Человек в футляре

Краткое содержание

Ветеринар Чимша-Гималайский и учитель Буркин целый день охотились, устали. Они находят ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает другу историю.

Был в их гимназии учитель древнегреческого языка Беликов. Даже в солнечный день Беликов ходил в калошах и с зонтом. Дом запирал на все возможные замки. Обожал циркуляры с запретами. И случилась однажды с этим Беликовым такая история: он влюбился.

В гимназию прибыл новый учитель Михаил Коваленко, а с ним — сестра Варя. Весёлая, живая, девушка — и танцевала, и пела. Все учителя стали сводить её с Беликовым. Варя была расположена к учителю древнегреческого, несмотря на отношение к нему брата (Михаил Беликова не любил и называл «глитай, або ж павук» (имея в виду украинское название драмы Марка Кропивницкого «Мироед, или Паук»). Беликов водил Варю гулять и всё повторял, что «брак — вещь серьёзная».

Дело шло к свадьбе, но кто-то нарисовал карикатуру, на которой Беликов с зонтом гулял с дамой. А тут ещё и выяснилось, что Варя ездит на велосипеде! Беликов был страшно возмущён: женщине это неприлично! Он пошёл к брату Вари, чтобы поучить того приличиям, но Михаил не вынес и спустил Беликова с лестницы. Тут мимо проходила Варя, и она весело засмеялась. Беликов счёл, что он опозорен. Он пошёл домой, лёг в постель и через месяц умер.

В гробу он лежал со счастливым выражением лица — его положили в футляр навсегда.

Когда Буркин окончил свой рассказ, Чимша-Гималайский соотнёс с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения).

Сочинение 2

Рассказ «Человек в футляре» — сатирическое произведение, в котором А.П. Чехов вытаскивает на свет неприглядные черты человеческой натуры: закрытость, мнительность, необщительность и  подозрительность. Все эти качества заключены в главном герое произведения — учителе греческого языка Беликове.

Жизнь и поведение Беликова полны странностей. Все, что только можно, он прячет в чехол: очки, часы, зонтик, нож, да и самого себя, вечно до самого лица кутаясь в ватное пальто и обуваясь в калоши в любую погоду.

Окружающая мир — вечный раздражитель для Беликова, от звуков которого он отгораживается, затыкая уши ватой. Даже свой дом этот странный человек превратил в своеобразный футляр, где спал под ватным одеялом, предварительно закрыв ставни. Но даже и это не приносило покой — Беликов опасался, что его  ограбят, а то и, чего доброго, зарежет во сне слуга. Неудивительно, что наутро учитель гимназии оказывался невыспавшимся, понурым и бледным.

Тем не менее, Беликов через свой многослойный «футляр» все же осознавал, что живет в социуме и работает в коллективе, как бы это прискорбно для него не было. В связи с чем считал себя обязанным «поддерживать добрые отношения с товарищами».  Это выражалось в том, что он просто приходил домой к своим коллегам и часами молча сидел, даже не пытаясь завести или поддержать беседу. Можно представить, как он невыносимо при этом страдал.

Несмотря на свое угнетающее воздействие на окружающих, Беликов пользовался неким подобием авторитета среди своего окружения. Его побаивались, опасались даже повышать голос в его присутствии, не говоря уже об игре в карте. Приверженец досконального соблюдения всех приказов и циркуляров, Беликов не гнушался докладывать «куда следует» обо всех, даже мельчайших и незначительных нарушениях. И настолько это человек мог подавлять собой, что побаивалось его даже начальство и духовенство. «Как бы чего не вышло» — под таким девизом жил Беликов и таково было его отношение к любым, выходящим за рамки общепринятых, действиям.

Беликов был одинок, что естественно для такого человека, как он. Женщин он не держал даже в услужении, опасаясь, что о нем плохо подумают. Но жизнь полна парадоксов, и Беликов однажды даже почти женился. На эту мысль, сами не понимая зачем, навели его коллеги по гимназии. В невесты прочили Веселую хохотушку Вареньку, сестру одного из преподавателей, полную противоположность Беликову  во всем. Удивительно, что и Варенька была «непрочь замуж». По тем временам она считалась «старой девой», а Беликов при своем положении и должности был для нее если не завидной, то вполне приемлемой партией.

Несмотря на вечные опасения Беликова «как бы чего не вышло», дело медленно, но неукоснительно шло к свадьбе. Даже брат Вареньки, который Беликова на дух не выносил, предпочитал не вмешиваться в дела сестры. Но дело испортил случай — рядовой для любого нормального человека, но экстраординарный для «человека в футляре». Беликов увидел, как Варенька и ее брат катаются на велосипеде.

Этот эпизод в рассказе наглядно показывает, насколько архаичны были представления Беликова о нормальной человеческой жизни. По его мнению, ни девушка, ни преподаватель гимназии не имеют права кататься на велосипеде. Этим они якобы роняют свое достоинство и показывают плохой пример ученикам, которым «только и остается, что стоять на головах».

Со стороны Беликова было непростительной ошибкой явиться со своими нелепыми претензиями к брату Вареньки. Логичный исход этой беседы: «человек в футляре» был спущен с лестницы и опозорен перед несостоявшейся невестой. Больное воображение Беликова дорисовало и еще более ужасные последствия этого случая: карикатуры на него, позор перед коллегами и начальством и неизбежное прошение об отставке. С горя Беликов заболел и вскоре умер.

Коллеги хоронили его с тщательно скрываемой радостью.  Беликов не только сам жил в «футляре», но и заставлял так жить остальных. С его кончиной все вздохнули с облегчением. Однако таких, как Беликов, на свете осталось еще немало. Да и каждому следует задуматься, а не живет ли в футляре он сам. Ведь все то, что Чехов собрал в утрированном образе Беликова, по отдельности можно обнаружить в каждом из нас.  Главное, увидев в себе малейшие признаки консерватизма, нежелания двигаться вперед, страх свободно вздохнуть и жить полной жизнью — вспомнить человека в футляре и, посмеявшись над ним и над собой, сломать и выбросить свой «футляр» навсегда.

9 класс

Странный Беликов

Странный Беликов всегда ходил в утепленном ватой пальто, в галошах и с зонтом. Ходил он так в любое время года, и летом тоже. Свои личные вещи учитель тщательно упаковывал в специальные чехлы и чехольчики. Часы, перочинный ножик, табакерку раскладывал по коробочкам, которые всегда носил с собой. Столь необычные действия образованного и еще не старого человека объяснялись его желанием оградить себя от влияния внешней среды, он рассуждал так: «…а вдруг произойдет что-то такое-этакое…».

Беликов планомерно создавал свою защиту, а весь город потешался над незадачливым учителем, считая его причуды признаком легкого сумашествия. Но поскольку преподавателем он был хорошим, успеваемость гимназистов по его предмету не вызывала нареканий, то его и не трогали. Жил Беликов один, жениться боялся, иначе ведь и жену пришлось бы поместить в чехол.

Но вот в гимназию пришел новый учитель — преподаватель географии и истории Михаил Коваленко. Он недавно приехал в город вместе со своей сестрой, Варенькой, очаровательной особой неполных тридцати лет, улыбчивой непоседой. Вся гимназия была покорена веселым нравом Вареньки, не избежал этой участи и Беликов. Он даже стал иногда гулять с молодой женщиной, а прогуливаясь, доказывал ей с мрачным видом, что «брак — это чрезвычайно серьезная вещь». Варенька слушала его не очень внимательно, а вскоре нравоучения ей и вовсе надоели.

Однажды Беликов встретил Мишу Коваленко и Вареньку, когда они катались на велосипедах. Выглянув из своего футляра, он увидел двух счастливых свободных людей, и весь мир для него перевернулся. Потрясенный Беликов на следующий день пришел в дом Коваленко, желая доказать, как это неразумно — кататься на велосипеде, неприлично и опасно, некрасиво и унизительно. Вареньки дома не было, а Михаил взял да и спустил своего коллегу с лестницы.

А тут и Варенька подошла. Она весело рассмеялась, увидев, как Беликов кувыркается по ступенькам. А тот был настолько потрясен случившимся, что едва добрался до дома и слег. Проболел месяц, да и умер от душевного расстройства. На похоронах все желали ему «царства небесного», а про себя думали: «Ну наконец-то человек получил настоящий футляр, который теперь оградит его от любых неприятностей».

Несостоявшаяся женитьба

Словно глоток свежего воздуха, «душную» атмосферу местных учителей разбавляет сестра Михаила Коваленко. Привлекает и манит главного героя своим темпераментом, непринужденной манерой поведения и мелодичными песнями.

Веселая молодая женщина, с которой коллеги Беликова надеялись выйти за него замуж. Варвара Саввишна имела необыкновенную внешность: черные брови, стройные, красные щеки, по словам автора, «не девочка, а варенье». Он любит петь и весело смеяться, кататься на велосипеде, читать книги и оживленно обсуждать. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая на его претензии, так как, как пишет Чехов, он не прочь жениться, создать семью и уйти от брата.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Человек в футляре»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Человек в футляре»

для самых компанейских —

Главные герои «Человек в футляре»

для самых любопытных —

Анализ «Человек в футляре» Чехов

для самых крутых —

Читать «Человек в футляре» полностью

Тест по произведению

  1. /12

    Вопрос 1 из 12

Самые популярные материалы марта для 9 класса:

«Мертвые души» очень краткое содержание

«Темные аллеи» очень краткое содержание

«Белые ночи» очень краткое содержание

«Тоска» главные герои

Детство Чичикова

Портрет Манилова

Внешность Коробочки

Любовь в цикле «Темные аллеи»

«Бедные люди» главные герои

Характеристика Чичикова

Беликов

Буркин рассказывает своему другу об этом персонаже. В образе Беликова в гимназии предстает учитель греческого языка, отличающийся сложным характером, замкнутостью, наличием фобий и странным поведением. Итак, он спрятал все свои вещи в чемодан. В любую погоду герой выходил с зонтом, в калошах, в пальто и при этом приподнимал воротник. Все, даже свои мысли, этот персонаж спрятал в одном футляре. Находиться в чемодане — необходимое условие существования Беликова. Ведь герой боится всего нового и необычного. Любая перемена, отклонение приносит ему страх и ужас

Он часто повторяет: «Неважно, что происходит». Для Беликова нормой были только запреты, а разрешения пугали своей неуверенностью

Беликов идеализировал прошлое и по умолчанию критиковал настоящее. Его единственным интересом был мертвый язык, на котором никто не говорил. Поэтому персонаж никак не развивался и сознательно сужал рамки своего восприятия, отвергая новое и неизведанное.

Чехов доказал, что такая ограда от реальности может лишить всего: дружбы, мира, семьи, любви. Из-за своих незначительных убеждений Беликов не мог создать семью, подружиться и жить полноценной жизнью. Такая жизнь ведет только к упадку. Когда героя ушел, все почувствовали облегчение, потому что его присутствие давило на всех остальных. Подробнее об образе Беликова мы писали в этом очерке.

Сочинение: «Маленькая трилогия» Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Один из современников Чехова заметил, что по рассказам писателя можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей. Восемь тысяч персонажей — пред­ставителей разных слоев общества, разных возрастов, характе­ров, взглядов — дают нам представление о ней. Есть среди них правдоискатели, люди с обостренным чувством долга и чести, враги духовного рабства, а есть и такие, чьи духовные уродства и ограниченный, мещанский взгляд на жизнь делают несчаст­ными не только их, но и окружающих. Таковы, например, герои рассказов Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — «маленькой трилогии», как называют ее литера­туроведы, какой и замыслил ее автор.

Первый по времени, по определяющей идее, да и по форме (рассказ в рассказе) — «Человек в футляре». Уже в самом названии автор приоткрывает завесу: рассказ пойдет об узкой, ограниченной, «футлярной жизни», о мещанстве в худшем смысле этого слова.

В центре рассказа история жизни и смерти учителя Белико­ва, странного своим пристрастием к футлярам и футлярчикам. Но дело не в том, что прячет он туда личные вещи. В них он пакует свои мысли и чувства, навязывает их окружающим. Гим­назию, в которой он служит, город, в котором живет, Беликов превращает в «управу благочиния», «полицейскую будку». Веч­ный страх, заключенный в его сакраментальной фразе «Как бы чего не вышло», за которым восклицательным знаком маячит его тощая фигура, давит любые начинания, создавая «удушающую атмосферу» заторможенности, подавленности

Особую опасность подобные типы создают не силой своей позиции, а тихо, деликат­но, осторожно плетут они паутину недоверия и соглядатайства. Даже смерть Беликова — лишь временное освобождение, сколь­ко еще таких «человеков в футляре» остается

Поэтому все входит в свою колею, течет по-прежнему жизнь, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне».

Второй рассказ трилогии развивает тему «футлярности», демонстрируя проникновение ее в сферу желаний и мечты. Герой рассказа, Николай Иванович Чимша-Гималайский, соз­дает в своей скудной чиновничьей жизни иллюзию цели. Он мечтает о покупке усадьбы, обязательно с кустами крыжовни­ка, и напролом идет к своей цели. Живет скупо, не доедает и не допивает, одевается, как нищий, женится «на деньгах», наконец, даже сводит в могилу жену — и все ради этого счастьица стать собственником. Описывая его осуществив­шуюся мечту, Чехов сознательно заостряет сатирическое опи­сание усадебного «рая», ничего не стоящего скудного участка земли с кустами кислого крыжовника, а самого помещика низводит до свинского состояния. Автор ясно дает понять, что достижение узенькой цели вытравило из Николая Ивановича все человеческое.

Чехов, таким образом, ведет читателя к третьему рассказу — «О любви», в котором «футлярность» распространяется дальше, на область человеческих чувств, лишая личного сча­стья. Помещик Алехин, добрый, порядочный, мыслящий чело­век, полюбив чисто и бескорыстно замужнюю женщину, отка­зывается от своего чувства, заменяя его боязливыми рассужде­ниями о том, к чему приведет такая любовь. В этом так и слышится беликовское «Как бы чего не вышло»

Только рас­ставаясь навсегда с предметом своей любви, герой понимает, что «исходить нужно не с точки зрения счастья чего-либо, а с чего-то более высшего и важного»

Последний рассказ трилогии подтверждает мысли, выска­занные автором ранее, что люди живут не так, как могли бы, как надо. Эта дисгармония ужасна и трагична. «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа». Нельзя успокаиваться, жить в фут­ляре тишины и покоя, пока есть на земле хоть один несчаст­ный. Нужно, чтобы человек и без звона колокольчика под дверью помнил о страданиях других, творил добро.

Антон Павлович Чехов всегда был врагом пошлости, рав­нодушия, боролся с ними. Горький писал, что это искусство, «которое доступно лишь человеку высоких требований к жиз­ни, которое создается лишь желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными».

Чехов «Человек в футляре» кратко

Конец 19 века Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель физкультуры Буркин после целого дня охоты устраиваются на ночлег в сарае хозяина. Буркин рассказывает Ивану Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком, и обязательно в теплом пальто с ватой». Часы, зонтик и перочинный нож Беликова были упакованы в ящики. Он носил темные очки и запирал все замки дома. Беликов стремился создать себе «футляр», защищающий его от «посторонних влияний».

Ему были понятны только проспекты, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от нормы вызывало у него замешательство. Своими «случайными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым случилась странная история: он чуть не женился.

так получилось, что в спортзал был назначен новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко, жизнерадостный юноша, из украинцев. С ним поехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хорошенькая, высокая, раскрасневшаяся, веселая, бесконечно пела и танцевала. Варенька очаровала всех в зале и даже Беликова.

Так педагогам пришла в голову идея поженить Беликова и Вареньку. Беликов начал убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явное одолжение», а он пошел с ней гулять и твердил, что «брак — это серьезно».

Беликов часто навещал Коваленок и, в конце концов, сделал бы предложение Вареньке, если бы не случайность. Озорной человек нарисовал карикатуру на Беликова, где он был изображен с зонтиком под мышкой с Варенькой. Копии фото были разосланы всем учителям. Это произвело на Беликова очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленка, катавшегося на велосипеде. Его крайне возмутило это шоу, так как, по его мнению, учительнице физкультуры и женщине нельзя ездить на велосипеде. На следующий день Беликов поехал в Коваленки «просветить душу». Вареньки дома не было. Его брат, будучи свободолюбивым человеком, не любил Беликова с первого дня.

Не вынося своих занятий велоспортом, Коваленко просто позволил Беликову спуститься по лестнице. В этот момент Варенька и двое знакомых как раз входили в подъезд. Увидев скатывающегося по лестнице Беликова, он громко засмеялся. Мысль о том, что весь город узнает о случившемся, привела Беликова в такой ужас, что он вернулся домой, лег спать и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение его лица было счастливым. Казалось, он достиг своего идеала: «его поместили в ящик, из которого он никогда не выберется. Беликова похоронили с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь стала течь точно так же: «скучная и глупая жизнь, не запрещенная циркуляром, но и не разрешенная полностью».

Буркин заканчивает свой рассказ. Размышляя над услышанным, Иван Иванович говорит: «Неужели мы живем в городе в душной и тесной атмосфере, пишем бесполезные документы, играем в концерты — разве это не совпадение?».

Критики о трилогии

Вся трилогия была высоко оценена критиками. Измайлов отметил положительные изменения в творчестве Чехова.

Богданович писал о трилогии, что хоть между тремя рассказами нет явной связи, в ней «обрисовывается среда, где властвует человек в футляре». По мнению Скабичевского чеховские рассказы выступают против популярного в конце XIX века понятия «среда заела» и говорят о том, что среду эту создают сами люди своим бездействием, боязнью чего-то нового, своей «футлярностью».

…виновата не какая-то людоедка-среда, а именно безыдейность жизни, отсутствие в ней всяких разумных и широких целей, искание мнимого счастья в какой-нибудь узенькой, ничего не стоящей, эгоистичной задачке и пугливый отказ от мало-мальски решительного, рискованного шага к достижению более высоких целей и более захватывающего светлого счастия.

Сюжет

Остановившиеся на ночлег охотники рассказывают друг другу истории. В итоге разговор заходит об одиноких людях, которые стараются жить в своей скорлупе. Буркин, один из собеседников, вспоминает учителя из гимназии — Беликова.

Беликов преподавал гимназистам «мёртвый» древнегреческий язык. Он вёл одинокую и уединённую жизнь, опираясь на принцип «Как бы чего не вышло». Беликов был всегда чем-то сильно обеспокоен, в хорошую и солнечную погоду он выходил на улицу в своем «футляре»: в очках, калошах и с зонтом. Он сильно зависел от мнения окружающих людей, особенно от мнения тех, кто стоит выше по положению и должности. Беликов внушал всем, что жить необходимо по правилам и циркулярам.

Ситуация изменилась после того, как в гимназию устроился новый учитель Коваленко. Беликов познакомился с его сестрой-хохотушкой Варенькой и влюбился. Жизнерадостная, весёлая, общительная и хорошенька девушка внесла сумбур в размеренную жизнь учителя. Кто-то нарисовал карикатуру на «влюблённого антропоса», изобразив на ней Беликова и идущую с ним под руку Вареньку. Таким образом о чувствах Беликова узнал весь город. Помимо этого, героя возмущали прогулки Вареньки на велосипеде. Он был уверен, что поездка женщины на велосипеде является верхом неприличия. Беликов хотел прочесть нравоучение по поводу поведения сестры её брату, но Коваленко под смех Вареньки спустил его с лестницы.

От переживаний, что о его унижении узнают жители города, Беликов заболел. Через месяц Беликов умер. После смерти героя все испытали облегчение. Когда Буркин закончил свой рассказ, его собеседник Иван Иваныч, произносит: А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?

Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами

«На окраине села Мироносицкое, в сарае старого Прокофия, ночевали поздние охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как шелушащийся краб или улитка, пытаются залезть в их раковины».

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Его отличало то, что в любую погоду он всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом ватном пальто.

У Беликова было свое прикрытие: и зонтик, и часы, и перочинный нож, и даже лицо его «казалось в футляре», потому что «он спрятал его в воротник-стойку» и он носил очки. «У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать, так сказать, футляр <…> от внешних воздействий». Даже его предмет — «мертвые языки» был для учителя своеобразным способом уйти от реальности.

Для Беликова понятными были только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от правил вызывало у него отчаяние, а его любимым выражением было «что бы ни случилось»

Учитель своим недоверием и осторожностью угнетал весь город

У Беликова была странная привычка: он бродил по квартирам учителей, сидел молча и уходил, считая такие посещения своим «комнатным дежурством». Беликов был соседом из Буркины, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в ящике» тоже были «ставни, защелки, целый ряд всяких запретов и — ох, что бы ни случилось!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, чуть не женился. В школу был назначен новый учитель истории и географии: Михаил Саввич, приехавший с сестрой Варенькой, смеющейся женщиной, певицей. Как-то в день рождения директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителя подумали, что «хорошо бы на них жениться».

Все стали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже не прочь выйти замуж и оказала Беликову «явную услугу». Решив пожениться, Беликов все чаще бывал в Коваленке, но откладывал предложение, поделившись с Буркиным опасениями, что Варя слишком бодр и «брак — это серьезно».

Брат Вари с первого дня ненавидел учителя греческого языка, дав ему имя «глитай абож павук», но он не вмешивался в их отношения.

Однако один случай перевернул все с ног на голову. Какой-то шутник нарисовал карикатуру со словами «Влюбленный антропос», изобразив Беликова и Варю, идущих с ним за руку. Розыгрыш при невыясненных обстоятельствах закончился всеми учителями, чиновниками и самим Беликовым. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был еще мрачнее, так как считал, что женщинам и учителям физкультуры на велосипедах не прилично.

На следующий день Беликов почувствовал себя неважно и тоже впервые ушел из класса. Вечером он поехал в Коваленки, где нашел только своего брата

Беликов пытался объяснить, что езда на велосипеде неприлична, что только разозлило Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить директору о содержании разговора, Коваленко не удержался и позволил Беликову спуститься по лестнице.

В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что сам Беликов упал, он не удержался и громко засмеялся. Мысль о том, что о случившемся узнал весь город, была настолько ужасна для учителя, что «еще в своем доме <…> он лег спать и не вставал». Через месяц Беликов скончался. Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и добрым, «как будто он был рад, что его наконец поместили в ящик, из которого он никогда не выйдет». После его смерти все почувствовали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по-прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иванович, размышляя над рассказом Беликова, говорит: «Разве это не случайность, что мы живем в городе, в душном и тесноте, пишем бесполезные документы, играем в концерты?»

Это интересно: Чехов написал рассказ «Анна на шее» в 1895 году. Теория литературы относит произведение к традиции критического реализма. Краткое содержание «Анны на шее» вы можете прочитать на нашем сайте. Несмотря на драматизм сюжета, история не лишена юмора и иронии.

Вариант 2

Иван Иванович

Герой представлен высоким худым стариком с длинными усами. По профессии ветеринар. Окружающие привыкли называть Ивана Ивановича, потому что считают двойную фамилию героя странной и не подходящей для его персоны. Будучи заядлым охотником, он приезжает в деревню, где слышит историю человека, фигуранта дела.

Буркин

Этот персонаж представлен лысым пухлым мужчиной невысокого роста с длинной бородой. Буркин преподает в гимназии. Этот герой очень осторожен, именно он рассказывает историю своего соседа из квартиры напротив, названного в одном случае мужчиной.

Беликов

Учитель греческого языка, историю которого описанный выше герой рассказывает своему другу. Этот человек постоянно пытается спрятаться от окружающего мира, защитить себя. В любую погоду всегда носите теплую закрытую одежду, галоши и зонтик в руках. Каждая его вещь, как и он сам, в ножнах: зонт, часы и даже перочинный нож. Глаза закрыты темными очками, в ушах — беруши. Его оболочка, его случай: это то состояние, в котором он чувствует себя комфортно. Все люди вызывали в нем беспокойство. Беликов боялся всяких перемен и любил только все старое и укоренившееся. Она была холост, но незадолго до смерти подумывала о замужестве. Из-за произошедшей с ним проблемы Беликов заболевает и умирает. Смерть этого героя приносит всем только облегчение.

Михаил Коваленко

Поскольку Беликов и Буркин — педагог, он преподает историю и географию. Молодой человек высокого роста и смуглого цвета лица. Он не любил Беликова с того момента, как познакомился, он не понимал, почему он всего боится и зачем идти к нему, если он сел и молчал. После того, как Беликов заявляет, что ездит с сестрой на велосипеде, она ломается и выгоняет его из дома, рассказывая ему все. Именно такая ситуация в одном случае стала роковой в жизни мужчины.

Варенька

Сестра Майкл, симпатичная, с живым характером. Девушка лет тридцати живет с братом и постоянно с ним ссорится. Она очаровала своим пением коллег и Беликову. Именно на этой героине и хотел жениться Беликов.

Афанасий Шеф-повар

Слуга Беликова, любящий выпить, умением готовить не отличается, но Беликов не решается на эту должность привести в дом женщину, так как боится, что о нем могут плохо подумать, поэтому он, отмерив Сам, терпит старую приборку.

Мавра

Жена человека, в доме которого останавливаются на ночь охотники. Женщина не дура, но выделяется странной привычкой: днем ​​сидит в доме, а ночью гуляет по городу.

Сюжет

Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников: Ивана Иваныча Чимша-Гималайского и Буркина. Они остановились в сарае старосты села и рассказывали друг другу разные истории. Разговор зашел на тему людей «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу». Буркин рассказывает историю о неком Беликове, недавно умершем в его городке.

Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

Когда коснется наших ушей слово футляр, то сразу же нам представляется плотно закрытый предмет, где нет ни щели для проникновения воздуха, такое ощущение складывается, что и существовать в нем невозможно, но, удивительно, внутри лежит изумительная скрипка. И ей там хорошо и удобно находиться, ведь все создано для ее удобства. Так и «футлярному человеку» удобно существовать в своем ограниченном мире от кого-либо или от чего-либо. И человек в футляре нам представляется человеком, закрывающимся от жизни и переживаниях по причинам, известных только ему, поэтому он так тщательно себя впихивает в коробочку. Но, интересно, по какому принципу Чехов отправляет человека в футляр?

У Чехова «футлярным человеком» может быть изображен и человек, наподобие Беликова, закованного в правила, и Алехиным, трусящимся любви, и Чимшой-Гималайским, находящимся в зависимости от своей мечты. Все эти персонажи изображены в чеховских рассказах. Чехов признаки «футлярного человека» определяет тем, что рассматривает внутренний мир и внешние черты героя.

А человек, живущий по правилам, будет являться «человеком в футляре»? Человек, проживающий нормами, не принимает что-то новое в свою жизнь. Если он решил, что нужно носить только черный плащ, то другой цвет он не приемлет. А, повстречавши человека в ярком плаще, для него это будет прескверно и неприлично. Таким человеком является чеховский Беликов, считающий, что все должно иметь аккуратную и дисциплинированную форму. Такую форму, в которой он сам живет. Но его пунктуальная натура закрывается от мира, так как видит непонимание со стороны людей

Весь его внешний облик обладает защитным видом, это и очки, закрывающие зеркало души человека, и зонт, защищающий от мира, и черный плащ, непривлекающий к себе внимание. И Беликову в своей скорлупе удобно, и выбираться из нее он и не думает

Образу Беликова можно противопоставить образ чеховского персонажа Алехина, общительного, веселого человека, но и он тоже является «футлярным человеком», потому что любит замужнюю женщину и опасается изменить свою жизнь. Если человек боится совершать что-то для изменения своей жизни, боится рисковать, боится будущего, то вряд ли жизнь изменится сама собой. И эта боязнь, и эта несмелость человека обрамляет его, он начинает жить в футляре, где все идет по кругу. И только после прощание с возлюбленной Алехин понял, все то, чего он боялся, выглядит нелепо, и надо только было переступить через свой страх.

К «футлярному человеку» хотелось бы еще добавить Душечку. Но ее футляр не такой, как остальные, он необычен, он бывает и открытым, и закрытым. Есть люди, которым нужно отдавать свою ласку, нежность. Им нужно любить, но когда они не любят, то они закрываются в себе. Таким человеком является Душечка. Она открытая, когда делится своим теплом, но закрытая, когда ей некому подарить свою заботу.

На примерах Чехова, мы увидели, какими бывают «футлярные люди». И, сейчас, до нашего современного мира они дошли, и мы встречаем их каждый день. И возможно, что мы сами к ним в чем-то относимся?

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: