Традиции и обычаи казахов

Казахские традиции и обычаи

Внешний облик

Сегодня о саках история упоминает лишь как о древних кочевых народах, а рассказать об их жизни могут места захоронений. В них археологи находят ювелирные изделия, предметы быта, оружие, образцы глиняной посуды и ритуальных вещей.

Значительную часть крупных погребений представляют захоронения сакских вождей. Их можно увидеть на территории долин рек Талас, Чу, в Кыргызстане, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях. Благодаря таким отголоскам древности мы можем составить впечатление о жизни и быте сакского народа.

Иссыкский золотой человек. Парадный доспех Сакского царя или царицы из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в Иссыкском кургане, Казахстан \ wikipedia.org

Если говорить о внешнем облике, то саки, как и многие другие племена, выделялись традиционной одеждой. Она была не только отличительным признаком представителей народности, но и крайне удобным “обмундированием”, использующимся в бою.

Верхняя одежда воина представляла собой кафтан и штаны. Наряд знатных представителей украшало обильное число золотых предметов. Порой их насчитывалось около трёх сотен на кафтане одного человека.

Шлемы в Сакском стиле \ Евгений Край

Многие из них имели ритуальное предназначение. Если посмотреть на изображения, что демонстрируют нам старинные золотые бляшки, можно заметить преобладание образов птиц и, в частности, орла. Это были священные животные, покровители и хранители воинов степей.

От себя хочу предположить, что в древности сак могли отождествлять свой род с орлом-прародителем. Такие явления не были редкостью в первобытном обществе. Но в дальнейшем орёл просто превратился в символ народа.

Обожествление различных животных ярко заметно в ювелирном искусстве саков. Древние обычаи этого народа были неразрывно связаны с почитанием птиц, зверей, растений. Особенно поклонялись лошадям и львам. Изображения последних встречаются в самых разных ипостасях. С поверхности золотых украшений саков на нас может смотреть как лев в привычном облике, так и некое фантастическое существо, сочетающее человеческие и львиные черты.

Короли с драконами. Серьги из Тилли-тепе, I век до н. э.Местонахождение: Музей Гиме, Париж, Франция

Прощание? Или удерживание?

Трудности у ученых вызвала интерпретация всего обряда в целом, поскольку традиция садиться на тела умерших родственников у других народов севера зафиксирована не была. Исключение составлял погонщик нарт у чукч, который отвозил тело умершего в тундру и при этом был вынужден садиться на ноги покойному, так как места для него в нартах не было, – на это в своей работе «Чукчи» указывал советский этнограф Владимир Германович Богораз. Но эта ситуация не имеет ритуального значения, она вынужденная.
Объяснить происходящее на корякских похоронах ученые смогли лишь после того, как «развели» части ритуалов по отдельности.
В одной из версий ученых предполагалось, что ритуал «присаживания» на грудь покойнику является древним актом прощания с ним. Это последняя трапеза, которую живой как бы разделяет с умершим сородичем.
Переступание же через умершего и ритуальное отталкивание ногой его тела – символизирует его отделение от мира живых и признание его мертвым

Руки покойника, которые как бы хватают в это время ноги переступающих символизируют его последнее прощание с живыми.
Если же принять во внимание, что раньше ритуальные действия были не совмещены, и один из родственников сидел на груди покойника, в то время как другие переступали через него и трапезничали, то картина вырисовывается совершенно иная.
В этом случае сидящий на покойнике предстает как человек, который удерживает его на месте, позволяя другим совершить ритуал совместной трапезы и отторжения умершего сородича от мира живых. Сидящий в этом случае предстает как бы охранником, удерживающим покойного на месте как потенциально опасное существо, который в сказках северных народов то и дело оживает и начинает преследовать живых

Чтобы такого не произошло до того момента, когда покойник не будет окончательно исторгнут из мира живых, его следует удерживать на месте.

« Сколько дворян Российский империи были русскими по национальности

Отношение к старшему поколению

С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше.

«Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.

Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье обязан оставаться жить с родителями до их смерти, независимо от собственного волеизъявления.

Привязанность к предкам исходит из религиозного течения тенгрианства. Доисламская религия тюрко-монгольских кочевников со временем претерпела большие изменения под влиянием буддизма, ислама и христианства, но у казахов остались многие обычаи, которые прямо вытекают из этой религии.

Казахи: традиции гостеприимства, семейные ценности и свадебные обряды

Казахстан — это уникальная страна, в которой сочетаются традиции кочевого народа и современного общества. Одним из главных аспектов культуры казахов является их гостеприимство. Гости всегда встречаются с радушием, им предлагаются разнообразные блюда, такие как бешбармак, лагман, куырдак и другие.

Семьи в казахской культуре занимают важное место. Семейные ценности передаются из поколения в поколение, и считается, что каждый член семьи должен поддерживать друг друга

Наиболее значимыми в жизни казахов являются свадьбы, на которых собираются все члены семьи и друзья.

Свадебные обряды включают в себя множество традиций, таких как келін ауысы — приём невесты, тәйсене тарту — развлечения для гостей и многие другие.

Традиции гостеприимства — это одно из самых ярких проявлений культуры казахов, благодаря которому каждый человек может почувствовать себя желанным гостем.

Семейные ценности — это краеугольный камень казахской культуры, который позволяет семьям сохранять традиции и передавать их следующим поколениям.

Свадебные обряды — это важное событие в жизни каждого казаха, на котором проявляются все аспекты национальной культуры и традиций.
 

Казахи — это народ с древней культурой, богатой историей и уникальными традициями. Изучая казахскую культуру и обычаи, мы можем глубже понять этот удивительный народ и обогатить свой жизненный опыт.

Социальные традиции

У казахов современные культурные традиции гармонично сочетаются с древними обычаями, а религиозные праздники мусульман и христиан с национальными праздниками, установленными законом.

Как государственные праздники в Казахстане отмечают:

  • Новый год (1 и 2 января);
  • Международный женский день (8 марта);
  • Наурыз мейрамы ― праздник прихода весны (21 марта);
  • Праздник единства народа Казахстана (1 мая). Отмечается с 1996 года;
  • День защитника Отечества (7 мая). Праздник связан с созданием в стране в 1992 году национальных вооруженных сил;
  • День Победы (9 мая);
  • День Столицы (6 июля). В этот день в 1994 году столица Казахстана была перенесена из Алма-Аты в Акмолу;
  • День Конституции (30 августа);
  • День Первого Президента Республики Казахстан (1 декабря). Праздник основан в честь признания особых достижений Нурсултана Назарбаева.
  • День Независимости Республики (16 декабря).

Многие из казахов придерживаются мусульманства, поэтому в стане чтут религиозные праздники ислама.

Самыми значимыми можно считать:

  • Курбан-айт. Трехдневный праздник, который отмечается 21 августа. В этот день принято совершать жертвоприношение в виде домашнего животного (козы или барана).
  • Ночь Рагаиб. Дата бракосочетания родителей пророка Мухаммеда. Отмечается в первую пятницу месяца Раджаб.
  • Раджаб-байрам. Праздник вознесения пророка Мухаммеда. Отмечается 27 числа месяца Раджаб.
  • Лейлят-аль-Кадр. Дата, связанная с ниспосланием пророку Мухаммеду Корана, отмечается в период поста в месяце Рамадан.
  • Мусульманский Новый год. Празднуют в первый день месяца Мухаррам.
  • Рождение Пророка. Отмечается 12 числа месяца Рабиг ал-авваль.

Треть населения Казахстана исповедуют христианство, поэтому в стране также отмечают христианские праздники:

  • Рождество (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Пасху (переходящий праздник, отмечается в период с 4 апреля по 8 мая);
  • Троицу (отмечается на 50-й день после Пасхи);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября.)

В эти дни православные казахи посещают церкви, накрывают праздничные столы.

Праздник Наурыз

Еще одна замечательная традиция, восходящая к древним, доисламским временам истории казахского народа, – праздник Наурыз. Это праздник весны, обновления природы, начала новой жизни. По тенгрианским верованиям, Наурыз считается началом нового года и отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. 

Как и остальные большие праздники, Наурыз состоит из множества небольших ритуалов и обычаев. Праздник начинается с рассветом, когда все жители аула или поселка выходят вместе, под руководством аксакалов сажать деревья. 

После посадки деревьев, все собираются на праздник. Люди веселятся, поздравляют друг друга с наступлением нового года, желают друг другу мира, благополучия, достатка и счастья. Исполняются песни, сложенные специально для этого праздника, – Наурыз Жыр. Устраиваются спортивные состязания: борьба курес, скачки байга. Часто посреди села ставят большие качели для детей и молодежи. Обязательно устраиваются интеллектуальные конкурсы на разгадывание поэтических загадок, состязания в скороговорках. 

После праздника в каждой семье, в каждом доме накрывается праздничный стол – дастархан. Трапеза обычно проводилась в полдень. До и после трапезы приглашенный мулла читает молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. В этом ритуале мы видим слияние языческих и мусульманских традиций.

Во время праздника Наурыз обязательным являлось присутствие числа 7, которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставились семь чаш с особым праздничным напитком Наурыз-коже, который готовился из семи видов злаков, на дастархан ставилось семь разных угощений.

Праздничный день обычно заканчивался айтысом – большим представлением, на котором все окрестные акыны состязались в импровизаторском мастерстве. Айтыс заканчивался с заходом солнца: считалось, что именно в этот момент добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами, с песнями и плясками обходили все окрестности селения, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

Традиции приема гостей

Традиционное казахское гостеприимство навсегда запоминается каждому, кто хотя бы раз посетил Казахстан. И не только казахи, но и, наверное, все остальные народы, населяющие Казахстан, переняли это традиционное радушие и уважение к гостю.

Такое отношение с гостям сложилось в далекой древности. Случайных путников, а также приглашенных гостей всегда встречали с радушием и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы». 

Гостя провожают в юрту и усаживают на самое почетное место (тор) напротив входа. Сразу же подают легкие угощения казахской кухни и напитки: кумыс, шубат, айран или чай с молоком. На стол ставятся свежие баурсаки, свежие лепешки, курт, иримшик. Сразу же подавались и закуски из конины или баранины: жая, казы, шужук и другие. 

Зачастую в честь приезда гостя хозяева режут барашка и готовят из него сразу несколько блюд: куырдак из легких, печени и почек, который подается как предварительное блюдо, и основное блюдо казахского застолья – ет, или мясо по-казахски (иначе называемое «бешпармак»). Отварное мясо обычно раскладывается большими кусками на подносе. Хозяин сам нарезает мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками. Такая разделка – тоже традиционная: тазовые кости и голень предназначаются почетным старикам, грудинка – зятю или невестке, шейный позвонок – девушкам и т. д. Самому почетному гостю хозяин преподносит приготовленную особым способом голову барана. К мясу обязательно подается наваристый бульон в пиалах. 

С приемом гостей связан еще один ритуал или традиция – «Конаккаде». Хозяин дома в конце застолья может попросить гостя исполнить песню либо поиграть на музыкальном инструменте. Гость в ответ обычно исполняет импровизацию, в которой благодарит хозяев за теплый прием.

Дорогих, важных гостей в казахском доме привечают особо, для этого есть обряд Ат мингизип шапан жабу. Уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня и дорогой чапан (расшитый халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).

Иногда важный гость получал в подарок коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы показать дорогому гостю свое уважение. Эта традиция называется Бес Жаксы, или 5 ценных вещей. В наше время этот обычай соблюдается нечасто, но в некоторых деревнях Казахстана он еще имеет силу.

С тех же древних времен сохранилась, например, одна интересная традиция – Ерулик, или знакомство с новоселами. Новые жители аула обязательно приглашаются на ужин или обед к ближайшим соседям. Так, за накрытым столом люди знакомятся, и новички легче вливаются в общество

Во многих казахских семьях эта традиция жива и по сей день, неважно, живет ли семья в ауле или в современном многоквартирном доме. 

Есть еще некоторые интересные традиции, которые связаны с гостеприимством:

  • Токымкагар, или проводы в путь. Обычно устраивается перед отъездом кого-либо из родных на долгий срок. Обязательно режется баран, устраивается той-дастархан (праздничный пир). Провожающие произносят различные пожелания для тех, кто собрался в дальний путь.
  • Тизе Бугу. Старинная традиция, согласно которой гость, входящий в дом, преклоняет колено, выказывая этим уважение к хозяину и его дому. Раньше вход в жилище без соблюдения этого обряда воспринимался как оскорбление.
  • Той-дастархан – праздничный пир. Кроме обильного застолья, той-дастархан подразумевает спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки и другие игры.
  • Шашу – обряд во время праздника: прибытия дорогих гостей, свадьбы, сватовства и т.д. Виновников торжества осыпают конфетами и монетками. Разбросанные конфеты и деньги, как правило, собирают дети. Казахи верят, что сладости, подобранные во время Шашу, приносят удачу.
  • Суюнши – обычай дарить ценные подарки тому, кто принес хорошую весть.
  • Байғазы – традиция дарить небольшой подарок тому, кто приобрел обновку.
  • Саркыт – традиция забирать угощение после той-дастархана. Хозяева раздают гостям оставшееся угощение с собой. 
  • Туган жерге аунату. Обычай встречи путешественника. Человека, долгое время прожившего вдали от родины, по возвращению нужно обвалять в земле. 
  • Белкотерер – традиция готовить особое угощение для пожилых людей. Для них специально готовятся вкусные, мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Обязанность угощать стариков возлагается на детей или близких родственников, реже – на соседей. 

Казахская кухня

Основными блюдами у казахов считаются мясные, их готовят из баранины, говядины, конины или верблюжатины. Свиное мясо ислам употреблять не разрешает, а птица в казахских рецептах используется не часто, поскольку ее разведение в стране ограничено.

ТОП-10 казахских национальных блюд:

  • Бешбармак. Очень густой суп на крепком бульоне. Состоит из кусочков отварного мяса и салмы ― фигурной лапши домашнего приготовления.
  • Куырдак. Мясные субпродукты (печень, сердце, почки, легкие) и картофель, жареные на курдючном сале.
  • Ушпара. Первое блюдо – начиненные мясом квадратики теста, сваренные в овощном супе.
  • Манты. Аналог русских пельменей, блюдо из мелкорубленого мяса и тонко раскатанного теста, готовят манты на пару.
  • Палау (плов по-казахски). Кроме обычных ингредиентов ― риса, мяса (обычно баранины), моркови и лука, в него добавляют в плов курагу, изюм или сушеные яблоки.
  • Казы. Это колбаса из конины, приготовленная со специями и пряностями.
  • Коктал. Рыба, запеченная с овощами и сыром. Готовится в коктальнице ― металлическом ящике с решеткой.
  • Баурсак. Десертное блюдо, представляющее собой обжаренный в масле пончик круглой, квадратной или треугольной формы.
  • Талкан. Сладкое блюдо из прожаренных и растолченных зерен пшеницы, смешанных с сахарным сиропом.

Чак-чак. Десерт из тонких длинных кусочков теста, обжаренного во фритюре, политых сиропом и посыпанных орехами.

Гостеприимство изложение. Казахское гостеприимство как национальная черта народа

Самая особенная, отличительная черта казахского народа является их гостеприимство. Почему же оно у них развито так высоко? Попытаемся разобраться с этим вопросом.

Обсалютно все казахи, как один, без исключения, считают, что гостеприимство всегда было у них в крови. Мне стало интересно, откуда и благодаря чему у них в крови появилась, пожалуй, самая положительная черта, гостеприимство.

Существует огромное количество легенд о казахском гостеприимстве, согласно одной из них, человека поглотила земля за то, что тот не принял гостя, а его скот пропал, не принеся пользу народу.

Давайте будем реалистами, я не верю в легенды, в то, что человека поглотила земля, на мой взгляд, это всего лишь сказки для маленьких детей. Давайте на мгновение, хотя бы по средствам нашего воображения, перенесёмся назад в прошлое и вместе разберёмся с этим вопросом, а я лишь подскажу направление вашей мысли.

Итак, казахский народ был в то время кочевым народом. Территорию казахской земли составляли бескрайние степи. У каждого рода, да и у каждого казаха был определённый маршрут, по которому они перегоняли скот (кочевали). Для жилья они использовали юрты, крайне удобные для их образа жизни.И вот на просторной казахской территории появляется путник, к примеру, скажем, он шел с современной территории России.

Напомню, в этот период не существовало ни телефонной связи, ни телевидения, ни газет, ни нашего любимого интернета, не было никакой возможности узнать о том, что же твориться вокруг, в мире, за пределами их пастбищных угодий. И вот он путник, путник, который хоть что-то знает об окружающем мире, хотя бы том, где он жил, и том мире, что окружал его во время путешествия.

Конечно же, любой казах запустит его в дом, посадит на самое почетное место и вкусно накормит, только ради одного, узнать что-то новое от него, что-то интересное. В этом и есть секрет их кровного гостеприимства, только благодаря такому развитию событий он и стал их национальной чертой.

Все историки считают, что для гостя на стол ставилась самая вкусная еда, и стол был переполнен мясом. Вкусные были блюда или нет, судить не мне, а вот в плане мяса, они упустили одну маленькую, но важную деталь. Саамы бедный казах, бомж, как сказали бы сегодня, имел в то время пятьдесят баранов и как минимум одну лошадь. Мясо на столе у такого человека, это повседневная пища, ужин без мяса для такого человека не считался ужином. Они не ставили лучшее, они ставили обычное.

Сейчас конечно всё иначе, мир развивается, и вас вряд ли пустят в дом и накормят просто ради того, чтобы выслушать. Хотя я не исключаю такой вариант.

  • Как определить (запланировать) пол ребенка без медицины?
  • Моя «национальная идея».
  • Как один человек изменил взгляд на 7 миллиардов людей.
  • Как стать счастливым
  • Великая Отечественная Война, или проблемы современности.

Эта статья опубликована в интернет-журнале «Сетевой» — 2019. Копирование и публикация статей журнала на сторонних сайтах запрещена!

Как пройти проверку на плагиат в Казахстане

Для того чтобы понять, как пройти проверку на плагиат в Казахстане, необходимо уметь пользоваться несколькими методами повышения уникальности. Требования к антиплагиату в казахстанских вузах высокие, поэтому обязательно нужно комбинировать несколько техник.

К наиболее популярным относятся:

  • Вставка вводных конструкций
  • Рерайт
  • Использование контента с иностранных ресурсов
  • Замена слов синонимами
  • Перефразирование

Больше способов, которые помогут вам пройти проверку на плагиат, вы можете найти в нашей статье «Как поднять уникальность для вуза Казахстана».

Все вышеперечисленные методы отнимают много времени и сил. Порой до дедлайна остается всего пару дней и выделить лишний час на работу над текстом просто невозможно. Решение есть – воспользуйтесь услугами сервиса Antiplagiat-killer.kz. Для оформления заказа нужно лишь заполнить специальную форму на сайте. Тогда буквально за пару минут вам удастся научной статьи, курсовой, дипломной и любой другой работы. Эта технология легко скрывает любые заимствования, без внесения каких-либо изменений в сам текст. Сервис полностью автоматизирован, вы можете воспользоваться услугой в любое время.

Таким образом, мы рассмотрели традиции и обычаи казахов. Как современные, так и устаревшие. Как оказалось, большинство из них уже остались лишь в истории, молодые люди их не используют в своей жизни. Однако некоторые все же можно встретить и сейчас. Например, в традиционные национальные игры все еще играют во время праздников и разных мероприятий.

В статье вы найдете свадебные и праздничные традиции и обряды, которые все еще иногда можно увидеть в некоторых районах Казахстана. Также мы расскажем, какие ритуалы раньше нужно обязательно проводить перед свадьбой или после рождения ребенка.

Казахское гостеприимство диктант на казахском. Какой диктант на латинице писали 2 миллиона казахстанцев

43

Около двух миллионов казахстанцев приняли участие в написании диктанта на латинице, передает корреспондент Tengrinews.kz . Как сообщили в Министерстве культуры и спорта, общенародный диктант прошел во всех регионах страны.

Диктант на тему «Рухани жаңғыру» был несложный и доступный для всех участников — от школьников до старшего поколения. Текст из 80 слов. Продолжительность диктанта — 30 минут.

Текст диктанта на латинице

14 ноября в Национальной академической библиотеке диктант писали министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, а также оперная певица Майра Мухамедкызы, артист балета Бахтияр Адамжан, писатели Роза Муканова и Конысбай Абилов, культуровед Кентау Назарбек, чемпион мира по дзюдо Максим Раков, призер международных соревнований Азамат Муканов и другие.

«Диктант для меня был несложным, особых затруднений не было, тем более, что в Китае я раньше писала на казахском языке латинскими буквами. Безусловно, для перехода на новый алфавит необходимо время, терпение и понимание. Но это необходимо для будущих поколений, это, считаю, правильно и своевременно», — поделилась Майра Мухамедкызы.

По информации Министерства культуры и спорта, в специальных аудиториях одновременно писали диктант свыше полутора миллионов казахстанцев. Кроме того, огромное количество желающих участвовали онлайн (дистанционно). Текст транслировался в прямом эфире радиостанций «Шалқар», «Қазақ радиосы» и на сайтах emle.kz, tilalemi.kz.

Главная задача акции — популяризовать новый казахский алфавит на основе латинской графики.

Письменный вариант текста был опубликован и доступен сразу же после завершения диктанта на сайтах emle.kz, tilalemi.kz., где каждый участник смог сам проверить и оценить свой уровень владения новым казахским алфавитом.

Свадебные традиции

Казахская свадьба – грандиозное значительное событие, впрочем, как и в любой другой семье. Но казахская свадьба – это не просто праздник для молодоженов, родителей, близких родственников и друзей, как это принято во всем мире. Казахская свадьба – это соединение родственными узами двух родов. Поэтому казахская свадьба предполагает множество различных обрядов и традиций, которые должны неукоснительно соблюдаться.

В старину молодой человек делал предложение девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она всё равно не имела права ослушаться родителей: они решали за своих детей их судьбу.

Как и раньше, в дом девушки приходят сваты (кудалар) с подарками. Кольцо невесте дарит жена его брата, а не сам жених. День свадьбы раньше назначали старейшины рода, сегодня же дата свадьбы обсуждается вместе с молодоженами. Во время сватовства сваты обычно обмениваются дорогими подарками.

Традиция платить калым, или выкуп за невесту. Теперь родители жениха платят не всегда, но во многих сельских семьях, где традиции сильнее, стараются чтить обычаи и дарят семье невесты скот, дорогие ткани и украшения. По традиции жених имеет право увидеть невесту и навещать в доме ее родителей только после уплаты калыма.

После того, как все процедуры были соблюдены и сватовство состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери (кыз узату) и дарит всем родственникам жениха одежду.

Само бракосочетание – это большой праздник, на который обычно приглашаются все родственники жениха и невесты. Во время свадьбы специально приглашенный акын исполняет традиционные казахские свадебные песни, проводятся конкурсы, танцы, веселые состязания. После свадьбы молодых отправляют в свадебный шатер.

Список основных традиционных свадебных обрядов:

   •    Кудалык – сватовство родителей жениха вместе с близкими родственниками невесты.
   •    Аран керу – обряд прохода сватов в дом родителей невесты.
   •    Беташар – обряд раскрытия лица невесты. Показ невесты на свадьбе.
   •    Сырга салу – символический обряд надевания сережек невесте матерью жениха, что означает окончательный договор между сватами.
   •    Калын мал (калым) – выплата калыма (подарка) стороной жениха стороне невесты в благодарность за их труд и воспитание девушки.
   •    Кыз узату – традиционный обряд проводов невесты из дома родителей в дом родителей жениха.
   •    Курсак той – казахский народный обычай семьи жениха устраивать праздник после новости о беременности снохи.
   •    Кража невесты – традиция, когда джигит просто похищал понравившуюся девушку и увозил в свой аул. После похищения проводились все остальные обряды. Сегодня так поступают только с согласия самой девушки. В противном случае похищение человека считается уголовным преступлением. 

Национальные казахские традиции

У каждой нации есть хотя бы один обычай, который можно назвать уникальным. У казахов таких традиций много, и кратко рассказать о них просто не получится.

Самые популярные:

  • Байга. Это скачки на лошадях по пересеченной местности. В прежние времена байгу проводили как соревнования претендентов на руку девушки, сегодня эти скачки проходят на ипподромах, а призом служат автомобили или дорогая оргтехника.
  • Саркыт ― гостинцы, которыми хозяева наделяют гостей. Такие небольшие подарки (обычно в виде сладостей) считаются выражением уважения и благодарности за визит.
  • Ерулик. Угощение для новых соседей. Эта интересная национальная традиция казахов сохранилась со времен существования аулов, когда новоселы получали в подарок от старожилов накрытый стол, это помогало им быстрее адаптироваться в новой среде и знать, что соседи всегда придут на помощь.
  • Разделение жизни на циклы. Одна из основных традиций казахов ― деление всей жизни на 12-летние периоды ― «мушлы». Первый период ― детство, второй ― период взросления и обучения выбранной профессии, третий ― время создания семьи и самостоятельной жизни. Достигшего четвертого «мушела» мужчину называют аксакалом, пятый и шестой «мушел» ― время подведения итогов жизни.

Айтыс

Айтыс — одна из обязательных частей праздничной программы любого казахского праздника. Это стихотворно-музыкальное состязание казахских певцов-импровизаторов.

Во время айтыса исполнители садятся или встают напротив друг друга и начинают своеобразный песенный диалог, постоянно передавая слово друг другу, продолжая тему, начатую оппонентом. Айтыс может проводиться на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель. Жюри, состоящее из уважаемых людей или гостей праздника, оценивает не только музыкальность и исполнительский талант, но и мастерство в парировании аргументов соперника, юмор и находчивость. 

Айтыс некоторым образом напоминает современные рэп-баттлы: используется тот же принцип в очередности выступления и в оценке участников. 

В айтысе могут принимать участие несколько акынов, хотя парные выступления более традиционны. Часто проводится айтыс между мужчиной и женщиной. Например, в 1946 году казахстанский композитор Мукан Тулебаев на основе айтыса между известными акынами XIX века Биржан-сал и Сарой Тастанбеккызы написал оперу «Биржан и Сара».

Суюнши

Другим обычаем, широко распространившимся среди всех казахстанцев, является «суюнши». Когда человек приносит радостную весть он восклицает «Суюнши» и тому, кто первым принес известие дается вознаграждение в виде подарка или определенной денежной суммы, которое зависит от ценности известия. «Суюнши» обыкновенно дается в таких случаях, как известие о рождении ребенка, свадьбе, приезда близких людей издалека или при находке потерянной вещи и считается признаком радости человека.

Таким образом, традиции и обычаи в жизни жителей Казахстана берут начало с древних времен и даже в наши дни занимают важную роль в жизни каждого среднестатистического человека. Так как обычаев и традиций казахов очень много, здесь рассказана лишь малая часть, о которых интересно было бы знать путешественникам, интересующимся бытом и культурой этой страны. Ведь интересно погостить, услышать о больше о жизни и культуре казахстанцев, попробовать наурыз-коже, посмотреть кокпар и спрашивать суюнши у жителей этого гостеприимного государства, которые встретят всех с раскрытыми объятиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: