Ремесла
По традиции народ коми занимается рыболовством. В давние времена это было единственным средством пропитания в северном крае. Наилучший улов был товаром — за ним ходили в походы, организовывали артели, ставили сети и запоры. На продажу рыбу солили, малосолили, что в те времена считалось деликатесом, вялили и сушили. Скотоводство было популярным лишь вначале, археологи до сих пор находят останки коров и овец. Этот промысел не был определяющим экономики древних коми и существовал лишь для удовлетворения собственных потребностей. Молочный скот был на втором плане, чаще всего выпасали оленей.
Тем не менее, скотоводство оставило след в языке в виде специфических терминов, сходных с понятиями древнеиранских наречий.
Быт, культура и традиции коми-пермяков тесно связаны с деревообработкой. Северные мастера научились работать со всеми породами дерева, максимально используя все части растений. Это было ремеслом мужчин, которые не только ставили деревянные постройки, но и полностью занимались внутренним убранством. Коми стали настоящими мастерами в украшении посуды, используя резьбу и роспись. До наших дней в традиции народов этого края использование в быту больших деревянных чаш в виде птицы, а также ковшей из капа, которые делают в форме хвоста птицы.
Северный народ вынужден был освоить замшеделие, или выделку из кожи, а также валяние шерсти. В XIX веке коми даже сдали делать обувь из оленьих шкур на продажу. Чтобы придать изделиям оригинальный вид, женщины украшали их вышивкой. В качестве товара предлагали и ткани ручной работы: их ткали на станке дӧра кыан, дополняли сложными узорами из красных нитей, контрастирующих с белым фоном. Узор был не только декоративным элементом. Коми считали, что именно он оживляет вещь и оберегает от злых духов.
ПЕРА И ЛЕШИЙ
Жил в лесах леший Висел — хозяин всей лесной дичи. Ростом Висел выше леса, ноги долгие, лапти большущие:
Зеленым мхом до пят зарос
Пермяцкий леший Висел,
Собачьи уши, птичий нос,
Глазищи, как у рыси.
Шагал он грозно по тайге,
Сшибая кедры лапой,
И путь переступал реке
Его дырявый лапоть.
А дом его на три угла
Стоял за Кайским волоком.
Висел обижал чудской народ, разные беды причинял, воровал людей, детей, дорогу в лесу у охотников крал, и те блудили в лесу, домой с трудом возвращались с пустыми руками. И никакими подарками не получалось задобрить Висела:
И в страхе парма вся жила,
От горя выла волком.
Подарки клали пермяки
На пень ему покорно —
Собачью печень, пироги,
Яички птицы черной.
Над ними тешился он всласть.
Любил всего охотней
Дороги путать, тропы красть,
Чтоб заплутал охотник.
И злы проказы лешего:
Угонит зверя — не найти,
В капканы крыс навешает.
А сколько он детей унес
К себе за волок Кайский!
Не от дождей, от горьких слез
Промок весь край Прикамский.
Устал чудской народ от Висела, стал просить у Перы-богатыря помощи, защиты, просил избавить их от лешего. Разгневался на лешего Пера-богатырь, узнав про его разбой, отправился в лес искать его:
Но коль беда в родном краю.
И Пере жить невесело,
И он ведет тропу свою
К владеньям злого Висела.
Ты, леший, злобен и хитер,
Но и у Перы глаз остер!
Он на тропе раздул костер,
Чайком себя потешил.
Но дрогнул вдруг лесной простор,
Спешит сквозь чащу леший.
Идет, во весь поднявшись рост,
К земле березы клонятся,
Галчата выпали из гнезд,
Зверье в логах хоронится.
Идет — и нет его грозней:
Ручищи — до коленей,
А морда — словно бы на ней
Копали мох олени.
Когда они встретились, Висел предложил силой померяться:
— Давай с тобою, мужичок,
Померяемся силой.
— Как?
— А вот так: возьмем бревно,
Потянем друг у друга,
Кому достанется оно —
Тому и власть в округе!
Выдернул Висел бревно громадное, сделал из него палицу. Уселись Пера-богатырь и леший друг против друга, взялись за палицу, начали ее перетягивать. Но Пера-богатырь был не только сильным, но и хитрым — он зацепил свой ремень за кедровый пень. Как ни тянет леший палицу — не может побороть богатыря, крепко держит того пень:
Уселись так — глаза в глаза,
Взялись за кряж здоровый,
А Пера сзади привязал
Себя за пень кедровый.
Бревно рванул к себе лешак,
Как рвут из грядки репу,
Но крепок вязаный кушак,
И пень столетний крепок.
Сдался Висел в том состязании, признался, что Пера-богатырь сильнее его, отдал лесную дичь под его начало, разрешил брать зверья сколько угодно — рябков, тетерев, белок, куниц, оленей и сохатых:
И струсил леший, и прокис:
— Бороться мне не хочется,
Не стану я творить проказ
В лесах, где ты охотишься.
Семья
По традиции предков коми-пермяки Пермского края в семейном укладе придерживаются патриархата. За обеспечение семьи отвечает мужчина, а женщина в доме – главная хозяйка. Как и у марийцев, у этого народа очень ценится работоспособность женщины
При выборе пары мужчины обращают внимание на то, насколько избранница может вести домашние дела
Особое внимание в семье уделяется беременной женщине и рождению ребенка. Последнее народ коми воспринимает как связь с потусторонним миром, поэтому после родов здесь по традиции стараются проводить специальные обряды, которые «не дают малышу потеряться»
А до этого женщине следует правильно родить. Во времена, когда основное население жило в деревнях, роды принимали повитухи. Они были как современные акушерки и полностью сопровождали период вынашивания и появления малыша на свет.
Почувствовав схватки, будущая мама должна была затопить баню — парная или хлев считались лучшими местами для родов. Суеверные коми здесь же держали роженицу и ее ребенка до того дня, как у малыша отпадет пуповина. Это время считалось «нечистым», а пуповина символизировала связь с потусторонним миром. В эти дни к ним могла заходить повитуха: она следила за новорожденным, правила ему головку, делала массаж для гибкости суставов. Ребенка ни на минуту не оставляли одного, чтобы «его не подменила нечистая сила».
Коми-пермяки: жизнь после смерти
Наступление смертного часа коми-пермяк мотивировал двояко: во-первых, человека «прибирает» Ен; во-вторых, смерть вызывается болезнями.
Поверье утверждает, что в момент рождения человека Ен устанавливает жизненный срок каждому новорожденному. Но непослушного, худого человека Ен может лишить жизни и досрочно. Болезни насылает нечистый дух Куль (эпилепсия, сердечно-сосудистые, венерические болезни) и колдуны (икота, кила, трясучка, колики, кожные).
Положенный Еном срок пребывания на белом свете прерывается несчастным случаем: то молния поразит, то лошадь смертельно лягнет, то дерево на голову упадёт. Ен считает такую смерть легкой, не мучительной. Болезни же заставляют человека сильно страдать, отчего иной больной просит Ена, чтобы он скорее послал ему смертушку.
Под подушку в гроб кладут одну перемену белья; покойник снабжается пищей, около него кладется палка, в руку дается мелкая монета, чтобы он мог окупить могилу.
В традиционном мифологическом представлении о загробном мире отношения с родными и близкими не прекращаются со смертью человека. Для пермяка смерть не означает прекращения бытия; это только перемена места, переселение в иную область. Считается, что после смерти люди на том свете продолжают вести такой же образ жизни, как на земле: ходят, работают, пьют, «с женами играют».
Исключение — души тех, кто умер неестественной смертью (самоубийц, убитых): они могут остаться там, где погибли. Относительно утопленников Пермяки убеждены, что они не умирают, а поступают на службу к водяному. Если через некоторое время тело утопленника и выбрасывается на берег или всплывает на поверхность реки, то это на самом деле не труп, а обрубок дерева, которому водяной придаёт вид мертвого человека.
Поверья о лове и орте
По смыслу: лов – это нечто энергетическое, животворящее, а орт – блеклая тень, призрак живого. У слова «лов» большое родство, а «орт» одинок, как валун в поле.
Поверья о лове и орте неоднозначны. По одним рассказам, лов после смерти человека поднимается в небо, а орт вместе с телом уходит на кладбище и заходит в подземный мир, где обитают общины ранее пришедших туда ортов. При этом орт всегда помнит о живых родственниках. Иногда он посещает родные места, замечает, что хорошо, что плохо у семьи, из которой ушел, чтобы затем присниться людям и даже что-нибудь посоветовать или посетовать на что-либо. Иногда благодаря сну человек сам догадывается, что нужно сделать. Обычай коми-пермяков требует: если приснился покойник, его надо «угостить», и непременно, если пожаловался. Кроме того, поминать в каждый общепринятый поминальный день. И поминают умерших до тех пор, пока не забудут имена новые поколения.
Примечание
Во избежание недоумений отмечу:
Весь текст взят из источников, представленных в конце статьи. Моих слов в нём за исключением редких соединительных фраз нет.
Использованные при составлении источники делятся две группы: книги конца 19 — начала 20 века (1858-1903 гг) и современные (2007-2020 гг). Понять что откуда в тексте можно по названию народа: так «пермяки» и «пермяне» указывают на источники первой группы (т.к
до 1920-х называли себя именно так), «коми-пермяки» — второй.
Из предыдущего пункта следует, заостряю внимание еще раз: описание лечения, отношения к религиям и «богам» в статье соответствует укладу жизни коми-пермяка конца 19 века.
Статьи Екатерины Бобровой https://vk.com/id1353005 Автор будет признателен за отзывы и дополнения.
Типы мировоззрения
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения
:
- мифологическое;
- религиозное;
- философское.
Мифологическое мировоззрение
(от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
Религиозное мировоззрение
(от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское мировоззрение
определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение
опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение
основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Гуманистическое мировоззрение
основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
От рождения до смерти
Исследователи разделяют обряды коми на три основных группы. Это обычаи, связанные с рождением ребёнка, свадебные традиции и погребально-поминальные ритуалы. Как видите, в таком цикле отражена вся жизнь человека, где выделены главные её этапы.
Когда в семье происходило пополнение, коми называли новорожденного «чурка», что означало его связь с предками (в старину на Руси предков называли пращурами). Подобное «имя» должно было защитить малыша в первые дни жизни, ведь все представители его рода вместе с родителями радовались его рождению. Кроме того, коми верят, что душа предка может возродиться в младенце, а значит, человек снова возвращается из мира мёртвых.
Публикация «„Мой край родной“, ННОД „Путешествие в мир старинных вещей коми-пермяцкого народа“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Пермский край
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
2слайд. Знакомя воспитанников
с предметами быта коми-пермяцкого народа, мы тем самым помогаем детям усвоить лучшее из опыта, в течении веков накопленного нашими предками. Это помогает детям дошкольного возраста понять, что они часть коми-пермяцкого народа.
3слайд. Цель: знакомить детей с предметами быта коми-пермяцкого народа.
Задачи:
Обогащать словарный запас детей предметами старины коми-пермяцкого народа, коми-пермяцкими словами;
Воспитывать интерес у детей к прошлому коми-пермяцкого народа и к народным ценностям;
Знакомить детей с предметами быта коми-пермяков и их принадлежности
в быту.
4слайд. Я вам предлагаю маленькое путешествие в мир старинных
вещей.
5слайд. Кадка, кадушка.
на коми-пермяцком – кэньэс, лагун.
Ёмкость для заготовки солений, мочений, для хранения муки и круп.
Если на крышке кадушки (лагун) было отверстие, то она использовалась для переноски воды и кваса.
6слайд. Кадки (кэньэс) делали ремесленники,
и делались из деревянных дощечек –клёпок, стянутых обручами.
В каждом хозяйстве имелось большое
количество кадок (кньс) и кадушек
(лагун).
7слайд. Сеяльница (сеяльнича)
кухонная утварь, которую использовали для просеивания и замешивания теста, очистки крупы от мелкой шелухи.
Долблёное корыто овальной формы с пологими стенками, двумя рукоятками на концах. Длина 30-80 см.
8слайд. Рукомойник (ки миськалан)
Глиняная ёмкость круглой или овальной формы, с широким отверстием для наливания воды, на одной стороне имелся носик.
Коми-пермяки придавали большое значение
чистоте. Считалось, что с людьми забывшими
утром помыться, может случиться беда.
9слайд. Скалка (быгрэтчан)
Цилиндрическая деревянная палка. Использовалась для раскатывания теста. Размеры скалки (быгрэтчан) колебались от 30 до 90 см.
10слайд. Короб (коробья)
Ёмкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скраба, одежды, книг, украшений.
Изготавливались из плоских, плотно прибитых друг другу плашек. Всегда был внутренний или наружный замок. В хозяйствах было множество коробов (коробьев).
11слайд. Ступа (гыр)
использовалась для измельчения круп из неочищенных зёрен пшеницы, ячменя, проса, гречихи.
При толчении в ступе (гыр) зерно освобождается от оболочки и частично размельчается.
12слайд. Жернова (изын)
использовали жернова (изын) для перетирания зёрен, орехов и других растительных продуктов для потребления в пищу.
13слайд. Солонка (патрак)
Такого вида солонки считались дорожными, т. к. их брали с собой,уходя на промысел или полевые работы.
Отношение к солонке было бережное и почтительное. Она считалась семейной ценностью и её никогда не продавали.
14слайд. Сегодня узнали много новых коми-пермяцких слов.
Вспомним, что они означают.
Кэньэс, лагун – кадка, кадушка
Сеяльнича – сеяльница
Ки миськалан — рукомойник
Быгрэтчан – скалка
Коробья – короб
Гыр – ступа
Изын – жернова
Патрак – солонка.
15слайд. Выражаю благодарность в помощи предоставлении информации
Кочёвский районный музей этнографии
и быта.
Религия
Коми исповедуют православие: обращение в эту веру произошло еще в XIV веке во времена епископа Стефана, который проводил богослужения на языке коренного народа. До этого коми были язычниками, причем отголоски давних верований сохранились у них и сегодня. Отдельные поселения остаются староверами — это общины на территории Нижней и Средней Печоры.
Православие, на самом деле, здесь очень особенное. Оно до сих пор пронизано тотемизмом. Например, все иконы, которые хранятся в доме, – это сильный оберег. Когда образ выцветает или теряет внешний вид, хозяин жилища непременно вносит в дом новую икону исключительно со «старым» святым, иначе «новый бог» может причинить дому зло. Иногда в ответ на недоброе люди ставят образы вниз головой, как бы наказывая святого за то, что он не покровительствует домочадцам.
Пермяки верят больше в душе — в здешних храмах всегда немноголюдно. Они строго относятся к поверьям и приметам. Например, у этого народа сильна вера в духа леса, который всячески заманивает к себе людей. Леший может превращаться в различное животное, путать тропы, забирать себе женщин. По традиции в Республике Коми в лес ходят в одежде навыворот, чтобы спугнуть нечистую силу.
В каждом доме живет суседка, или домовой. Он всячески помогает хозяевам — убирает, моет посуду, просеивает муку, но только если люди к нему хорошо относятся. Если же прогоняют и зло говорят о нем, то суседка может прятать предметы, спутывать женщинам волосы или пугать скот. Есть также духи у бани: чуд-пиан, баня чуд, баня бес. Они строго следят за чистотой и наказывают хозяев за нарушение банного этикета. Предстают перед людьми в виде мохнатого зверя. Чтобы такой дух не схватил человека, из бани всегда следует выходить спиной вперед или по оклику знакомого.
У суеверных коми-пермяков сохраняется традиция знахарства.
У них есть знахари и колдуны. Первые помогают в делах: заговаривают ружья на хорошую охоту, выбирают лучшие места для строительства дома, участвуют в свадьбах. Колдуны же несут зло. Они водятся с нечистой силой, причем иногда сами того не желая, приносят вред своим же близким. Если колдун долго сидит без дела и никому не передает свое мастерство, бесы начинают одолевать его изнутри.
В Республике Коми сохранилось немало давних традиций и обычаев, которые показывают, насколько интересно и самобытно жили люди, населявшие северные леса нашей страны. Этот народ успешно ассимилировался с другими народностями, переняв их культуру, но при этом удачно соединил новую веру и знания с накопленным опытом своих предков.
Веселье перед сенокосом
В трудах М.М.Громыко, П.А.Сорокина рассказывается о традиционных праздниках коми. Как отмечают эти учёные, многие обычаи коми окончательно сформировались к XIX веку, а среди них стоит выделить сельскохозяйственные обряды.
Увы, сейчас многие их них ушли в прошлое, однако некоторые праздники всё ещё живы. Одним из таких является Речкей, что ежегодно проводится в Сыктывдинском районе. Посвящён праздник началу сенокоса, а во время его проведения участники показывают каждый этап сложных полевых работ. Косари готовятся к выходу в поле, обвязывая себя травяными поясами и произнося различные заговоры от боли в руках и спине, для крепости духа и тела.
После проведенных обрядов и пира люди отправляются на сенокос, а шествие сопровождается бодрыми песнями и танцами. Мне кажется, Речкей – не только празднество, но и превосходный вариант моральной подготовки к тяжёлому труду. Согласитесь, начинать многодневный сенокос гораздо веселее в такой атмосфере единства, радости и поддержки.
Коми-зыряне
Коми в полной мере осознают, насколько ценны их обычаи и культурное наследие, полученное от предков. Именно поэтому сегодня в их республике активно действуют организации, кружки народных ремёсел и фольклора, целью которых является сохранение многовековых традиций своей родины. Приятно замечать всё больше молодёжи в рядах борцов за сохранение культуры коми, ведь это значит, что такие интересные и самобытные обряды и традиции никогда не будут забыты.
История фестиваля
Фестиваль в Верх-Юсьве проводится с 2004 года. За это время он успел полюбиться жителям всего Пермского края и, перепрыгнув масштабы Коми-Пермяцкого округа, стал межрегиональным. На празднование съезжаются коллективы Нытвенского, Октябрьского, Карагайского, Краснокамского, Сивинского, Пермского и других районов.
В рационе коми-пермяков грибы – популярнейший продукт, которым они заменяют мясо. Поэтому умение собирать грибы и заготавливатьих впрок всегда ценились в народе. Выбор именно на этот вид гриба пал не случайно – окрестные леса так и пестрят рыжими шляпками.
Традиционной частью праздника является ярмарка, на которой можно купить как свежие, так и маринованные грибы/ Источник фотографии: Кудымкарский районный Дом культуры
Цель праздника – не только почтить солнечный гриб, но и отметить различные обрядовые праздники, объединенные темами прощания с летом, увядания природы и окончания полевых работ.
В рамках праздника проводятся различные конкурсы, народные игры и пляски, ярмарка-продажа грибов в свежем и консервированном виде. Организовывается концертно-развлекательная программа.
Но не только грибам посвящено народное гулянье. Это и праздник рыжеволосых – а их среди коми-пермяков немало.
Брак – дело серьёзное
Свадьба издавна считалась у коми священным ритуалом, к которому важно было тщательно подготовиться. Как и всякий немногочисленный народ, коми считали плодовитость основой счастливой семьи
Детей должно быть много, а чтобы такое пожелание свершилось, проводили ряд действий.
Символом плодородия и богатства считалась овца, а потому жених и невеста во время торжества восседали на овечьей шкуре. Перед венчанием невеста обязательно сажала себе на колени соседского ребёнка – так она просила высшие силы послать ей много здоровых детей.
Хочу отметить тщательность, с которой коми подходили к заключению брака. По традиции после сватовства представители каждой из сторон старались выяснить, не было ли в роду, с которым им предстояло породниться, душевнобольных или умственно отсталых. Всё это делалось ради здоровья новых поколений, а значит, ради будущего.
Группа селян коми-зырян, начало XX века
Два разных мира
Похоронные обряды коми, на мой взгляд, в большинстве своём были заимствованы у русских, с которыми коми роднит и территория проживания, и общая история. В доме умершего завешивались все окна и зеркала, любые предметы с отражающей поверхностью. Особенную роль во время похорон играли ветви сосны или ели. Деревья эти считались посредниками между двумя мирами, а потому и гробы, и венки делались чаще всего именно из них.
Православная вера стала господствующей у коми ещё в XV-XVI веках, что подчинило большинство обрядов и праздников христианскому мировоззрению. Тем не менее, языческие верования сильны у коми и поныне. Даже сегодня в северных районах Республики Коми можно увидеть людей, отправляющихся на кладбища с корзинами, нагруженными продуктами, украшениями и предметами быта. Коми верят, что их умершие родственники нуждаются в подарках, что необходимо приносить хотя бы раз в год. И если подношением в виде пищи или молока уже никого не удивишь, то коми часто «дарят» предкам расшитые платки, резные украшения из дерева, пояса, отрезы ткани.
Не меньше меня удивило и другое: оказывается, коми называют Бога и дьявола совсем не так, как мы. Помня о вере предков, бога-создателя коми именуют Ене, а его противоположность, тёмного демона – Куле. В этом народе и поныне живут мифы о противостоянии двух божеств, одно из которых стремилось созидать, другое – разрушать.
Помощниками «дьявола» Куле часто выступают «чуды» – злые духи, что часто вредят людям. А вот в лесах живут как злые, так и добрые невидимые создания. Их коми считали духами различных стихий и растений. У деревьев, домов, воды и земли были свои покровители, которые могли помочь доброму и искреннему человеку в беде. Обман и хитрость духи не признавали, а потому за эти качества можно было дорого поплатиться, оказавшись один-на-один с лесным властителем.
Поклонение божествам и богам
Со временем у предков коми-пермяков стало появляться поклонение мифическим, сверхъестественным существам — богам, божествам. У них было осознание, что у каждой материальной стихии есть некий «хозяин», который управляет ими: у леса — «вдрись», у воды — «ваись». И у каждого объекта (поля, родника, луга, дома, овина, конюшни) были свои «хозяева». Этим «пантеоном» управляет верховное божество Ен — (бог, творец) обозначавший саму природу или весь мир, о чём говорят сохранившиеся до сих пор слова и устойчивые сочетания: енвевт (небо), еныс югдö (светает), еныс зэрö (идёт дождь).
Любая мифология творцу противопоставляла иную силу, коей у коми-пермяков оказался Куль. Как правило, тому, что создаёт Ен, Куль создаёт противное. И ныне в ходу слова, обозначающие нечистую силу и содержащие в себе компонент «куль»: вакуль (ва — вода), вöркуль (вор — лес), кульпиян (пиян — детёныш). Куля и его помощников принято было задабривать среди рыбаков, охотников, собирателей природных даров.
Одним из мифологических образов является суседку — домовой, по-иному — бо-боль. Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача — охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой. Живо поверье, что перед каким-либо важным событием — чаще плохим — суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде. И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.
Многие слова со значением нечистой силы содержат в себе компонент «чуд»: вöчуд (чуд леса), банячуд (чуд бани), кар-тачуд (чуд скотного двора), ыбчуд (чуд поля), öшмöсчуд (чуд колодца, родника). По преданиям, чуды — это мифические существа, злые силы, нечисть, нечто бесовское. Они могли напутать человека или навредить ему чем-либо, например — подменить ребёнка.
В середине XV века в Парму проникает христианство, но коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от своей старой веры до конца и удивительным образом сочетают их в своей повседневной жизни. Они верят, что старые боги и мифические существа не могли пропасть, а всё материальное на земле коми-пермяками одухотворяется. И слово «ен» не пропало, им стали называть ещё и православного бога, и все иконы с изображением святых.
Баба-Яга ‒ значимый герой коми-пермяцкой волшебной сказки
Баба-Яга ‒ значимый герой коми-пермяцкой волшебной сказки
Кто такая Баба-Яга? Кажется, что все читатели с детства знают ответ на этот вопрос и что каждый
из них сможет назвать сказку, героем которой является данный мифологический персонаж. А еще,
наверное, многие думают о том, что Баба-Яга – это, прежде всего, отрицательный герой, который
выступает в сказке в роли вредителя и не позволяет герою достичь поставленной перед ним задачи.
Однако, о Бабе-Яге имеются и другие, не менее интересные, данные: у Бабы-Яги выявляется
множество других имен; Баба-Яга имеет свою семью и друзей; Баба-Яга не только вредит главному
герою волшебной сказки, но и помогает ему. Попробуем раскрыть эти особенности более подробно.
В коми-пермяцких волшебных сказках обнаруживают себя такие варианты имени мифологического
персонажа, как Баба-Яга, Ягинь, Лёки, Ягишна, Еги-Баба, Яг-Баб. Как видно, имя героя чаще всего
состоит из двух компонентов: «баба» да «яга (яг)». Слово «баба» употребляется в значении
«женщина». Слово «яга» имеет более сложное происхождение. Имеется несколько версий для его
интерпретации. Отметим наиболее интересные из них. Во-первых, слово «яга», по мнению ученых,
интерпретируется с помощью прилагательного «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная».
Значение «злая» проявляется в ее отношении к другим героям. Значение «больная» объясняется в
мифологии . Имеется версия о том, что слово «ягая» обозначает человека с больной ногой. А мы,
читатели, знаем, что в коми-пермяцких сказках нога у Бабы-Яги ассоциируется с пестом. Таким
образом, ее конечности выглядят очень худыми и тонкими – приобретают «нездоровый» вид. Кроме
того, Баба-Яга умеет ходить только на кончиках пальцев, что также говорит о неестественной
ходьбе героя. Можем сказать, что оба значения слова «ягая» подходят. Они выявляют ее
враждебность и мифологические черты. Во-вторых, вариант «яг» расшифровывается как «молодой
сосняк, пихтовый лес, бор» . Поэтому имя «Баба-Яга» можно читать как женщина из леса или лесная
женщина. И это, на наш взгляд, хорошо подтверждается материалом из сказок. Баба-Яга чаще всего
изображается в лесном пространстве.
Интересным представляется и то, что в сказках обнаруживают себя данные, касающиеся семьи
Бабы-Яги. У нее есть дочери. В коми-пермяцких сказках показано их разное количество: дочерей у
Бабы-Яги может быть одна, три, много. Так, в сказке «Бедьпи» («Деревянный мальчик») повествуется
о трех дочерях. Примечательно, что у всех есть имена: Ера, Ёра да Яра. У Бабы-Яги имеется также
и сын. В сказке «Куим золотöй юрси тылöп» («Три золотых волоска») он предстает перед читателем в
образе чёрта. А сказка «Сунис моток» («Клубок с нитками») совсем удивила! Дети Бабы-Яги –
лягушки. В некоторых сказках у Бабы-Яги показаны сестры. Наиболее ярко они описаны в сказке
«Иван царевич да Краснöй девица» («Иван царевич да Красная девица»).
А еще Баба-Яга выступает в роли советчика главного героя. Баба-Яга указывает ему верный путь,
дарит разные волшебные предметы, отдает своих помощников, предсказывает будущее и др. Тебе
интересно? Возьми да прочитай волшебные сказки! Напиши о своем любимом сказочном герое!