Князь вещий олег

Новгородская версия биографии. Восточные походы Олега

В Новгородской первой летописи Олег представлен не князем, а воеводой при Игоре. Убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию тоже Игорь, а Олег возвращается обратно на север, в Ладогу, где умирает не в 912, а в 922 году.

«Идѣ Ольгъ къ Новугороду · и отътуда въ Ладогу  Друзии жє сказаютъ · ко идущє єму за морє · и уклюнѫ зми въ ногу · и съ того умрє · єсть могила єго въ Ладозѣ»

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года, где Олег именуется великим князем русским и заключает договор от своего имени, но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

Где стояли первые Киев и Новгород

Приблизительно после 912 года, согласно сообщению арабского автора Аль-Масуди, флот русов из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив. Хазарский царь разрешил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. В результате русы разорили побережье Азербайджана. Половину добычи по условию договора они отдали хазарскому царю, однако царская гвардия, состоящая из мусульман, потребовала мести за гибель единоверцев. Царь не смог или не захотел спасать русов, но послал им предупреждение об опасности. Битва была три дня и закончилась победой мусульман. 30 тысяч русов погибло. Уцелевшие 5 тысяч бежали вверх по Волге, где были истреблены буртасами и булгарами.

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море…».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w, который, по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа»), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго. Он именуется в документе правителем Русии, что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря — поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года, а поход на Персию — с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры. В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром, имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом».

Происхождение князя

Достоверных источников с описанием происхождения Олега Рюриковича не существует. Историки опираются на письменные труды тех лет:

  • Повесть временных лет.
  • Новгородскую, Никоновскую и Иоакимовскую летописи.
  • Скандинавские мифы и предания.
  • Рассказы и письма иностранных историков.

Точная дата рождения Вещего Олега не определена. Согласно самой распространённой версии, будущий правитель Руси происходил из рода Рюриков. Некоторые историки полагают, что он приходился братом первому русскому князю. Другие учёные придерживаются мнения о том, что он был братом жены русского правителя. Про варяжского князя Олега Рюриковича есть упоминания в скандинавской литературе.

Согласно второй версии, разработанной противниками норманнской теории, князь Рюрикович имеет славянские, тюркские или даже иранские корни. Некоторые историки опровергают и родственную связь между Олегом и Рюриком. Они считают, что будущий правитель Руси служил воеводой в войске, он сумел завоевать доверие своей храбростью и преданностью.

Прозвище «Вещий» появилось из-за способности князя к провидению. Он отличался великолепным умом и решительностью.

Смерть[править | править код]

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение — появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

Крещение княгини Ольги и смерть князя Олега от укуса змеи, Лицевой хронограф Фёдора III, XVII в.

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно укусившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд — герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями.
Вот как погиб Орвар Одд спустя годы:

Сходные обстоятельства смерти приводятся в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде (англ. Sir Robert de Shurland, умер в 1310 году), который был лордом замка Шурланд на острове Шеппи (находившемся значительное время под влиянием викингов) и смотрителем пяти портов во времена Эдуарда I Английского. Колдунья напророчила сэру Роберту, что его любимый конь станет причиной его смерти, он выхватил меч и убил коня, чтобы пророчество не исполнилось. Труп лошади был оставлен на берегу. Спустя годы сэр Роберт прогуливаясь в тех местах вспомнил о старом пророчестве и пнул ногой череп коня, но осколок кости пробил сапог и вонзился в ногу. Рана загноилась, и старый рыцарь умер от заражения крови.

Польский исследователь Г. Ловмянский доказывал, что утвердившееся в научной литературе мнение о первоначальном правлении Олега в Новгороде сомнительно. По версии Г. Ловмянского, Олег был смоленским князем, а его связь с Рюриком — поздняя летописная комбинация. А. Лебедев высказал догадку, что родственником Рюрика мог быть представитель местных нобилей. Факт возложения Олегом дани на Новгород Киеву и варягам может свидетельствовать против версии о новгородском княжении Олега.

Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение —  — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI—XVII веков, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Почему Олег вещий. Строкой энциклопедии…

Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала Х вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Этот сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

По версии ПВЛ Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (неслучайно он был прозван «Вещим», т.е. предугадывающим будущее). В 879-882 гг. после смерти РюрикаОлег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев  к традиционной 

трактовке образа Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

Во-первых, по археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.

Великий князь Киевский

Он решил взять Киев хитростью, зная, что Аскольд и Дир не сдадут город без боя. На нескольких ладьях он пристал к берегу в предместье Угорском, оставив большую часть судов на подступах к Киеву. Он велел передать князьям, что купцы с севера направляются в Византию и хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир поспешили навстречу «купцам», но их встретил Олег. Князь держал на руках маленького Игоря. Едва киевские правители подошли ближе, из укрытия выскочили люди Олега и окружили их. Олег воскликнул: «Вы не князья, не рода княжеского!» И добавил, указывая на Игоря: «А вот сын Рюриков!» Аскольд и Дир были вероломно убиты.

Город безропотно принял Олега в качестве нового владыки. Часть дружины Аскольда и Дира примкнула к новому князю, часть ушла к грекам в поисках воинской славы. Новый правитель объявил Киев «матерью городов русских».

Походы князя Олега

Объединение Киева и Новгорода

Опять же, если следить за историей и далее по «Повести Временных Лет», то в 882 году князь Олег, взяв с собой большое войско, состоящее из варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей и представителей других племен взял города Смоленск и Любеч, где посадил наместниками своих людей. Далее по Днепру он спустился к Киеву, где правили два боярина не племени Рюрика, но были варягами: Аскольд и Дир. Олег не хотел с ними воевать, потому отправил к ним посла со словами:

Аскольд и Дир пришли… Олег спрятал некоторых воинов в ладьях, а других оставил за собой. Сам же пошёл вперёд, держа на руках юного княжича Игоря. Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он — сын Рюрика». И убил Аскольда и Дира.

Другая же летопись, состоящая из информации различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате.

Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег убил Аскольда и Дира.

Князь Олег оценил удобное расположение Киева и перебрался туда с дружиной, объявив Киев «матерью городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.

Следующие 25 лет князь Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву племена древлян (в 883 году), северян (в 884 году), радимичей (в 885 году). А древляне и северяне платили дать хазарам. «Повесть Временных Лет» оставила текст обращения Олега к северянам:

Поход князя Олега на Царьград

В 907 году, снарядив 2000 ладей (это такие лодки) по 40 воинов в каждой (согласно «Повести Временных Лет»), Олег выступил в поход на Царьград (ныне – Константинополь). Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом врагам возможность грабить и разорять только пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл другим путем.

Князь приказал своим воинам сделать большие колеса, на которые они поставили свои ладьи. И как только подул попутный ветер, паруса поднялись и наполнились воздухом, который погнал лодки к городу.

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен на каждого воина и приказал Византии платить дань «на русские города». В довесок к этому, князь Олег распорядился принимать в Царьграде русских купцов и торговцев так славно, как никто и никогда не принимал. Оказывать им все почести и обеспечивать им лучшие условия, словно ему самому. Ну а если эти купцы и торговцы начнут нагло себя вести, то Олег приказал выгнать их из города.

В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход вымыслом. О нём нет ни единого упоминания в византийских летописях тех времен, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941 годах. Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословное повторение договоров 911 и 944 годов.

Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. «Повесть Временных Лет» в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

В 911 году князь Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.

Опровержение легенды

Змеи не живут в черепах. Старинные изображения, сочетающие эти два символа смерти — не более, чем красивая композиция и философская аллегория. Костяная коробка способна заинтересовать пресмыкающихся только как удобное возвышение для согревания под солнцем. Мстить за попранный ногой дом змея не станет. В. М. Васнецов, «Иллюстрация к „Песни о вещем Олеге“ А. С. Пушкина», 1899 г.Фото: artchive.ru

Если верить летописцам, произошла трагедия осенью. В северных широтах в это время года змеи вялы и не богаты на яд. Однако даже малая доза природной отравы способна отправить к праотцам аллергика.

На II Международном симпозиуме «Степи Северной Евразии: Стратегия сохранения природного разнообразия и степного природопользования в ХХI веке» в 2000 году биолог Андрей Власов представил список ядовитых змей, которые обитают на территориях Руси времен Олега.

Все три вида гадюк, включая самого вероятного подозреваемого — степную гадюку, что могли повстречаться князю, имеют относительно короткие зубы, а их яд не смертелен для взрослого мужчины.

В любой инструкции для туристов можно найти рекомендации не бродить по местам обитания змей босиком или в открытой обуви. Сапоги, а средневековая знать предпочитала именно эту обувь, обеспечивают полную защиту от укусов местных ядовитых змей. Восточная степная гадюкаФото: Одинець Сергій, ru.wikipedia.org

Во главе древнерусского государства

На территориях, которые постепенно подчинял себе Вещий Олег, жило немало народов. Отношения с ними выстраивались по принципу: защита от возможных набегов – дань. Контролировать все города было невозможно, поэтому повсюду у Олега были наместники, следившие за регулярными выплатами и обеспечивавшие должный порядок и защиту.

Так, с северными племенами Олег заключил договор: они платили 300 гривен ежегодно за защиту их земель. Это было выгодно и актуально для северян, поскольку до этого дань им приходилось платить хазарскому каганату. Олег же сказал: «Я враг хазарам, а вовсе не вам». По этой причине северяне без сопротивления согласились на его правление.

Однако не все племена так легко соглашались на нового правителя и обязательные выплаты. В 883 году Олег повел свою дружину в Полесье, где в густых лесах обитали древляне. Они отказались добровольно подчиняться, но киевский князь сломал сопротивление и обязал их выплачивать по одной черной кунице с жилья. Надо отметить, что после смерти Вещего Олега вся власть перешла к князю Игорю, и за неудачную попытку взимать больше дани с древлян он поплатился жизнью.

Присоединение радимичей было похоже на договор с северянами. В 885 году Олег вторгся на территорию радимичей и узнал от старейшин, что они платят дань хазарам. Без труда Олег убедил их платить ему по две серебряные монеты с дома, гарантировав защиту и порядок.

Были и сложности: на подчинение тиверцев ушло много лет, а уличи так и сохранили свою независимость, несмотря на все попытки.

Вокняжение в Киеве


Тайное прибытие военной дружины Олега в Угорское под Киевом; провозглашение малолетнего Игоря наследником киевскою престола; убийство Аскольда и Дира по приказу Олега. Миниатюра Радзивилловской летописи

Согласно «Повести временных лет», в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей — взял города Смоленск и Любеч и посадил там своих мужей. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Притворившись «гостем подугорским», Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Когда Аскольд и Дир вышли из города, Олег объявил им: «Вы нєста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ · но азъ єсмь роду кнѧжѧ» («Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду») и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те взошли на ладью, Олег сказал им: «Азъ єсмь Ольгъ кнѧзь · а сє єсть Рюриковъ Игорь кнѧжичь» — и тут же убил Аскольда и Дира.

Расположение Киева показалось Олегу достаточно удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских». Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Киевской Руси. Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен: «и ѹстави варѧгомъ дань даꙗти · Ѿ Но́ваго̀рода 300 гривенъ на лѣто · мира дѣлѧ єже до смерти Ꙗрославлѧ даꙗшє варѧгомъ». Под его властью оказался путь «из варяг в греки».

Следующие 25 лет Олег был занят расширением подвластной территории. Он подчинил Киеву древлян (883), северян (884), радимичей (885). Два последних племенных союза были данниками хазар. Повесть временных лет оставила текст обращения Олега к северянам: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Не давайте хазарам, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с — уличами и тиверцами имѣяше рать».

898 годом Повесть временных лет датирует появление под Киевом угров (венгров) в ходе их миграции на запад, фактически произошедшее несколькими годами ранее.

А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказ

В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет­ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?

Летописный источник — проза, балла­да Пушкина — стихотворный текст. Ху­дожественное воплощение событий в бал­ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе­ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со­здать у читателя определенный образ, вы­разить свое отношение к герою.

Сюжет об Олеге в летописи очень кра­ток, описания Пушкина развернуты, вы­держаны в торжественном, высоком сти­ле. Поэт использует многие бытовые и ис­торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу­ку с конем, его тревожит только исполне­ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа­ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на­зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес­те с боевым товарищем.

Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.

План баллады

  1. Встреча вещего Олега с кудесником.
  2. Беседа Олега со старцем и его пред­сказание.
  3. Расставание с конем.
  4. Весть о смерти коня.
  5. Олег у останков своего боевого това­рища.
  6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
  7. Тризна по князю Олегу его дружины.

План отрывка из летописи

  1. Воспоминание Олега о коне, с кото­рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
  2. Смысл предсказания.
  3. Весть о гибели коня и укор Олега ку­деснику.
  4. Желание увидеть кости коня.
  5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.

Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо­вать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ ле­тописного эпизода.

«Однажды киевский князь Олег вспом­нил о своем коне, на которого когда-то ре­шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари­ща, но больше никогда не приводить к не­му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска­занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп­лакивали его люди «плачем великим».

«Песнь о вещем Олеге», анализ произведения Пушкина

Тема рока. неотвратимости судьбы волновала людей давно: еще древнегреческий автор Софокл развил эту тему в своей знаменитой трагедии «Эдип-царь». Интересной была эта тема и для молодого поэта Александра Сергеевича Пушкина. и в своем произведении «Песнь о вещем Олеге». написанном в 1822 году во время Южной ссылки, Пушкин воплотил хорошо известную ему с юности легенду о смерти князя Олега.

У Пушкина особое видение данной истории из «Повести временных лет», что дает основание многим считать произведение этого русского поэта балладой. В нем есть все признаки романтического жанра. события героического или фантастического характера, тайна смерти, которую не сразу было суждено разгадать вещему князю Олегу, обилие художественных средств, музыкальность. У Пушкина «Песнь» еще и наполнена обилием устаревших слов, ведь в основе — летописный источник.

Согласно древнему сюжету, князь Олег, прославившийся своими походами против хазар и завоеванием Царьграда, услышал от кудесника предсказание о том, что его ждет смерть от своего любимого коня. Надо отметить, что русский народ складывал о самом Олеге и былины, и легенды, и сказки. В народных преданиях самого Олега изображали как кудесника, умеющего обернуться зверем, птицей и даже муравьем. В народе его прозвали «вещим», так он был настолько мудрым, что мог предсказывать будущее.

Однако, встретив в лесу волхвов, князь спрашивает: «Что сбудется в жизни со мною?» При этом он снисходительно добавляет: «Не бойся меня…» Пушкин же подчеркивает, что кудесник — «покорный Перуну старик одному». Перун у древних славян был богом грома и молнии, по сути, он сродни Зевсу — верховный бог. Именно поэтому кудесник отвечает князю с достоинством: «Волхвы не боятся могучих владык», добавив, что у них «правдив и свободен язык».

Далее он сообщает князю, что тот примет смерть от своего любимого коня. Испугавшись пророчества, князь решил расстаться с любимым конем, но, в отличие от летописи, наказал своим друзьям купать, кормить отборным зерном, поить ключевою водою — словом, обеспечить своему «товарищу и верному слуге» достойную старость.

Читая летопись (исторический документ), трудно представить себе характер князя Олега. Еще труднее представить характер кудесника. Поэт же называет его «вдохновенным». Что он имеет в виду? Возможно, в этом герое поэт воплотил идею о свободе, которая для него самого была важнейшей в тот момент, ведь Пушкин в этот период находился в Южной ссылке, куда его отправил Александр I за стихотворения о свободе. Кудесник у Пушкина — тот, кто говорит правду, а значит, ему не нужны царские награды.

Финал баллады тоже во многом отличается от первоисточника. Когда Олег спустя много лет пирует со своими боевыми товарищами, он вспоминает о любимом коне и, узнав о его давней смерти, думает о том, что нужно было «презреть предсказанье». Князь расстроен и называет волхва «лживым безумным стариком». Очевидно, в этом и кроется разгадка баллады Пушкина. Дальнейшая смерть, которую герой все-таки принимает от коня, не имеет однозначного объяснения.

Каждый читатель невольно задается вопросом: «Почему Олег погибает? Потому ли, что от своей судьбы не уйти? Или оттого, что князь Олег оскорбил кудесника, когда назвал его « лживым безумным стариком». А может, это наказание за отступничество хозяина, оставившего своего верного коня? Единого ответа на этот вопрос нет — он остается тайной: еще одно доказательство, что перед нами баллада.

Таким образом, произведение проникнуто идеей предопределенности судьбы, когда невозможно преодолеть злой рок, но человек сам выбирает свой путь, который может привести его или к победе, или к поражению. Однако, помимо темы рока, Пушкин касается таких тем, как свобода и память. Кудесник, как и поэт, провозвестник высшей воли, он не боится владык — именно так разрешает для себя Пушкин конфликт поэта и власти. Заканчивая же свое произведение тризной, то есть старинным обычаем, когда вместе с умершим воином хоронили коня, Пушкин раскрывает идею благодарной памяти.

Вероятная причина смерти князя Олега

Чтобы симптоматика соответствовала укусу змеи, нужен след от этого самого укуса. Представив себе подворье средневекового замка, легко найти на земле предметы, которые с легкостью пробьют кожаную подошву кавалерийского сапога. Спрыгнув с коня после путешествия к останкам прежнего боевого друга, Олег мог напороться на валяющийся гвоздь. Заметил это повреждение князь только вечером, разуваясь, когда уже были покраснение и боль. Вот тут наш герой и вспомнил о встрече со змеей.

О том, что яд гадюки смертельно опасен только детям, знали все. Естественно, за медицинской помощью Олег не обратился. О риске развития сепсиса он ничего не знал, как и о том, что бактерии быстрее всего справляются с теми, чье здоровье подорвано обильными возлияниями.

Возможно ли было спасти нашего пациента, если бы сообразное эпохе лечение было начато немедленно после получения им травмы? Если инфекция попала в рану не с предмета, который пробил кожу, а позже, то вероятность исцеления была бы высока. Промывание травяными отварами, в состав которых гарантированно входит кипяченая вода, и чистая повязка изменили бы ход событий.

Ф. А. Бруни, «Кончина Олега», 1839 г.Фото: ru.wikipedia.org

Спустя несколько суток после странного происшествия князь скончался. Выводы, которые сделали его придворные, включая волхвов, очевидны.

Симптомы сепсиса никак не принять за последствия отравления, хотя последнее в те времена подозревали зачастую беспричинно. Предположить существование змеи с какими-то уникальными возможностями гораздо проще, чем допустить вероятность смерти от невидимых бактерий под ногами.

Я дополнил коллекцию гипотез своей оригинальной версией. К сожалению, подтвердить или опровергнуть ее не удастся — захоронение Вещего Олега утеряно, а если и будет найдено, то следов, которые ее бы подтвердили или опровергли, на костях не будет.

Коварные враги-отравители имеются не у каждого, гробовая змея предпочтет бегство нападению, а вот ржавый гвоздь никуда из-под пятки беспечного гражданина не денется. Будьте внимательны. Берегите себя и своих близких.

Новые легенды

Если змеиного укуса и смерти от яда из пасти пресмыкающегося не было, открыт прием версий относительно того, что на самом деле свело в могилу еще не старого и относительно здорового князя. Благо, представления о Средневековье в народе бытуют любопытные, а сказочниками наша земля издревле славилась.

Современный народный эпос назначил убийцами волхвов. Они отравили владыку, а потом придумали историю про змею, подтвердив свое умение предсказывать грядущее. Дороговато им обошлась рекламная кампания — Олег вел победоносные войны, пользовался услугами предсказателей, делясь с ними добычей…

Допустим, мотив убийц — дворцовый переворот. Заговорщиками должны быть все приближенные князя. В мире, где дикая природа подступает к стенам городов, как выглядит змеиный укус, видел каждый, отсутствие полевой медицины делает каждого воина обязанным знать хоть что-то о здоровье человека, аристократия боится ядов — единодушия в установлении липового посмертного диагноза в такой ситуации добиться сложно.

Дело было осенью. Князь запросто мог подхватить простуду. Лечили бы его все те же волхвы. Смертность от осложнений гриппа в Средневековье была высокой, отравителю куда проще было дождаться момента, когда князь сам попросит у него лекарство. Однако порожденный фантазией зловещий бородач не умел ждать и любит приврать о змеях. Обыкновенная гадюкаФото: Benny Trapp, ru.wikipedia.org

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: