Юго-восточная азия: тенденции и прогноз на 2022 г

Олимпиада в Сочи и Майдан

Самую большую славу на всю страну дедушке Савею принесла история с зимними Олимпийскими играми в Сочи. Так, в 2007 году эти соревнования могли принять корейцы — именно в их сторону склонялась чаша весов. Однако российские политики от отчаяния обратились к шаману, и он якобы провел необходимый обряд для того, чтобы игры прошли именно в Сочи.

Говорят, что тогда в преддверии соревнований к шаману Савею прилетел правительственный Ми-8, который доставил его в поселок Иенгра. Именно там колдун встретился с представителями заявочного комитета на право проведения Олимпиады в городе Сочи. Савей около часа «работал» с высшими духами и «упрашивал» их, чтобы Олимпиаду принимали россияне. И вот последнее голосование, и Россия в нем обходит Пхенчхан всего на четыре голоса. Это было невероятно, и тогда даже сильные мира сего поверили в силу Савея.

Шамана не стало в 2013 году. Он утверждал, что спустя год после его ухода война придет в Украину и заберет тысячи жизней. А еще через два года Европу наполнят беженцы. Людей на улицах городов будет настолько много, что машина не сможет проехать, предупреждал дедушка Савей. Здесь, пожалуй, стоит вспомнить события Евромайдана, которые развернулись как раз после смерти шамана.

Пророчества дедушки Савея

Зачем люди едут к шаманам? Считается, что они лучше светских колдунов умеют изгонять болезни и предсказывать будущее. Так ли это на самом деле, трудно судить. Например, один из знаменитейших шаманов Якутии Савей (Семен Васильев, умер в 2013 году), больше известный как «дедушка Савей», славился точными пророчествами. Именно он еще в 2012 году предсказал (имеются записи), что через год после его кончины начнется гражданская война в Украине, а Европа уже вскоре задохнется от беженцев. Все так и произошло.

Фото из открытых источников

Еще дедушка Савей говорил, что через сорок лет в Европе будет сильнейшее землетрясение, от которого погибнут миллионы людей, а Америка к 2050 году почти полностью уйдет под воду. Россия в этом плане наиболее благоприятная страна, и ей ничего не грозит. И даже инопланетяне, которые хотели уничтожить ее, ничего не сумели сделать – высшие силы не дали им разбомбить нашу страну.

Савей утверждал, что пришельцы из далеких Галактик постоянно летают вокруг нас, особенно ночью, просто их мало кто видит. Их вторжение на Землю произошло еще в давние времена, и главная задача представителей внеземных цивилизаций – наблюдать за развитием нашего общества, грубо не вмешиваясь в ход исторического развития.

Дорога в легальную политику

Современным феноменом стало то, что теперь радикальный ислам и джихадизм захватывают «новые плацдармы», не прибегая к явному террору. Они поддерживают своих кандидатов, идущих в политику, манипулируют общественным мнением и оказывают влияние на общество через аффилированные организации. Яркий пример — выборы губернатора Джакарты в апреле 2018 года. Экс-глава столицы Индонезии, христианин, был одним из фаворитов гонки, пока не решил процитировать Коран в одном из своих публичных выступлений. На видео, распространившемся в сети, слова политика были представлены так, что общественность сразу обвинила его в богохульстве. В обычно довольно толерантной Джакарте прошли тысячные демонстрации мусульман, отразившие тренд на радикализацию и исламизацию общества. В результате этот кандидат выбыл из кампании. А конкуренты воспользовались ситуацией, причем решились на заигрывание с радикалами ради набора политических очков.

Так, Анис Басведан, бывший министр образования, относящий себя к умеренным мусульманам, встретился с лидером исламистской организации «Фронт защитников ислама», известной своими нападениями на людей, продававших еду в Рамадан, и тех, кто надевал костюм Санта-Клауса на Рождество. Позже такой же визит нанес президент страны Джоко Видодо. Глава государства понимает, что его позиции пытаются ослабить в преддверие грядущих президентских выборов в апреле 2019 года. Политики готовы угождать общественному настроению, даже если это подразумевает связь с радикальными исламистами.

Как финансируется терроризм в Юго-Восточной Азии

Несмотря на весь комплекс проблем и противоречий на Ближнем Востоке, в отношении к ИГ было довольно просто решить, что есть хорошо, а что плохо. Но если связанные с Халифатом террористы решатся на смешение своей идеологии и большой политики, продолжат пропаганду в Сети и в сфере образования, мы получим уже новый штамм терроризма из ЮВА. Вероятно, исламистам уже не придется захватывать территорию, чтобы основать свое государство. Они могут получить власть с помощью стандартных демократических процедур. В Северной Африке и на Ближнем Востоке с трудом остановили эту угрозу только авторитарными методами. Так что выбор для юго-восточных государств непрост.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Ламы

В начале ушедшего года по восточному календарю ламы Бурятии составили прогноз на 2018 год. Астролог Иволгинского дацана лама Намсрай Дашидондоков рассказал о погоде, символах года и о том, для кого год будет удачным. 

— Весна обещает быть продолжительной, а в ее конце ожидаются осадки, — предсказал лама. 

И действительно, уже с середины марта жителей Бурятии ожидала плюсовая дневная температура, да и в целом весна года Собаки была теплее, чем обычно. Судя по прогнозам за прошлый год, в конце мая выпало большое количество осадков в виде ливней. 

Действительно, угроза затопления нависла над Бурятией в прошлом году в середине лета. На тот момент в столице Бурятии, а также в Прибайкальском, Иволгинском и Тарбагатайском районах из-за угрозы подтопления ввели режим повышенной готовности. В сотых кварталах Улан-Удэ не в первый раз от дождей размывало дорогу. Поэтому засухи особо никакой не наблюдалось, а пожары в основном происходили из-за человеческой неаккуратности, впрочем, как и всегда. Однако год был особо урожайным. По заверениям жителей, в районах республики уродилось множество грибов и ягод. Оттого и торговля «дарами леса» на Центральном рынке процветала вовсю, чего не скажешь о поголовье скота. 

По статистике Бурятстата, поголовье крупного рогатого скота в республике стало меньше на 0,9% по сравнению с 2017 годом. 

Также лама рассказал, что прошлый год был особо хорошим для тех людей, чьими покровителями являются Мышь, Кролик, Свинья и Змея. Стоит отметить, что для представителей знака Змеи год прошел спокойно — не было никаких публичных скандалов. К примеру, инцидентов с микрофоном и журналистами.  

Борьба с морским пиратством в ЮВА

Противодействие распространению морского разбоя в ЮВА в основном осуществляется через налаживание межгосударственного взаимодействия между странами региона. Результатами данного взаимодействия является организация совместного патрулирования наиболее уязвимых участков морских коммуникаций, а также создание структуры MSP (Malacca Strait Patrols), благодаря которой была упрощена координация действий между Малайзией, Индонезией, Сингапуром и Таиландом во время проведения операций по борьбе с морским пиратством. Кроме того, страны ЮВА регулярно проводят военные учения, направленные на повышение безопасности судоходства в регионе, в которых участвуют, в том числе, Австралия и Новая Зеландия.

Проблему морского пиратства не могла обойти вниманием и крупнейшая региональная организация АСЕАН. Помимо проведения экспертных встреч и налаживания обмена информацией, организация стала площадкой для ведения диалога по проблеме пиратства между региональными и внерегиональными игроками, такими как Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США и Япония

В результате, участники диалога неоднократно проводили совместные учения по проведению антитеррористических и антипиратских операций. Последние подобные учения прошли в сентябре 2019 года. В них приняли участие страны АСЕАН и США.

Важно отметить, что несмотря на развитие многостороннего сотрудничества по борьбе с морским пиратством в ЮВА, страны региона настороженно относятся к присоединению внерегиональных игроков к решению проблемы. Это во многом связано с тем фактом, что большинство стран региона относительно недавно обрели суверенитет и чувствительно относятся к любым его ограничениям

До всемирного Халифата

Террористические движения в ЮВА развивались по-разному: где-то они были связаны с сепаратизмом, где-то с жесткой борьбой за установление норм шариата, а где-то — с защитой от агрессии представителей иных религий, например буддистов. Иногда возникновение террористических организаций было связано сразу со всеми этими факторами. Нередки случаи, когда конфессии воюют еще и внутри себя (различные группировки народа моро на Филиппинах), а в некоторых странах до сих пор действуют еще и маоисты. В Таиланде очень активны сепаратистские группировки исламистов, которые сражаются за создание отдельного государства на территории южных провинций страны. До появления ИГ, впрочем, их деятельность не была направлена против туристов и мирных жителей.

Однако радикальные идеи так и не получили массовой поддержки населения региона (599 млн человек, 8% жителей Земли) — люди веками мирно жили в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Обретя независимость во второй половине XX века, некоторые страны особо акцентировали светский характер новых государств. Так, в Индонезии, чтобы затянуть нитки огромного многоконфессионального одеяла народов, появилась идеология Панча Сила, в которой хоть и провозглашается вера в единого бога, но подчеркивается необходимость цивилизованной гуманности в отношении тех, кто верит иначе. Этот же подход проявился в региональном Движении умеренных. Его основная цель — показать, что современные политические и социально-экономические модели могут быть адаптированы к нормам шариата и представлениям мусульман о государстве. В апреле 2015 года в декларации 26-го саммита АСЕАН был закреплен принцип «васатийя» («срединный путь», или «золотая середина»), положив начало Глобальному движению умеренных.

Если романтизировать все эти мирные устремления, может показаться, что в XXI веке радикальный ислам в ЮВА возникает просто из воздуха. На самом деле отдельные его очаги купировались силами авторитарных правительств. Но демократизация режимов уменьшила возможности силовых структур, а развитие коммуникационных технологий позволило террористам громко заявить о себе. Мощным сигналом для них послужили теракты сентября 2001 года в Нью-Йорке. Тогда множество местных организаций откликнулись на призыв «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ) бороться с влиянием Запада и с неверными. По размаху терактов особенно выделилась Индонезия. В 2002 году были взорваны два ночных клуба на острове Бали — из 202 жертв более 150 были иностранцами. Затем последовали теракты 2003 года в отеле JW Marriott и 2009 года — в отеле Ritz-Carlton в Джакарте.

Деятельность «Аль-Каиды» породила первую волну миграции мусульман из ЮВА на войну в Афганистане и в тренировочные лагеря Пакистана. И хотя на этих территориях Халифат не образовался, миграция имела огромные долгосрочные последствия: боевики получили боевой опыт, обросли международными связями и обрели финансовую поддержку. По всей видимости, развитие крупнейших террористических группировок Малайзии, Филиппин и Индонезии началось именно так.

Новый импульс им придало провозглашение ИГ в июне 2014 года. Этот проект изначально претендовал на международный охват, а последователям обещалась конечная битва с неверными и шанс установления международного Халифата.

Федеральный предсказатель

В 2018 году, по мнению Павла Глобы, советского и российского астролога, телеведущего и писателя, стоило ждать громких и резонансных судебных процессов.  Ну что ж, здесь все сходится. Взять хотя бы эпопею с блокировкой мессенджера Telegram. 

Именно в 2018 году астролог ждал начала неких общественных процессов, которые — примерно в 2020 году — приведут к смене эпох. Войн, революций и потрясений основ в год Собаки Глоба не ждет. Однако потрясения все-таки имели место быть. Можно ли приписать сюда пенсионную реформу? Да и катастроф с огромным количеством погибших 2018 год принес множество.  Об итогах президентских выборов в России Глоба тогда не рассказал ничего, аргументируя это тем, что для того, чтобы составить прогноз, ему необходимо знать точный час рождения кандидатов, которого, разумеется, в свободном доступе нет.

Предсказания шаманов

Шаманы Иркутска и Бурятии не остались в стороне и также составили гороскоп, разумеется, каждый свой. В феврале собачьего года духи сказали иркутскому шаману Валентину Хагдаеву,  что в 2018 году закончится период ухудшения экономики нашей страны, а в августе-сентябре начнется ее подъём. Так, например, по сообщению РБК, общий рост ВВП в 2018 году составил 2% вопреки ожидаемым 1,8%. Что касаемо нашей республики, то, по данным все того же Бурятстата, индекс производства по полному кругу производителей возрос на 9%. 

Упомянул тогда Хагдаев и о президентских выборах. 

И действительно, при выборе президента России в большинстве своем люди относились к ней как к ведущей популярной телепередачи, а не как к возможному кандидату главы государства. 

Тогда шаман сказал и о том, что  Владимир Путин заключит союзы со всеми странами и Россия резко поднимется в хозяйственном плане. Действительно, весь год агропромышленный сектор продолжал подъем, а к концу года стал самой быстрорастущей сферой российской экономики. Страна впервые за долгие десятилетия экспортирует больше продуктов сельского хозяйства, нежели продает оружия за рубеж.

Прогноз на год Свиньи сделали и бурятские шаманы. В преддверии Сагаалгана-2018 верховный шаман заарин боо Баир Жамбалович Цырендоржиев призвал прародителя бурятского народа Буха ноёна. Спустившись, тот поведал, что принесёт наступивший год Собаки. Прогнозировалось, что наступивший год  благоприятен как для пожилых, так и для молодых – в плане создания семьи и рождения детей. Удачен он для ведения торговли и фермерского хозяйства – скот даст хороший приплод. Однако слова шамана не сбылись и поголовье скота, как мы выяснили ранее, пошло на убыль. Да и если сравнить период с января по ноябрь прошлого и позапрошлого годов, то рождаемость в 2018-м понизилась на 394 случая, разводов стало меньше, но и количество браков упало. Однако для пожилых людей год был действительно благоприятен, ведь большинство из них на пенсию все же успели выйти до пенсионной реформы. 

— С середины лета начнутся дожди. Многолетняя засуха пройдёт, ожидается хороший травостой, – верно говорила шаманка Мария Хусаева. 

Поражение «эмиссаров ИГИЛ» в Марави

Несмотря на то, что такие филиппинские террористические группировки, как «Ансар Халифа Филиппины», «Абу Сайяф», «Исламское государство Ланао» и группа Абу Дара с 2014 года присягнули на верность «Исламскому государству» (ИГ1, ИГИЛ1; запрещена в РФ), организация не смогла превратить филиппинский город Марави в центр будущей «Провинции ИГ в Восточной Азии», в 2017 году проиграв знаменитую «битву за Марави».

Теоретически это предоставляет «Джемаа Исламия» возможность продемонстрировать себя в качестве более эффективной «альтернативы» для создания субрегионального халифата.

Важно, что в 2015 и 2016 годы подавляющее большинство возвращающихся в Юго-Восточную Азию боевиков тяготело к индонезийским группировкам, связанным с ИГИЛ через «Джамаа Аншарут Даула» (ДАД) — созданное в 2015 году объединение примерно 20 индонезийских экстремистских групп, которые принесли присягу на верность «халифу» ИГ Абу Бакру аль-Багдади. Однако уже с 2017 года наблюдается рост участников группировки «Джемаа Ансарул Сириях» (JAS), которая откололась от «Джемаа Исламия», когда в 2014 году находящийся в тюрьме Абу Бакр Баашир принес клятву верности ИГИЛ

Тот факт, что большинство членов JAS раньше были полевыми командирами ДжИ, а также тот факт, что они не одобряли неизбирательное насилие, которое творили террористы ИГИЛ, может привести к тому, что движение Русдана может включить JAS в возрождающуюся «Джемаа Исламия».

Для продвижения своей идеологии в регионе ИГИЛ использовала сеть каналов, созданную «Джемаа Исламия» и «Аль-Каидой», что, учитывая любовь филиппинских террористов к наживе («Абу Сайяф» последние несколько лет занимаются бандитизмом и похищениями), может сыграть на руку «Джемаа Исламия». Организовав финансирование региональных группировок, ДжИ вполне может попытаться объединить их под своим командованием.

Кто такой «дедушка Савей» и почему его называли самым сильным шаманом России

Этого шамана называли очень ласково — дедушка Савей. Родом он из поселка Усть-Уркима Амурской области, из потомственной семьи шаманов-эвенков. В родном поселке будущая знаменитость окончил школу, после чего переехал в Золотинку Нерюнгринского района. Здесь был простым рабочим, охотником, оленеводом. И здесь же, являясь атеистом, как и большинство людей в нашей стране, начал свою шаманскую «деятельность».

Начиналось все далеко не романтично. У Савея начала проявляться так называемая «шаманская болезнь» — он стал вести себя странно и даже неадекватно: бегал по ночам вокруг дома, пел странные и никому не понятные песни. Обычно в подобных случаях человека отправляли в психиатрическую лечебницу. Савея же эта участь миновала. Ведь его дед успокоил родственников и всех вокруг, что это вовсе не недуг, а настоящий дар. Именно дед в дальнейшем познакомил внука с таинствами шаманского мастерства.

Спустя три года шаманства у Савея появился его собственный бубен. Тогда ему уже исполнилось сорок лет. Со своим новым инструментом шаман достиг самых своих вершин.

«Враги хотели уничтожить Россию, но передумали»

Много говорил шаман и о судьбе России. Утверждал, что многие хотели уничтожить великую страну, но побоялись и передумали. Теперь все будет у россиян хорошо, говорил дедушка Савей.

По словам кандидата исторических наук Анатолия Алексеева, шаманы разделяются на представителей нескольких групп небес: шаманы седьмого неба могут предсказать события для своего рода, девятого неба — для какого-то отдельного народа, двенадцатого — для всего мира и человечества. Так вот Савея можно назвать шаманом двенадцатого неба. Ведь его предсказания касаются мирового масштаба.

Сам шаман Савей как-то рассказывал Анатолию Алексееву, что его астральное тело посещало Луну, Марс и многие другие планеты и звезды, а также что он «лично общался с инопланетянами». Шаман разделял инопланетян на добрую и враждебную землянам цивилизации. Так вот добрые якобы поведали ему, что до 2050 года Земля не пострадает от существенных катаклизмов.

Кстати, говоря об инопланетных существах, шаман утверждал, что они также хотели уничтожить Россию, но передумали, продолжая просто наблюдать за человечеством. Внеземные цивилизации постоянно обитают среди нас, но далеко не каждому дано их увидеть.

Наконец, Россию, по словам дедушки Савея, в 2030 году ожидает революция. С чем она будет связана, шаман не говорил.

Современные шаманы о будущем

Если раньше среди шаманов встречались пожилые, умудренные опытом представители северных народов России, то сегодня шаманство в Якутии, Туве и Адыгеи резко помолодело, самые известные колуны здесь не старше тридцати-сорока лет. Многие из них утверждают, что могут связываться с духом Савея, и он помогает им предсказывать будущее.

Фото из открытых источников

Например, якутский шаман Федот точно предсказал гибель в нынешнем году известного политика России (Немцов), что пищу в огромных количествах будут закапывать в землю (уничтожение западных нелегальных продуктов питания). На 2016 год этот северный колдун предрек огромные проблемы с водой в Европе и Африке, в первом случае она окажется отравленной, во втором – в огромном дефиците. А летом следующего года произойдет планетарный сбой в технике, что повлечет откат назад в развитии нашей цивилизации (скорее всего, это может быть Интернет).

Известный тувинский шаман Карагай говорил, что 2015-2016 годы будут временем серьезных испытаний для России, но страна выдержит их, поскольку ее хранит самый древний и сильный дух медведя. Будет много различных бедствий, ожидается резкое падение рубля, но войны в России – не будет.

Фото из открытых источников

И почти все шаманы России утверждают, что в ближайшие годы будет открыт секрет долголетия, и продолжительность в сто с лишнем лет станет нормой. Однако это повлечет за собой падение рождаемости и огромные климатические катастрофы (период похолодания, затем – засухи, цунами, землетрясения и так далее), которые унесут миллиарды людей.

Но стоит ли готовиться к катастрофам и концу света? Например, Лидия Колодезникова – известный исследователь шаманизма в России пишет, что современные шаманы — это больше артисты и трюкачи, чем лекари и предсказатели будущего. А Джеймс Рэнд – известный разоблачитель всего паранормального утверждает, что изучив более ста предсказаний на 2012-2014 годы шаманов со всего мира, в том числе и двадцати из России, он получил удивительную статистику – пророчества их сбылись лишь на четыре процента. А это все одно, что «лепить горбатого», лишь бы тебя слушали и платили тебе деньги…

«Мирная проповедь» исламистов

После терактов на Бали в 2005 году активность «Джемаа Исламия» стала снижаться. В первую очередь это произошло благодаря эффективным контртеррористическим мерам спецподразделения индонезийской полиции Densus 88, которое с 2001 по 2009 год ликвидировало и задержало более 10 ключевых лидеров ДжИ. Кроме того, из-за большого количества мусульман среди жертв терактов, организованных «Джемаа Исламия», поддержка группировки среди радикально настроенных индонезийцев стала стремительно падать.

Серьезным ударом по активности ДжИ стал выход из организации ее основателя Абу Бакра Баашира, который в 2008 году заявил, что все индонезийские исламистские группировки являются «еврейскими организациями» и объявил о создании новой экстремисткой организации «Джамаах Аншарут Таухид» («Сторонники единства Бога»).

Несмотря на все потери, «Джемаа Исламия» не была полностью уничтожена и уже в 2009 году совершила теракты в отелях JW Marriott и Ritz Carlton, расположенных в Джакарте.

Считается, что с этого времени ДжИ занимается восстановлением своих военных и технических возможностей, расширяя свои связи. Доказательством реорганизации является тот факт, что в 2016 году численность группировки составила более 2000 человек — ровно столько, сколько было на момент зарождения организации в 1999 году.

По данным комитета ООН по санкциям против «Аль-Каиды», на сегодняшний день самым активным отделом ДжИ является «индонезийский» mantiqi, так как несмотря на то, что Densus 88 удалось ликвидировать нескольких лидеров ДжИ, в Индонезии организация все еще существует, в отличие от сингапурского и малазийского филиалов, которые были полностью уничтожены в 2003 году.

Более того, индонезийские тюрьмы являются отличным полем для вербовки новых боевиков, — этому способствует цветущая там коррупция, отсутствие квалифицированных надзирателей и необходимой инфраструктуры, — террористы часто содержатся в камерах с обычными заключенными, которых сразу же подвергают «идеологической обработке».

Бывший эмир «Джемаа Исламия» Абу Русдан, отсидевший срок за участие в терактах на Бали, сейчас живет в индонезийской провинции Центральная Ява и проповедует в местной мечети.

Именно его многие считают нынешним лидером группировки. В 2016 году он по телефону дал интервью корреспонденту Reuters, в котором заявил, что «Джемаа Исламия» до сих пор привержена цели создания субрегионального халифата, однако планирует достичь ее «через да’ват», — то есть путем проповедей. Русдан является довольно известной медийной персоной и часто появляется на телевидении, где отрицает существование подконтрольной ДжИ группировки неких «молодых боевиков», называя эту информацию «попытками негативно заклеймить «Джемаа Исламия».

На сегодняшний день под руководством Русдана «Джемаа Исламия» распространяет свои идеи через мечети, индонезийские исламские школы-интернаты (pesantrens), публичные лекции и мусульманские просветительские организации, такие, как Majelis Dakwah Umat Islam. ДжИ также поддерживает различные благотворительные организации — например, Hilal Ahmar Society, созданную после землетрясения в Джокьякарте в 2006 году для помощи жертвам конфликтов и стихийных бедствий.

Интересным представляется то, что проповеди «Джемаа Исламия» в первую очередь направлены на привлечение в организацию людей, обладающих определенными специальностями.

Согласно отчету «Института политического анализа конфликтов» (Institute for Policy Analysis of Conflict), в 2014 году основными целями вербовки «Джемаа Исламия» были врачи, медсестры, акушеры, специалисты по ядерной энергетике, химики, агрономы и механики.

Помимо Русдана, идеологами «Джемаа Исламия» сегодня являются недавно освободившиеся террористы Насир Аббас и Абу Джибрил, которые, также как и Русдан, утверждают, что избрали путь ненасильственной борьбы за создание исламского государства, которая займет не менее 25 лет.

Возвращение к «нормальной» жизни

Государства ЮВА пытаются фильтровать возвращенцев и депортантов с Ближнего Востока. Только за первую половину 2018 года в Индонезию вернулись более 500 человек, включая детей. По данным индонезийского Института политического анализа конфликтов (IPAC), большинство из них не только не воевали на стороне ИГ, но даже не смогли пересечь турецко-сирийскую границу, а среди тех, кто все-таки попал на территорию, контролируемую ИГ, многие вернулись добровольно и сейчас утверждают, что хотели всего лишь растить своих детей в стране, живущей по принципам шариата, а не воевать. Очевидно, что для всех этих категорий необходимы отдельные программы дерадикализации и интеграции в общество, но трудность как раз состоит в том, чтобы эти категории выявить.

Некоторые страны ЮВА уже выработали свои программы дерадикализации. Подход Сингапура и Индонезии основывается на психологической и идеологической работе с прибывшими и их семьями

Здесь подчеркивают важность реинтеграции таких лиц в общество на правах «своих», а не изгоев, и стараются создать условия, чтобы у них не было повода задуматься о возвращении к прежним убеждениям: выделяется финансовая помощь, предоставляется бесплатное образование для детей. В Малайзии же, наоборот, пошли по принципу сочетания «духовного» и «физического»: говорят, задержанных «убеждают» с помощью пыток

После терактов в Джакарте 2016 года в регионе повсеместно ужесточились антитеррористические законы, а полномочия силовых структур были расширены.

Теракты в странах Юго-Восточной Азии, 2014–2016 гг.

IPAC проанализировал истории 92 индонезийцев, вернувшихся с Ближнего Востока с января по апрель 2017 года. Интересно, что женщины продемонстрировали более радикальные взгляды, чем мужчины. Многие из них отказывались принести присягу Индонезии даже после того, как это сделали их мужья. Исследователи обнаружили, что духовный «долг» был далеко не единственной мотивацией: кто-то рассчитывал на новую работу, кто-то на лучшие условия жизни и образования для детей, а кто-то отправился за рубеж в поисках лучшего медицинского обслуживания.

Главной проблемой программ дерадикализации стало отсутствие правовой базы: легально принудить людей пройти эти программы подчас невозможно. В той же Индонезии люди, депортированные из Турции, не подпадают под закон о борьбе с терроризмом 2003 года, потому что не пересекали границу Сирии, хотя совершенно понятно, с какими намерениями они покидали страну. Другая проблема — отсутствие условий и финансирования для реализации программ. В 2017 году прибывших с Ближнего Востока разместили в приюте Хандаяни при министерстве социального обеспечения Индонезии, в котором содержались малолетние правонарушители. Уже скоро стало известно, что двенадцатилетний мальчик, вернувшийся с Ближнего Востока, заставил соседа-сверстника присягнуть ИГ. Впоследствии более умеренные мусульмане стали прислушиваться к своим радикальным «братьям по несчастью», а не к соцработникам.

Хорошо, что, проводя идеологическую работу, эти центры не пытаются дать альтернативу исламу, заманить светскими либеральными идеями, а занимаются разъяснением положений Корана, стремясь изменить искаженные представления о нем. И все же важнейшим фактором дерадикализации остается социальная среда, в которую вернутся мусульмане. Опасность состоит и в том, что на территории Индонезии, Малайзии и Филиппин существует формировавшаяся десятилетиями партизанская инфраструктура, а значит, инструменты для возобновления джихада всегда под рукой.

Фото: ТАСС

Возрождение исламского движения

Однако после того, как в 1967 году новым президентом Республики Индонезия стал генерал Сухарто, в 1969 году два бывших члена DI Абдулла Сунгкар и Абу Бакар Баашир попытались возродить движение. Они создали подпольную радиостанцию и развернули пропагандистскую работу среди бедного мусульманского населения. Девизом их движения стала фраза: «Смерть на пути Аллаха — наше самое высокое стремление».

В 1984 году между мусульманами Индонезии и полицией начались уличные столкновения, из-за которых Баашир и Сунгкар сбежали в Малайзию. Там они стали готовиться к вооруженной борьбе против Сухарто. Помимо этого, Сунгкар организовал группировку Komando Jihad, известную захватом самолета авиакомпании Garuda Indonesia в 1981 году и нападением на полицейский участок в Бандунге.

Теракты, осуществляемые Komando Jihad, и активная пропагандистская работа дали возможность Сунгкару и Бааширу заручиться поддержкой малазийских радикальных мусульман, что в 1993 году привело к созданию террористической организации «Джемаа Исламия» (ДжИ, буквальный перевод «Исламское общество»; группировка запрещена в России). Его основной целью является создание исламского государства «Даула Исламия Нусантара», в состав которого войдут Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Таиланд и Южные Филиппины.

С 1994 по 2000 годы «Джемаа Исламия» находилась в стадии подготовки, вместе с «Аль-Каидой»1 (запрещена в РФ) разрабатывая планы терактов в Юго-Восточной Азии. Члены ДжИ проходили обучение в филиппинских лагерях «Исламского освободительного фронта моро» (ИОФМ) и «Аль-Каиды».

Структура группировки

В момент расцвета своей активности «Джемаа Исламия» представляла собой группировку с многоуровневой организационной структурой, описанной в идеологическом и тактическом руководстве группы «Общие руководящие принципы борьбы Аль-Джемаа Аль-Исламия» (PUPJI).

Во главе организации стоял эмир, который формировал и председательствовал в дисциплинарном, правящем и теологическом советах, а также в совете по исламскому праву.

Правящий совет включал в себя центральное командование, которое утверждало планы будущих наступлений и контролировало региональные отделения, так называемые mantiqi.

В свою очередь mantiqi были разделены на бригады, роты, батальоны, взводы, отряды и ячейки, и обладали конкретным географическим и функциональным направлением:

  • Mantiqi I: Сингапур, Малайзия (кроме Сабаха) и южный Таиланд; финансовое обеспечение ДжИ;
  • Mantiqi II: Индонезия (кроме Сулавеси и Калимантана); вербовка новых членов;
  • Mantiqi III: Сабах, Сулавеси, Калимантан и южные Филиппины; обучение боевиков и закупки оружия;
  • Mantiqi IV: Австралия и Папуа-Новая Гвинея; сбор пожертвований;

Помимо этого в состав «Джемаа Исламия» также входили функциональные отделы, называемые «шура» («совет»):

  • «Оперативная шура», в ведении которой находится связь с ИОФМ, вербовка и обучение боевиков, которых отправляли в Афганистан или на Минданао;
  • «Шура связи», ответственная за установление электронных каналов связи между группировками и ведение пропагандистских веб-сайтов;
  • «Шура безопасности», занимающаяся вопросами внутреннего контроля, дисциплины членов группировок и контрразведки;
  • «Финансовая шура», контролирующая сбор средств, отмывание денег, связь с подставными благотворительными организациями и банковскими счетами;
  • «Миссионерская шура», регулирующая действия проповедников и сбор средств;

Несмотря на иерархию, изложенную в «Общих руководящих принципах борьбы…», на практике «Джемаа Исламия» более децентрализована — ее полевые командиры развили определенную степень автономии, что позволяет группировке функционировать даже после ликвидации ее лидеров.

Идеологическая доктрина Джемаа Исламия основана на пяти основополагающих принципах: иман (вера), хиджра (эмиграция), и’дад (подготовка к джихаду), джихад и аль-вала валь-бара — разделение человечества на истинных мусульман (которых следует любить — «вала») и остальных людей (к которым следует испытывать ненависть — «бара»).

Готовит ли «Джемаа Исламия» новую волну террора?

Стремление ДжИ к борьбе путем да’ват вызывает сомнения, так как не совсем понятно, сможет ли «старая гвардия» во главе с Русданом в течение столь долгого времени держать в узде молодых новобранцев-радикалов. Более того, основным источником идеологического курса «Джемаа Исламия» до сих пор являются «Общие руководящие принципы борьбы…», согласно которым единственным путем к созданию «Даула Исламия Нусантара» является тотальный террор.

Есть основания полагать, что «Джемаа Исламия» никогда не отказывалась от насилия и террора, а просто «залегла на дно», чтобы компенсировать потери, понесенные в конце 2000-х годов. Это отражает концепцию и’дад, означающую «укрепление мощи перед осуществлением джихада».

В 2011 году в рамках ДжИ была создана вооруженная группировка, которая структурно напоминает бандформирования, которые «Джемаа Исламия» использовала в разгар своей террористической кампании с 2000 по 2005 год. Единственное отличие состоит в том, что уровень группировки сейчас является национальным (bithonah), а не региональным (mantiqi).

Каждый участник группировки должен пройти физическую подготовку, обучиться основам боевых искусств, уметь собирать и разбирать винтовку М-16, стрелять и владеть ножом или мечом. Оружие для нового подразделения было приобретено на индонезийском черном рынке, часть его была самостоятельно изготовлена боевиками кустарными способами в цехах, расположенных в Центральной Яве. Основное финансирование боевого крыла «Джемаа Исламия» происходит за счет членских взносов, которые составляют 5% от дохода боевиков, и пожертвований.

По словам Русдана, данная группировка была создана «исключительно в целях самообороны». Тем не менее тот факт, что «Джемаа Исламия» отправила в Сирию около дюжины боевиков сражаться в рядах запрещенных в РФ группировок «Хайят Тахрир аш-Шам»1 и «Джебхат Фатх аш-Шам»1, говорит о том, что боевая группа ДжИ, скорее всего, нуждается в опытных полевых командирах, — и отнюдь не для оборонительных целей (сам Русдан назвал отправку боевиков в Сирию «гуманитарной помощью»).

Таким образом, хотя на данный момент «Джемаа Исламия» не в состоянии продолжать свою преступную деятельность во имя создания «халифата», есть вполне определенные перспективы полномасштабного возвращения боевиков ДжИ, чему могут поспособствовать перечисленные ниже факторы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: