групп трудности по оценочной классификации, принятой в аэробике, а именно:

В третьем варианте была опробирована третья подгруппа в количестве десяти занимающихся акробатическим рок-н-роллом, использовались разновидности бега, применяемые в аэробике (сгибание ноги вперед, назад, пружинный, «острый» бег и т.д.) с различными элементами выразительной «надстройки», за счет движения рук и головы.
Несколько упражнений применяемых в эксперименте:


Таким образом, по подбору движений все варианты в той или иной мере можно считать специфическими для акробатического рок-н-ролла.
Частота сердечных сокращений у подгруппы №3 (беговая серия) при выполнении теста Купера до эксперимента составила 180,22,8 уд/мин, пройденный отрезок 1,8 км.
На основании современной биоэнергетической характеристики физических нагрузок, можно считать, что работа выполнялась в смешанной, но ближе к анаэробной зоне, а функциональное состояние этой группы расценивается как плохое.

ВЫВОДЫ



Презентация

О школе | отделения | материально-техническая база | контакты | предварительная запись | обратная связь