Ритуал

Роль ритуалов в жизни

Методы и приемы ритуального общения в психологии

Ритуальное общение – это специальный вид коммуникации, который применяется в психологии для достижения определенных целей.

Ритуальное общение в психологии базируется на использовании различных методов и приемов, которые позволяют создать особую атмосферу и установить эмоциональный контакт с участниками процесса. Вот некоторые из основных методов и приемов ритуального общения:

Установление ритуальной формы. Ритуальное общение требует определенной формализации, оно должно иметь свою структуру и определенные правила

Это помогает участникам процесса четко понимать, чего от них ожидают, и создает ощущение общности и важности события.

Использование символов и обрядов. Ритуалы часто включают в себя использование символов и обрядов, которые имеют особое значение для участников

Это может быть что-то физическое, такое как определенные предметы или действия, а также символическое, например, специальные слова или жесты. Эти символы и обряды помогают создать особую атмосферу и укрепить смысловую связь между участниками.

Ритуальное оформление пространства. Одним из методов ритуального общения является специальное оформление пространства. Это может включать размещение определенных предметов, выбор цветовой гаммы, создание особого светового дизайна и т.д. Оформление пространства помогает создать нужную атмосферу и вызывает определенные эмоции у участников.

Правила и регламенты. Ритуальное общение в психологии часто включает определенные правила и регламенты, которые должны соблюдаться участниками. Это может быть порядок выступления, тайминг процесса, определенный набор действий и т.д. Правила и регламенты помогают организовать процесс и установить понятные рамки для участников.

Создание церемонии и ритуального акта. В ритуальном общении в психологии часто используются различные церемонии и ритуальные акты. Это могут быть, например, специальные медитации, молитвы, обряды, словесные формулы и т.д
Церемония и ритуальный акт помогают сосредоточить внимание участников, вызвать определенные эмоции и достичь нужного состояния.

Все эти методы и приемы ритуального общения в психологии направлены на то, чтобы установить эмоциональную связь между участниками, создать особую атмосферу и помочь достичь поставленных целей. Ритуальное общение в психологии имеет свои особенности и может применяться в различных ситуациях, включая психотерапию, тренинги и образовательные процессы.

Другие формы ритуализма

Форма ритуализма, которую Мертон описал в своей теории структурного напряжения, описывает поведение людей, но социологи определили и другие формы ритуализма. Например, социологи также признают политический ритуализм, который возникает, когда люди участвуют в политической системе путем голосования, несмотря на то, что они считают, что система сломана и не может фактически достичь своих целей.

Ритуализм широко распространен в бюрократии, когда члены организации соблюдают жесткие правила и практики, хотя это часто противоречит их целям. Социологи называют это «бюрократическим ритуализмом».

Что такое ритуал?

Граница между ритуалом и не-ритуалом лежит во внутреннем переживании. Эрик Эриксон, американский психолог XX века (и в том числе создатель термина «кризис идентичности»), определил ритуал как «повторяемые действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия». Если какое-то действие для вас наделено символичностью, то в бытовом смысле его можно назвать ритуалом.

Существует несколько классификаций ритуалов: 

индивидуальные, малых групп и больших групп;

уникальные и повторяемые; 

бытовые, деловые, социальные (различные социальные сценарии, которые мы соблюдаем), религиозные и пр. 

Безопасны ли магические ритуалы[]

Многие неопытные исполнители, решившие попробовать свои силы в магии, задают этот вопрос. Конечно, церковь не приветствует волшебство и магию. Первое популярное мнение представителей церкви заключается в том, что магия является страшным грехом, следовательно в будущем исполнителя ждет страшная кара, которая отразиться не только при жизни на земле, но также и после его смерти. 

Такое мнение довольно распространено и на территории нашей страны, однако такая точка зрения, скорее всего, возникла в результате страха перед невиданным и непознанным.

Главными идеологами данного мнения выступают церковники, а ведь в действительности в Библии нет никаких свидетельств, говорящих о том, что магия является грехом и злом.

Следующая точка зрения принадлежит профессиональным магам, оказывающих населению платные услуги. Заключается она в том, что магические ритуалы могут иметь тяжелые последствия, однако они грозят лишь тем, кто самостоятельно проводит магические ритуалы, не имея нужного опыта и должной подготовки. Данная точка зрения легко объясняется финансовым умыслом.

Бесспорно, что профессиональные маги себе на жизнь зарабатывают тем, что занимаются неким колдовством и за это берут с людей деньги. Колдуны не желают терять свой заработок, поэтому они и утверждают, что самостоятельно на свою жизнь влиять нельзя.

Но помимо финансовой стороны вопроса, нужно четко осознавать, какой ритуал вы будете делать и для какой цели, хватит ли у вас сил и энергии, с какими сущностями придется взаимодействовать и как, какие вероятные последствия вас могут ожидать, как правильно сделать защиту в том или другом случае и много других вопросов. Перед выполнением каждый ритуал должен быть полностью разобран и изучен.

Ритуалы в терапевтической практике: их эффективность и применение

Ритуалы играют важную роль в терапевтической практике и могут быть эффективным инструментом в работе с психологическими проблемами пациентов. Они помогают психологу создать специальное пространство для работы над эмоциями и переживаниями, а также установить связь между пациентом и терапевтом.

Одним из ключевых аспектов использования ритуалов в терапии является их символический характер. Ритуалы предлагают пациентам возможность визуализировать свои проблемы, переживания и желания. Символические действия могут помочь в осознании и выражении эмоций, которые трудно передать словами.

Терапевтические ритуалы могут принимать различные формы. Они могут включать экспрессивные искусства, такие как рисование, лепка или письмо. Пациенты могут создавать коллажи, составлять список своих целей или делать символические жесты

Важно, чтобы ритуал был индивидуальным и значимым для каждого пациента

Ритуалы также могут использоваться для создания безопасной и структурированной обстановки в терапевтической сессии. Они помогают пациентам почувствовать себя более комфортно и концентрировано. Терапевты могут использовать ритуалы в начале и конце сессии, чтобы установить ритм и предложить пациентам возможность переключиться на работу над своими проблемами.

Исследования показывают, что использование ритуалов в терапии может улучшить результаты лечения. Они помогают пациентам лучше понять свои эмоции, справиться с травмами и развить навыки регуляции эмоций. Ритуалы также могут помочь пациентам создать новые смыслы и переоценить свои проблемы, что способствует их психологическому росту.

Однако не все пациенты равнодушны к ритуалам. Некоторым людям может быть сложно открыться и принять участие в символических действиях. Терапевты должны учитывать индивидуальные особенности и предпочтения каждого пациента, а также готовность человека к работе с ритуалами.

В заключение, ритуалы являются важным инструментом в терапевтической практике. Они помогают пациентам выразить и осознать свои эмоции, установить связь с терапевтом и достичь психологического роста. Ритуалы создают специальное пространство для работы над проблемами и помогают пациентам чувствовать себя комфортно и поддержанными в процессе их решения.

Что это такое

Под ритуалом подразумевается шаблонный устойчивый порядок действий, характеризующийся церемониальностью. Считается формальным актом, другими словами смыслы и значимость, придаваемые ритуальной процедуре, в реальности не являются ценностями и не обладают смыслами для человека, совершающего ритуал. Отсюда фраза «это лишь ритуал для него» подразумевает либо лицемерие и игру человека, либо несоответствие его внешней поведенческой модели и внутренней составляющей, какой она должна выражаться в действиях. Проще говоря, понятие «ритуал» в обыденной речи характеризуется негативным окрасом.

Правота подобного отношения отражается в повседневном поведенческом паттерне людей. Огромная часть повседневного взаимодействия людей характеризуется церемониальностью именно в негативном значении термина. Г.Зиммель немецкий социолог в своих трудах заключил, что значительная часть обыденного бытия человека скомпонована актами-ритуалами незначительно либо абсолютно несвязанных с сутью забот и волнений.

Наличествующие повседневные взаимодействия всегда церемониальны в различной степени. Чем образованнее, цивилизованнее человек, более существенную роль в бытие его играют ритуальные акты. Так, например, такт является феноменом ритуализации обыденности

Тактичный субъект реплику о личных невзгодах не вставит, даже при её остроте для него и важности. И на подобную неуместную фразу собеседника он также не отреагирует

Отсюда негативный окрас, приписываемый ритуальным актам не всегда закономерен. При этом отделить негативную составляющую от позитивного компонента в ритуале достаточно сложно. Именно из негативного истолкования явления «ритуал» возник термин ритуализм.

Описываемый феномен трактуется в трёх направлениях: во-первых, он считается принципом межличностных обыденных взаимодействий, во-вторых, является вариацией адаптивного поведения и, в-третьих, является ценностной характеристикой групп либо отдельных индивидов.

Ритуализм это в обществознании определение дано Р. Мертоном, который трактовал анализируемое понятие в качестве вариации индивидуального приспособления, когда субъект отвергает социально обусловленные цели вследствие неспособности их воплощения наряду с выполнением институциональных правил, предназначенных для реализации таких целей.

Архаические ритуалы

Как указывает «Новейший философский словарь», «Архаический ритуал представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ отличается от архаического ритуализацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания».

Как справедливо отмечает Байбурин А. К. в работе «Ритуал в традиционной культуре», в ритуале конструируется особого рода реальность — семиотический, то есть смысловой, символический двойник того, что было “в первый раз” и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни. Ритуальная реальность с точки зрения архаического сознания — отнюдь не условность, но подлинная, единственно истинная реальность, поскольку только ритуал дает возможность приблизиться и даже заново пережить ту драму, которой должен руководствоваться человек в своей жизни. Ритуал как бы высвечивает ту сторону вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их истинную суть и назначение. Отсюда и двойственность всех явлений, способность быть чем-то одним в быту и совершенно другим в ритуале, та двойственность, которая обеспечивает удивительное переключение с уровня ежедневной жизни, забот и рутины на уровень актуальных ценностей.

Стоит отметить, что эта особенность восприятия ритуального пространства и ритуальной действительности активно используется и в настоящее время в магических ритуалах.

Да и сам человек в ритуале совсем не тождествен себе в повседневной жизни. Если в быту человек озабочен главным образом поддержанием своего биологического статуса, удовлетворением своих материальных запросов, личных интересов и т. п., то в ритуале находят свою реализацию его духовные устремления. Столь же принципиально отличается и характер освоения мира. В обыденной жизни доминирует внешнее (экстенсивное) “распространение” себя: дом, орудия труда, транспортные средства и т. д. — типичные примеры такого распространения человека и органов его тела. В ритуале представлен иной тип освоения: человек распространяет свою внутреннюю сущность, свою мысль, способность к творчеству. Не случайно ритуал все чаще рассматривается в качестве первоисточника будущих искусств, науки и философии.

Получается парадокс: напряжение мысли, поиск, творческая энергия в максимальной мере проявляются не в наименее зарегулированной сфере жизни (в быту), а в рамках жесточайшего регламента — в ритуале. Но одна из основных структурных особенностей ритуала как раз и заключается в том, что его жесткая схема не только допускает, но и живет за счет импровизации, которая особенно явственно ощущается на стыках частей ритуала, в постоянной игре статусов участников, в рискованных экскурсах в запретные (для бытового поведения) сферы.

Условно все ритуалы можно разделить на светские и религиозные, а также на имеющие смыслом поддержание чего-либо и несущие трансформационную нагрузку. На социально значимые и личностно-целесообразные, на социально-культурные и магико-мистические. Само собой, все эти деления достаточно условны.

Социально-культурные ритуалы в большей степени характерны для архаических обществ. Это традиционные ритуалы, то есть вошедшие составной частью в ту или иную традицию и имеющие определенный прагматический смысл в этой традиции: изменение социального статуса, поддержание легенды, и так далее.

Магико-мистические относятся к ритуалам религиозных и магических культов и основной своей задачей ставят установление связи с сакральным.

Социальные ритуалы

Проблема различения двух миров – сакрального и профанного стала одной из главных тем в творчестве Мирчи Элиаде (1907–1986), что позволило ему получить веские основания использования ритуальных практик в качестве объяснительных моделей бытия не только архаичного, «примитивного» – так называемого homo religious – но и современного нерелигиозного человека. Элиаде был убежден в неразрывной связи религиозного и нерелигиозного типов человека. И хотя большинство ситуаций, в которых оказывался религиозный человек первобытных обществ, давно превзойдены человечеством, они не исчезли без следа, поскольку профанный, мирской человек не может уничтожить свою собственную историю, «выскочить» из собственного происхождения. Эти ситуации не только сформировали современного человека, но и продолжают жить в его сознании и деятельности: «чувствующий и объявляющий себя неверующим, обладает всей скрытой мифологией, а также множеством деградировавших обрядов» , которые в значительной степени задают «рамки» его повседневности.

Ритуальное действие вводит эмоционально-напряженные психологическое состояния личности в определенные социокультурные рамки. В истории человеческого общества ритуал выполнял важную социализирующую функцию как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе подобные социальные сохраняется главным образом в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т.п.).

В изучение социальной стороны ритуалов внес вклад выдающийся социолог Э. Дюркгейм. С точки зрения Дюркгейма, за всеми религиозными и иными верованиями и мифами скрывается одна и та же реальность — социальная. Он утверждает, что «верующий, поклоняясь божеству, в действительности поклоняется обществу»

В этом смысле неважно, о поклонении какому божеству идет речь. «Верующий не ошибается, когда полагает, что существуют объекты, которые выше его, эти объекты существуют реально, и этот объект — общество»

Функция ритуалов, по Дюркгейму, состоит в том, чтобы оживлять коллективные чувства, усиливать социальную сплоченность; в том, чтобы в процессе исполнения этих ритуалов, люди чувствовали свою принадлежность к социальному целому, будь то клан, племя или общество более широкого масштаба.

Устойчивость культуры во многом обусловливается тем, насколько развиты социализирующие структуры, определяющие ее единство и целостность. Целостность культуры предполагает выработку единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на эти (интегрирующий и стабилизирующие) аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции, в основе которого лежит процесс стереотипизации опыта.

Социальные ритуалы имеют целью изменение или поддержание социального статуса. К современным социальным ритуалам, связанным с изменением статуса, можно отнести День первокурсника, Выпускные вечера, Армейскую присягу.

Ритуализм как ответ на структурное напряжение

Мертон, важная фигура в ранней американской социологии, создал то, что считается одной из самых важных теорий девиантности в этой дисциплине. Теория структурной деформации Мертона утверждает, что люди испытывают напряжение, когда общество не предоставляет адекватных и одобренных средств для достижения культурно ценных целей. По мнению Мертона, люди либо принимают эти условия и соглашаются с ними, либо они каким-то образом бросают им вызов, что означает, что они думают или действуют таким образом, который кажется отклоняющимся от культурных норм.

Теория структурной деформации объясняет пять реакций на такое напряжение, одной из которых является ритуализм. Другие ответы включают соответствие, которое включает постоянное принятие целей общества и постоянное участие в утвержденных средствах, с помощью которых предполагается их достичь. Инновация предполагает принятие целей, но отказ от средств и создание новых средств. Ретреатизм означает отказ как от целей, так и от средств, а восстание возникает, когда люди отвергают и то, и другое, а затем создают новые цели и средства для достижения.

Согласно теории Мертона, ритуализм возникает, когда человек отвергает нормативные цели своего общества, но, тем не менее, продолжает участвовать в средствах их достижения. Этот ответ включает в себя отклонение в форме отказа от нормативных целей общества, но не отклоняется на практике, потому что человек продолжает действовать таким образом, который соответствует достижению этих целей.

Один из распространенных примеров ритуализма — это когда люди не преследуют цель продвинуться в обществе, преуспев в своей карьере и зарабатывая как можно больше денег. Многие часто думали об этом как об американской мечте, как и Мертон, когда создавал свою теорию структурной деформации. В современном американском обществе многие осознали, что резкое экономическое неравенство является нормой, что большинство людей на самом деле не испытывают социальной мобильности в своей жизни и что большая часть денег зарабатывается и контролируется очень крошечным меньшинством богатых людей.

Те, кто видят и понимают этот экономический аспект реальности, а также те, кто просто не ценит экономический успех, а строят его по-другому, отвергают цель подъема по экономической лестнице. Тем не менее, большинство по-прежнему будет придерживаться поведения, которое предназначено для достижения этой цели. Большинство из них будет проводить большую часть своего времени на работе, вдали от своих семей и друзей, и даже могут попытаться получить статус и повышенную зарплату в рамках своей профессии, несмотря на то, что они отвергают конечную цель. Они «совершают движения» того, что ожидается, возможно потому, что они знают, что это нормально и ожидаемо, потому что они не знают, что еще делать с собой, или потому что у них нет надежды или ожидания изменений в обществе.

В конечном итоге, хотя ритуализм проистекает из недовольства ценностями и целями общества, он помогает поддерживать статус-кво, сохраняя нормальные повседневные практики и поведение. Если вы задумаетесь об этом на мгновение, то, вероятно, есть по крайней мере несколько способов, которыми вы участвуете в ритуализме в своей жизни.

Виды и формы ритуала

Первая классификация ритуалов принадлежит Эмилю Дюркгейму — французскому социологу, который одним из первых начал изучать феномен ритуала с научной точки зрения.

В соответствии с существованием двух миров – профанного и священного – выделяются две главные категории ритуалов: отрицательные, представляющие собой систему запретов, направленную на недопущение смешения этих миров (как пространственного, так и временного), и положительные, цель которых – приблизить человека к миру священного. Последние направлены на завоевание расположения божества и, как следствие, должны обеспечить желаемое состояние дел, что достигается либо в ходе инсценировочной деятельности или подражания – имитационные ритуалы, либо путем инсценировки или воспроизведения прошедшего – коммеморативные ритуалы. В качестве особого вида положительных ритуалов выступают искупительные, направленные на смягчение вины или последствий святотатства, в ходе которых осуществляется жертвоприношение.

Дюркгейм рассматривает общество, как воплощение сакрального, и отличает магию от религии, выделяя магические и религиозные ритуалы. Если основу религии составляет вера в персонифицированные сверхъестественные силы – бога или богов, объединяющая общество, то магия – дело индивидов, преследующих собственные цели, т.е. в ней отсутствует объединительное начало, тогда как в религиозных ритуалах участвует, как правило, все общество или его ключевые группы и символические персоны.

В рамках классификации ритуала по функциям особое место отводится кризисным ритуалам, проводимым как индивидом, так и группой в ответ на возникшую острую проблему, ставящую группу или индивида буквально перед лицом смерти, а потому настоятельно требующую решения, например, вызывание дождя в период долгой засухи; примером современного кризисного ритуала является обращение главы государства к нации в случае бедствия.

Отдельно можно выделить календарные ритуалы, связанные с наступлением повторяющихся природных явлений – смены времен года, фазы Луны, созревания урожая и т.д. Любая сельская культура наполнена такими обрядами – со специфическими богами, героями, мифическими созданиями, нередко весьма сложными, как правило, насыщенными эротическими символами в силу порождающего и обновляющего их характера. В процессе урбанизации и индустриализации календарные ритуалы частично отмирают, но многие сохраняются, утратив при этом значительную долю религиозной составляющей. Как писал Мирча Элиаде, «современный человек, чувствующий и объявляющий себя неверующим, обладает всей скрытой мифологией, а также множеством деградировавших обрядов. Празднества по случаю Нового года или переезд в новый дом, даже имеющие светский характер, заключают в себе структуру обряда обновления. То же относится и к празднествам по случаю бракосочетания, рождения ребенка, получения новой должности, выхода на новую ступень социальной иерархии и т.п.» .

Весьма интересны и сохранившиеся в значительной степени до сего дня ритуалы родства, ритуальное родство – это третий тип родства после родства по крови или в результате брака, отражающее функциональные связи, например, с крестным отцом или матерью.

Американские антропологи Е. Чепл и С. Кун выделяют также ритуал интенсификации . Это интегральный тип, обозначающий совокупности ритуалов: кризисных, календарных и т.п., направленных на противодействие нарушению равновесия групповой жизни путем интенсификации взаимодействия между членами группы с целью повышения «градуса» сплоченности. Как правило, функцию интенсификации выполняют кризисные ритуалы.

Споры вокруг ритуализма в Церкви Англии в XIX веке

Истоки ритуализма в Церкви Англии

Романская казула, использование которой могло привести священника к юридическому преследованию

Развитие ритуализма в Церкви Англии в основном ассоциировалось с тем, что называли «вторым поколением» Англо-католицизма, то есть в период развития Оксфордского движения после 1845 года, когда Джон Генри Ньюмен покинул Церковь Англии, приняв католицизм. Некоторые исследователи полагают, что обращение лидерами Оксфордского движения внимания к вопросам литургии и ритуала было неизбежным, как и то, что они стали сторонниками использования католических практик и фор богослужения. Тем не менее, среди ритуалистов лишь небольшое количество энтузиастов были сторонниками использования латыни как литургического языка.

Традиционная биретта

Лидеры первого поколения Англо-католического возрождения или Оксфордского движения (то есть Ньюмен, Эдварда Боувэри Пьюси, Джон Кебл) были, в основном, заняты вопросами богословского и экклезиологического характера, в том время как вопросы ритуала были им мало интересны. Они были сторонниками идеи, что в основе своей идентичности Церковь Англии является кафолической, а не протестантской. Они утверждали, что англикане обязаны использовать Книгу Общей Молитвы. Автор «Трактата 3» из «The Tracts for the Times» активно выступал против любой ревизии Книги Общей Молитвы, рассматривая её использование как абсолютную обязанность. Даже «Трактат 90», который анализирует 39 статей англиканского вероисповедания39 статей, занимался в основном богословскими вопросами. В нём не придавалось никакого внимания вопросу изменения современной тому времени литургической практики Церкви Англии.

Экклезиологические вопросы способствовали подъему интереса к литургическому выражению убеждения, согласно которому Церковь Англии сохранила свой фундаментально кафолический характер после Реформации.

Одним из свидетельств смены внимания англо-католиков с теологических вопросов на ритуальные, можно считать позицю Пьюси по отношению к ритуализму. Пьюси, единственный из выдающихся лидеров первого поколения Оксфордского движения, который сохранил свое влияние и во втором поколении, не симпатизировал увлеченности ритуалом. Однако, когда священники стали подвергаться юридическому преследованию в соответствии с Актом о регулировании общественного богослужения (The Public Worship Regulation Act) от 1874, Пьюси тут же продемонстрировал свою поддержку преследуемым.

«Bells and Smells»: противоречивые практики ритуализма

С 1850-х по 1890-е, ряд ритуальных практик, введенных ритуалистами, привели к периодическим и интенсивным местным спорам, многие из которых заканчивались юридическим преследованием. Те из них, которые рассматривались последователями Оксфордского движения как основные, стали известны как «шесть пунктов»:

  • использование литургических одеяний, таких как Казула (облачение)казула, Стола (облачение)стола, Альба (облачение)альба и Манипул (облачение)манипула;
  • использование Кадилокадила и благовоний;
  • использование «огней» (особенно в практике поставления шести свечей на Высокий Алтарь (the high altar));
  • использование гостий для Евхаристии;
  • священник обращается лицом в Востоку во время Евхаристии (что отлично от требования Книги Общей Молитвы 1662 года, согласно которому священник должен находиться у северной стороны алтаря);
  • совершение крестного знамения;
  • добавление воды в евхаристическое вино.

Отец Артур Тус (Общество Святого Креста) оказался под юридическим преследованием за практики ритуализма

Другие спорные практики:

  • использование колокольчиков при вознесении гостии;
  • использование католической терминологии, например, описании «Евхаристии» как «Мессы»;
  • использование литургических процессий;
  • украшение церквей статуями святых и иконами;
  • почитание Святой Девы Марии и молитвы к святым;
  • ритуал поклонения Святым Дарам;
  • использование молитвы «Агнец Божий» в Евхаристии.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: