Введение
В настоящее время в мире существует
множество различных государств, у
каждого из которых имеется своё
территориальное пространство,
экономический, политический и социальный
строй, и, разумеется, своё законодательство.
Но, не смотря на специфику права в каждой
отдельно взятой стране, можно выделить
некоторые особенности, позволяющие
объединить правовые системы всех стран
в определённые группы, характеризуемые
общими признаками права.
Эти группы называют правовыми
семьями. Но, что же такое правовая семья?
Правовая семья – это совокупность
национальных правовых систем, которая
основана на общности источников права,
структуры права и исторического пути
формирования. А правовая семья, в свою
очередь, представляет совокупность
внутренне согласованных, взаимосвязанных,
социально-однородных юридических
средств, с помощью которых публичная
власть оказывает регулятивно-организующее
и стабилизирующее воздействие на
общественные отношения, поведения людей
и их объединения.
Самой распространённой
классификацией правовых систем является
классификация, предложенная известным
французским учёным Рене Давидом, который
выделял три крупнейшие правовые семьи:
семью общего права (англосаксонскую),
романо-германскую правовую семью и
семью социалистических систем права,
а все остальные относил к «философским
и религиозным системам».
Существуют и другие классификации.
Учёные и сейчас выделяют и классифицируют
правовые системы. Многие придерживаются
мнения, что классификацию целесообразно
проводить на основе сочетания нескольких
системных признаков, то есть в основу
классификации правовых систем должно
быть положено значительное число
критериев, а не один. Такой подход
позволяет более широко рассматривать
особенности компонентов правовых
систем. К примеру, Кристофер Осакве
классифицирует правовые семьи на двух
уровнях по нескольким показателям. На
наш взгляд, такой подход интересен для
ознакомления, и о нем будет сказано
поподробнее в работе.
В своей курсовой работе я попробую
выделить те основные черты различных
правовых семей, которые отличают их
друг от друга, и полученные результаты
помогут определить специфику развития
современного права и объяснить процессы,
происходящие в современной правовой
действительности.
Я попытаюсь найти взаимосвязь
и взаимодействие различных правовых
семей и систем
Хотя особое внимание в
работе уделено особенностям и специфическим
чертам отдельных правовых систем, но в
работе также поставлен вопрос о
проникновении отдельных правовых
институтов из одной правовой семьи в
другую, однако этой теме можно посвятить
целую работу. Нас сегодня интересует
иная цель – изучение правовых семей:
англосаксонской, романо-германской и
мусульманской – как таковых, выяснение
причин их различия, выявление их
существенных признаков и отличительных
черт
Особое внимание в работе уделено
судебной практике в англо-саксонской
правовой семье и романо-германской.
Сопоставление этих двух систем права
по вопросам места и роли судебного
прецедента и законодательного акта,
судебной практики юристов, отношения
к кодификации норм права. Особенности
мусульманской правовой семьи раскрываются
особой ролью в жизни и праве мусульманского
общества шариата, как божественного
закона
Изучение правовых семей
представляет собой одно из сложнейших
и важнейших направлений в современной
юридической науке. Поэтому тема курсовой
является актуальной и любопытной для
юриста
Ведь важно не только знать
основные общие и отличительные черты
правовых систем и семей, но и уметь
анализировать эти особенности
20.1. Понятие и типология правовых систем
В
настоящее время в мире насчитывается
около двухсот национальных правовых
систем. В каждой стране исторически в
зависимости от национальных традиций,
культуры, менталитета и других факторов
социально-экономического и политического
характера сложилась своя система права.
Каждая национальная система права имеет
свои особенности и характерные черты,
что позволяет говорить о ее самобытности.
Однако,
несмотря на свои особенности и различия,
эти правовые системы имеют и общие
черты, которые позволяют их объединить
в так называемые «правовые семьи».
Понятие «правовая семья» используется
лишь для того, чтобы выявить сходства
и различия правовых систем современности.
На сегодняшний день различия между
правом разных стран значительно
уменьшаются, идет процесс их сближения,
который обусловлен интеграционными
процессами в современном мире.
Подробнее:
20.1. Понятие и типология правовых систем
Признаки семьи традиционного права
К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
· доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение;
· обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;
· обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;
· нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;
· судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;
· судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;
· юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;
· многие ее обычаи и традиции архаичны Теория государства и права: учебник /В.Л. Кулапов, А.В. Малько. — М.: Норма, 2009.С. 149. .
Семья обычного права (африканское право)
Обычное право охватывает в основном государства Африканского континента.
Традиционное право Африки — это совокупность неписаных правил поведения, устно передающихся из поколения в поколение и защищаемых государством.
Рассмотрим основные особенности семьи обычного права.
Основным источником права является обычай.
Умер глава юридической фирмы, находящейся в столице Уганды г. Кампале. Встал вопрос о наследовании. Суд, использующий нормы обычного права, присудил имущество общине, из которой вышел умерший, а жену умершего (европейку по происхождению) — его старшему брату.
Первоначально обычай охватывал всю общественную жизнь и действовал в экономической, политической, имущественной, семейной и уголовной сферах. Однако завоевание стран Африки европейцами и расширение связей с другими государствами сделали обычай недостаточным. Европейцы стали помогать народам Африки создавать право на свой манер (создавать законы и суды).
Вмешательство коснулось:
- финансовых служб;
- полицейских служб;
- здравоохранения;
- просвещения;
- публичных работ;
- уголовных деяний.
В результате обычное право оказалось сведенным к области частной жизни (семейные, земельные, имущественные, наследственные и другие отношения). Кое-где обычное право сохранилось и в уголовных правоотношениях.
Новое право отражало правовую традицию страны-метрополии: там, где присутствовали англичане, большее развитие получила судебная практика (прецеденты), а там, где побывали французы, упор делался на законодательство.
Однако любые новые законы встречают у населения противодействие. За пределами столиц люди продолжают жить согласно обычаям.
Своеобразно и отношение людей к праву (правосознание): они испытывают уважение и беспрекословное повиновение обычаям. Этому способствует и коллективистское сознание в целом, которым отличаются африканские народы.
Главное в обычном праве — соблюдение обязанностей. Субъективные права африканцам практически неизвестны.
Нормы обычного права в основном находятся в памяти вождей. Они являются их хранителями. К тому же при отсутствии специальных правоохранительных органов, в частности судов, вожди рассматривают и правовые казусы. В странах, о которых идет речь, не развиты не только юридические учреждения, юридические профессии, но и юридическая наука.
В настоящее время африканское право представляет собой «двухслойный пирог», в котором первый слой — обычное право, второй — европейское, при этом второй слой по толщине явно уступает первому.
Образование в Африке межгосударственных объединений (например, ОАЕ — Организация африканского единства) способствовало начавшемуся процессу формирования общетерриториального (континентального) права, но его источники пока не сложились.
Формирование современных правовых систем африканских стран
Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.
В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.
В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них.
Здесь хотелось бы отметить отдельно историю смертной казни в Африке. В ряде африканских обществ предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни. Об этом свидетельствуют многие исследователи традиционного доколониального африканского права. Даже должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода колонизаторов в Африку. По обычному праву Уганды, например, убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением. Однако, как свидетельствует М.А. Супатаев, ссылаясь на мадагаскарскую газету «Имунку ваувау» от 25 марта 1988 г., на юге страны были отмечены многочисленные случаи самосуда в соответствии с древними традициями. «Ворам, грабителям, насылавшим “порчу” колдунам и другим лицам, нарушившим “коллективное соглашение”, которое заключается между жителями одной или нескольких деревень, — писала газета, — отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить убитого там, где покоятся предки, нельзя, а это, по традиционным верованиям, является самой страшной карой».
На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:
страны, активно применяющие смертную казнь;
страны, редко применяющие смертную казнь;
страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).
К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.
Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави. К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.
Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.
Например, в 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого проекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно. А в Кении для этой задачи были созданы две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. В сентябре 1968 г. комиссии представили итоговые отчеты, в которых содержались рекомендации с целью замены разнообразных норм брачного и наследственного права одним кодексом.
Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом кодификации и систематизации.
Список литературы
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение М. 1981
Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки», журнал «ПРАВО И ПОЛИТИКА» №6, 2001
Allot A. New Essays in African Law L., 1970
4
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки»
Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки»
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение
Этап доколониального (обычного) права
В этот первый этап родилось и развивалось традиционное (племенное), а также мусульманское право в странах к северу от Сахары. Спецификой африканского обычного права является то, что оно является не правом индивидов, а правом сообществ. Это видно в каждой отрасли права.
Исторически известно два типа судов, которые действовали в Африке для разрешения конфликтов. Первым из них является арбитраж, вторым — суд с соблюдением всех процессуальных формальностей. В традиционных африканских обществах без центральной власти (отсутствие вождя) споры, как правило разрешались с помощью арбитража и переговоров в конкретной общине. В случае возникновения конфликтов по поводу брака, опеки над детьми, наследства, землепользования и других схожих прав и обязательств, то для их улаживания приглашались старейшины и иные лица, пользующиеся широким авторитетом в общине. В случае, если тяжущиеся стороны были соседями в одной общине, то арбитраж и переговоры проводили уже лидеры данного клана.
Суды второго типа, соблюдающие все процессуальные формальности, действовали там, где была сформирована централизованная политическая власть. Данные суды, как правило, выстраивали классическую судебную иерархию, в соответствии с которой решения низших судов обжаловались в высших.
В эпоху господства обычного права центральное место занимали вопросы связанные с личным статусом: семья, земельная собственность и вопросы, касающиеся наследства. Под браком в обычном праве, понимается не столько союз между мужчиной и женщиной, сколько соглашение между двумя семейными кланами. Именно они улаживают все вопросы, касающиеся сватовства жениха и невесты, размера приданого, и любых разногласий между мужем и женой, включая развод.
Обычное право давало возможность мужчинам иметь одновременно несколько жён, то есть юридически повсеместно была закреплена полигамия. При этом каждая невеста подлежала выкупу у её семьи — это свидетельствует о том, что брак в обычном праве является сделкой.
Спецификой обычного права является то, что ответственность несут группы людей или общины, то есть ответственность семьи или группы родственников за проступки её отдельных членов. Современные субъективное право и юридическая ответственность прямо противоположны традициям обычного права.
В традиционных обществах собственником земли является не физическое лицо (индивид), а группа. Индивид может иметь право пользоваться землёй, но право собственности на землю остаётся за общиной или группой. Такие вопросы как распоряжение землёй, пользование ею, решались правителями данных социальных групп.
Конституционное признание обычного права
Признание обычного права осуществляется через Конституцию Южной Африки в соответствии с разделом 211, хотя «текстового текста» нет. связь в определении обычного права с сообществами, признанными в статье 31 (1) «. Применение африканского обычного права (ACL) регулируется Конституцией, а также любым законодательством, которое конкретно касается этого.
Африканское обычное право (ACL) дополнительно защищено Биллем о правах, в первую очередь правом на свободу, убеждения и мнения (раздел 15), а также индивидуальным правом на язык и культуру (раздел 30). как коллективное право, относящееся к культурным, религиозным и языковым сообществам (с. 31). Защита ACL в Билле о правах не регулируется теми же условиями, что и в разделе 211 (3), а именно, что он должен использоваться там, где это применимо, и в соответствии с соответствующим законодательством. Соответственно, права в Билле о правах, защищающие ACL, подпадают под действие только Конституции (и, в частности, других прав в Билле о правах) и могут быть ограничены только в соответствии с разделом 36, который является общей ограничительной статьей.
Согласно конституционным принципам, Конституция защищает и признает ACL различными способами. Глава 12 (ст. 211 и 212) официально признает ACL, а также институт, статус и роль традиционного лидерства. В частности, раздел 211 (3) предписывает применение ACL судами, где это применимо.
Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право
Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становились доминирующими.
Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Так, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, позже измененное под влиянием английского общего права, — в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.
Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Причем прецедентное право в африканских странах общего права имел ряд особенностей: в них происходит рост национального прецедентного права и продолжается активное заимствование английских прецедентов.
Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая не противоречила их интересам. Так возникла дуалистическая система права, включавшая в себя право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое и уголовное. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право – оставались в сфере действия обычного права.
Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, правом метрополии и колониальным законодательством; с другой – были организованы местные суды, контроль за деятельностью которых осуществляли административные чиновники, которые ведали назначением и смещением членов судов.
Таким образом, можно выделить четыре изменения в обычном праве в колониальный период:
- отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
- восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
- введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
- прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.
Права, женщины и культура
Обычное право закон в Южной Африке привязан к этнической принадлежности, так что «зулу, который прямо или косвенно желает соблюдать сото обычное право, может столкнуться со значительными трудностями, несмотря на обещание раздела 30 Конституции «. Обычное право и этническая принадлежность уходят корнями в идею родства, которую колонизаторы использовали для насаждения морали внутри племен и между племенами.
Признание ACL обычно рассматривается как опасность для женщин права и интересы. Система обычного права, действующая параллельно с законодательством штата, «создает камень преткновения для продвижения гендерного равенства и прав женщин». Согласно обычному праву женщины лишены многих прав и даже считаются несовершеннолетними, независимо от их возраста. Женщины, добивающиеся возмещения в традиционном суде, могут, в соответствии с обычным правом, не иметь возможности представлять себя. В результате большинство стратегий по обеспечению прав женщин (на землю) в сельских районах Южной Африки, как правило, избегают арены обычного права и вместо этого предпочитают формальные правовые инициативы.
Анинка Клаассенс и Синдисо Мниси выступают за то, чтобы правовые стратегии поддерживали права женщин не могут уйти от арены обычного права и должны, по сути, полностью соответствовать им. Это связано с влиянием ACL на властные отношения, что означает, что у сельских женщин нет другого выбора, кроме как бороться с проблемами прав и обычаев на местном уровне
Таким образом, правовые стратегии должны обращать внимание на правовые изменения, происходящие вне рамок статутного права, где женщины играют ключевую роль в переговорах о содержании прав, предусмотренных обычаем, и при этом апеллируют как к дискурсу прав, так и к обычаю. Национальное движение сельских женщин (NMRW) было создано, чтобы помочь сельским женщинам сохранить контроль над своей землей и дать им больший голос в правительстве
Обычные законы о браке и наследовании основные области, в которых законодательные органы и суды Южной Африки пытались продвигать права женщин. Что касается брака, то в 1998 году парламент принял Закон о признании традиционных браков с намерением избавить обычное право брака от элементов, дискриминирующих женщин. Закон предусматривает использование обычных браков двумя способами: во-первых, все браки до принятия Закона, которые были действительны с точки зрения ACL, действительны для всех юридических целей (это устранило двойственное отношение в истории Южной Африки к легитимности африканских браков). ; и, во-вторых, все браки, заключенные с точки зрения ACL после вступления Закона в силу, являются действительными, если они соответствуют требованиям Закона. Как обычные, так и гражданские браки могут быть зарегистрированы в внутренних делах. Закон учитывает то, что можно было бы назвать положениями общего права, касающимися браков несовершеннолетних, статуса супругов, а также имущественных последствий брака и развода.
Официально, с точки зрения Закона о признании традиционных браков, «обычное право» означает обычаи и обычаи, традиционно соблюдаемые среди коренных африканских народов Южной Африки и являющиеся частью культуры этих народов «. Таким образом, нет четкого различия между религией, культурой и законом таких народов. С точки зрения окончательно отвергнутого законопроекта о традиционных судах, представленного в 2008 году, власть должна была быть консолидирована с традиционными лидерами.
Вывод
Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.