Родители Базарова
Устав от разочарований, Базаров решает отправиться к родителям. Герой быстро устаёт от их чрезмерной заботы и снова едет к Одинцовой со своим другом Аркадием. Анна не рада их повторному визиту и разочаровавшиеся герои вновь прибывают в дом Кирсановых. Там он из-за девушки стреляется на дуэли.
Отец — Василий Иванович
Василий уважал интересы Евгения и даже научился от него некоторым вещам, что было неестественно для родственных отношений того времени, да и в целом для русской патриархальной культуры. Мировоззрение сына вызывало у него любопытство и он стал уделять свободное время изучению публицистических текстов. Делал Василий Иванович это не потому, что ему были интересны свежие взгляды. Он боялся потерять любимого сына. Сам по себе отец Евгения Базарова:
- Был высоким худощавым мужчиной.
- Жил небогато. У него в оброке проживало 22 крестьянские души, а всем имением владела жена Василия Ивановича — Арина Власьевна.
- Работал армейским хирургом.
В результате отец Базарова путается и не может найти выход самостоятельно. Занятая им позиция говорит о внутренней силе героя. Ради любви к своему ребёнку он был готов отказаться от консервативных принципов, в которых сам рос. Стремление узнать новое в нём было, однако, главная цель не в этом.
Мать — Арина Власьевна
Героиня также сильно любила своего сына Евгения, как и её супруг. Арину Власьевне можно дать хорошую характеристику. Она:
- Невысокого роста и плотного телосложения.
- Была очень добродушной.
- Любящей женой и заботливой мамой.
- Легко могла пойти на уступки в спорных ситуациях с домочадцами.
- Слишком набожна и жила по старинным обычаям.
Арина Власьевна почти не разговаривает с сыном и не говорит о своих чувствах. Героиня так ведёт себя потому, что знает — Евгений не любит чрезмерной нежности. Иногда она срывается и хочет обнять его, но попытки тут же прерываются либо им самим, либо Василием Ивановичем. Родители Евгения Базарова хотели стать ему близкими людьми. Они выбрали неправильный путь и, несмотря на все старания, стали очень далеки ему.
Внешность героя
Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.
Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.
Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками
Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый»
В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».
Цитатная характеристика
Рассмотреть образ Арины Базаровой можно, обратившись непосредственно к тексту романа. Вот несколько цитат, в которых рассказывается об этом персонаже:
- «…– И мать твоя, кажется, прекрасная женщина, – заметил Аркадий. – Да, она у меня без хитрости. Обед нам, посмотри, какой задаст…» – Аркадий восхищается Ариной Базаровой и ее хозяйственностью, в то время как Евгений несколько снисходительно говорит о ее простоте, хотя и ценит ее кулинарные таланты. Впрочем, в глазах Базарова-младшего, хозяйственность – вовсе не достижение, хотя он и не отзывается о своих родителях слишком уж непочтительно.
- «…Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право. Сегодня утром она со мной с полчаса беседовала, и так дельно, интересно…» – даже отец Базарова осаждает его, когда Евгений позволяет себе мысль о том, что его мать является ограниченным и не слишком умным человеком.
- «…спала десять часов в сутки – и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова…” – пусть Арина Власьевна и не изменяет своим дворянским привычкам, если ее близким что-то нужно – она готова пожертвовать своим комфортом.
- «…а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места…» – еще одно подтверждение тому, что Арина Базарова является настоящей дворянкой, которая старательно ведет хозяйство, но при этом использует труд крестьян, так как это воспринимается ей единственно верным положением вещей.
Также в романе упоминается, что простая и кроткая Арина Власьевна всецело вверила свое собственное имение в хозяйственные руки мужа. Она не беспокоилась о многих вещах, так как чувствовала себя под защитой. При этом она точно знала, что женщина не должна мужу перечить, даже если в каких-то вещах смыслит больше. Арина Базарова следовала этому правилу, и потому жизнь ее была тихой, счастливой и спокойной – только за сына она переживала.
Образ персонажа глазами автора
С молодости интересы Арины Власьевны изменились. Теперь она уже не говорит по-французски и не играет на клавикордах, ее жизнь наполнена семейными хлопотами. Арина Базарова – это жена, мать и хозяйка. Она занимается тем, что организовывает комфортный быт для своих близких, следит за работой крестьян и дарит окружающим тепло и заботу.
Сам Тургенев говорит, что этой женщине стоило бы жить в старомосковские времена – лет за двести до событий романа. Именно тогда набожность, хозяйственность и верность традициям ценились в людях больше всего. В середине XIX века же настало другое время, требующее прогрессивных взглядов, и Арина Базарова вместе со своим мужем в это время уже не вписываются. Они – «пережиток прошлого», и вместе с ними умрет и их дворянский образ жизни.
Тем не менее, пока у Арины Власьевны есть такая возможность, она остается верна двумя непреложным истинам:
- Есть хозяева, а есть крепостные. Первые говорят, что нужно делать, а вторые должны подчиняться – по-другому это не работает.
- Муж всегда является главой семьи. Женщина не должна перечить ему, даже если с чем-то не согласна – ей нужно доверять своему мужу.
Арина Власьевна всю свою жизнь живет по этим правилам, и ей невдомек, что мир уже изменился. Теперь женщины вполне могут жить самостоятельно и иметь свое мнение (как делает это Анна Одинцова), а крестьяне вскоре и вовсе станут свободными (грядет реформа 1861 года). Поэтому образ жизни Арина Власьевны вызывает умиление и жалость у автора одновременно. Главной радостью для старших Базаровых был их сын, но и его судьба отняла: он скончался от тифа, едва ли ему исполнилось тридцать. Больше детей Арина Власьевна так и не родила, поэтому все, что ей остается – это молиться за душу Евгения и находить утешение в любви к своему мужу, с которым они вместе проходят через тяжкое испытание.
В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев дает читателю понять, что у представителей старого поколения есть свое обаяние. Да, они принадлежат к уходящей эпохе, но это добрые и честные люди (такие как Николай Кирсанов и супруги Базаровы), которым не суждено дожить свой век спокойно, ведь привычный для них мир стремительно разрушается. Их сложно винить в консервативности, но, в то же время, если все будут так держаться только за старые традиции – у человечества не будет прогресса. Если же обращаться к историческим событиям, то мы увидим, что уже следующее поколение людей (как раз Аркадий и Евгений, если бы дожил) вполне могли бы увидеть революцию и абсолютно новую Россию. Арина Базарова и ее муж же покинули бы тот мир в неспокойное, полное противоречий и невнятных общественных настроений время.
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
Базаров и женщины
Отдельное место занимает вопрос отношения Базарова к женщинам.
Сравнительный анализ представлен в таблице:
Тургеневская женщина | Отношение к Базарову |
Анна | Неприступная, холодная девушка вызывает любовные чувства, которые Базаров отвергает. |
Фенечка | Одинаковые взгляды на мир. Воспринимается Базаровым как приятный человек, но не рассматривает ее как женщину. |
Арина Власьевна | Базарову не нравятся ласковое и трепетное отношения к матери. Его холодность сразу же перерастает в нежность и сентиментальность. |
Кукшина | Смотря на Евдоксию главный герой начинает задумываться о правильности своего жизненного пути. Взгляды Евдоксии и Базарова совпадают, но неужели он выглядит также отталкивающе при общении? |
Катя | Две сестры разные внешне, не сходятся и их взгляды на жизнь. Анна на фоне Кати становится еще краше и умнее. Этот факт не может не заметить Базаров. |
Подробный образ и характеристика
Арина Власьевна Базарова является матерью главного героя, молодого нигилиста Евгения Базарова. Сам автор романа пишет, что он является «настоящей дворяночкой», типаж которой был характерен для 1650-ых годов, но устарел во время действия романа (1859-ый год). Мироощущение этой женщины и ее психология не идут в ногу со временем и не соответствуют прогрессивным идеям новой интеллигенции.
Хочет ли изменений сама Арина Базарова? Совсем нет. Ее устраивать жизнь такой, какой она привыкла ее видеть, поэтому архаическая формация собственной личности ничуть не беспокоит эту дворянку. Напротив, она предпочла бы видеть сына таким же религиозным консерватором, а не ярким нонконформистом – тогда ей бы не пришлось беспокоиться за Евгения так сильно.
Место героя в произведении
Арина Власьевна – еще один представитель старшего поколения, который в романе противопоставляется увлеченному модными тенденциями Базарову. Эта героиня предпочитает жить в своем консервативном мире и находить в нем свое очарование. Она не мешает сыну быть тем, кто он есть, но очень за него тревожится.
Арина Базарова – честный и добрый персонаж. Однако ее мировоззрение устарело, и та реальность, в которую привыкла верить эта набожная женщина, трещит по швам. Впрочем, это не значит, что новый мир будет похож на то, как описывает его отрицающий все привычные ценности Евгений. Нет, нигилизм умрет бесславно и бессмысленно, как и сам Базаров, но Россия все равно безвозвратно изменится – сначала после отмены крепостного права в 1861 году (действие романа происходит в 1859 году), а потом уже и вместе с революционными настроениями. От событий «Отцов и детей» до образования СССР оставалось всего около 60 лет, а этот срок ничтожен в контексте истории государства.
Общественное положение
Арина Базарова имеет дворянское происхождение. Однако ее семья никогда не была богатой, поэтому и в наследство ей осталось только небольшое имение с пятнадцатью душами крепостных крестьян.
Автор романа подчеркивает, что в молодости Арина Власьевна была очень привлекательной девушкой, занималась музыкой и знала французский язык – это означало, что у нее были шансы составить достойную партию и выйти замуж за знатного человека. Однако она выбрала Василия Ивановича – не только небогатого, но еще и «плебея» (так называли свободных русских людей, которые не имели дворянского чина). Выйдя замуж по любви, Арина Власьевна сохранила теплые отношения с мужем в течение всей их совместной жизни, а это дорогого стоит.
Семейное положение и обстановка, в которой живет
Арина Базарова живет со своим мужем в мире и согласии. Они поддерживают и ценят друг друга, и у них классическая модель семьи: мужчина – глава, женщина – хранит домашний очаг. Отношения супругов даже можно назвать образцовыми, ведь они ценят достоинства друг друга и принимают такими, какие они есть. Например, Арина Власьевна уже давно позабыла французский язык со своей молодости, да и книжку всего одну брала за свою жизнь, но ее муж все равно говорит, что она – женщина по-своему умная, с ней приятно вести беседу.
Оба супруга являются закоренелыми консерваторами и как нельзя лучше подходят друг другу, поэтому их брак счастливый. Однако это не спасает их от большого горя – смерти единственного сына. В конце романа И. С. Тургенев говорит, что Арина Власьевна и Василий Иванович всю оставшуюся жизнь будут находить утешение в религии и друг в друге.
Внешность и манера держаться
Арина Власьевна уже пожилая женщина. Она невысокого роста, пухлая, имеет круглое добродушное лицо. У Арины Базаровой седые волосы и уже несколько ослабевшее от возраста тело – иногда ей требуется помощь мужа, чтобы подняться куда-нибудь.
Когда-то в молодости она была красива, но возраст берет свое. Однако миловидность в ее чертах сохранилась, а для мужа она продолжила оставаться красавицей. Василий Иванович ласково называет ее «куропаточкой».
Слайд 15В бытность свою в молодых годах в Париже он посетил известную
предсказательницу Ленорман. Ловкая гадательница, заметив его недалекость, позабавилась над ним вволю. Наговорив ему много приятного и неприятного, она, наконец, окончила свое пророчество словами, заставившими побледнеть нашего чудака. « Теперь я должна вам предупредить, что вы умрете на своей постели». – « Когда? Когда? В какое время?» — спрашивает он в ужасе. « Когда ляжете в постель»,- докончила, улыбаясь, лукавая предсказательница. И вот с тех пор его покойная мягкая перина, подушки из лебяжьего и гагачьего пуха, шелковые одеяла были брошены и вынесены из квартиры, чтобы такие дорогие предметы его не соблазнили. Напрасно друзья смеялись ему в глаза, упрекая его в легковерии и не раз доказывая ему, что по его богатству, положению и жизни нельзя было и ожидать другой, более покойной смерти. Но слова Ленорман звучали в его ушах хуже погребального колокола. Он не внимал никаким убеждениям, и с тех пор на всех публичных соревнованиях, в гостях, в театрах, — всюду стала появляться постоянно дремлющая его личность, не имевшая никакой возможности уже отдохнуть у себя на постели…
Профессия
В прошлом Василий Иванович служил военным лекарем, и судя по всему служил в дивизии генерала Кирсанова — дедушки Аркадия Кирсанова:
— Глава XXI. Из разговора Кирсановых— Глава V
За время службы он много где побывал и многое видел:
— Глава XX
Василий Иванович получил орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой, вероятно во время вспышек заболеваний 1829 или 1837 года в Одессе:
— Глава XXI
Находясь в отставке Василий Иванович управляет имением жены, занимается садом и бесплатно лечит бедных крестьян:
— Глава XX— Глава XX
Бедняки благодарят его за помощь и расплачиваются чем могут, но, по-видимому, плата эта крайне несущественна:
— Глава XXVII
Но возраст дает о себе знать, и Василию Ивановичу уже сложно справляться с лекарской работой:
Происхождение
Евгений Базаров родился в российской глубинки в семье полкового лекаря Василия Ивановича Базарова и потомственной (столбовой) дворянки Арины Власьевны:
— Глава XXI. Василий Базаров о дворянском происхождении своей жены
Сам Евгений не является дворянином, так как дворянство только по отцовской линии. Есть вероятность, что он мог получить дворянство благодаря службе отца, но в романе подчеркивается, что он «разночинец», то есть интеллигент не принадлежащий к дворянству, и сам себя не относит к простым людям:
— Глава XXVI. Базаров, Аркадию
При этом Базаров гордится своим простым происхождением:
— Глава X. Базаров, в споре с Павлом Петровичем
Дворянских черт нет и в его поведении:
— Глава XXIII. Ощущения Фенечки
Он уверен, что может на равных общаться с простыми мужиками, хотя, на самом деле, мужики воспринимали его барином, «чем-то вроде шута горохового»:
— Глава XXVII
А вот слуги помещиков воспринимали его своим:
— Глава X
2 вариант
Важным персонажем второстепенного плана является мать главного героя, Арина Власьевна. Так же у матери Евгения есть муж, который ее очень любит, но любовь эта не взаимна. Живут они в далеком селе. Арина Власьевна не была похожа на женщин тех времен, скорее ее образ соответствовал женщине более далекого времени.
Главной особенностью в ней было, то что она верила в Бога. Эта вера зародилась в ней с самого детства от родителей. Она была дворянского рода и к религии ее приучали с детства. В ней были все те качества, которые должны быть у настоящей матери, она была внимательна к своему сыну, чувствительна, умна, в отличие от сына она не была нигилисткой, верила в приметы и гадания. Автор подробно описал, то как проявлялась ее вера, она соблюдала все посты, а в свободное от них время любила плотно поесть. К людям служившим у них, Арина относилась по доброму и с мягкостью.
К чтению Арина Власьевна относилась не с особым желанием и любовью, за всю свою жизнь она прочитала не много книг, от силы пару книг. Ее познания в домашних делах были прекрасны, но сама она этим никогда не занималась, на то у нее были слуги.
Когда мать Базарова была молода, то владела игрой на клавикордах, изучала французский язык, была прекрасной стройной красавицей. С годами в присутствие не любимого человека, все в ней погасло. Она уже не такая красивая, набрала лишний вес, забросила обучение французского языка и игры на клавикордах
Со слов не менее важного персонажа, Аркадия, мы узнаем, что Арина премилая женщина. Отношения к ее сыну у нее были смешанные, она одновременно любила и боялась его. Аркадий это замечает, когда пребывает в гостях у Базаровых
Арина не дает той ласки сыну, как подобает матерям, но скорее всего из-за того что ей не позволяет Евгений
Аркадий это замечает, когда пребывает в гостях у Базаровых. Арина не дает той ласки сыну, как подобает матерям, но скорее всего из-за того что ей не позволяет Евгений.
Как было сказано ранее, Арина Власьевна верит в приметы и очень суеверна, и когда выпавшее из ее рук зеркальце разбилось. Арина уже готовила себя к тяжелому удару судьбы. Вера в приметы не подвела ее, вскоре заболел Евгений. По приезде Анны Одинцовой мать Евгения обрадовалась, она считала Анну ангелом и последней надеждой, ведь она привезла с собой хорошего врача. Арина бросилась перед ней на колени и начала рыдать. После смерти сына жизнь ее стала безутешна и потеряла всякий смысл, она потеряла единственное свое утешение.
Слайд 19
Гадание ТройкаДалее мы расскажем Вам о гаданиях, которые были популярны в девятнадцатом веке. Люди относились к ним по-разному, кто-то действительно пытался узнать судьбу, а другой видел в них приятное времяпрепровождение, однако в глубине души все надеялись узнать свое будущее. Гадание на картах — гадание Тройка. Это гадание на отношение между людьми, на взаимность чувств и любовь. Главное в этом гадании не переоценить чувства противоположной стороны, например, мы часто ошибаемся, выдавая в реальности просто теплые отношения за возвышенные романтические чувства.
Старинное гадание.. Берут тарелку, налитую до половины водой; затем поперек над водою, по краям тарелки, устраивают из лучинок мосток: вода в тарелке должна изображать реку. В воображении же гадающей, когда она ставит тарелку под кровать девушки, на которою загадывает, должно являться пожелание той девице судьбы или жениха. Гадальщица убеждена, что девушка та, под кроватью которой поставлена ею тарелка, увидит сон, в течение которого ей приснится суженый, который ее переведет через мостик над рекою. Это гадание проделывается во время святочных ночей и вечеров, имеющих якобы таинственную силу навевать пророческие сны.
Грациозная Одинцова
Отрицающий любые чувства, способные оказать на человека воздействие, вызвать любовь и привязанность, Базаров оказывается в сетях эмоций. Умная Анна интересует нигилиста. Ему с ней приятно общаться. Евгений начинает погружаться во внутренний конфликт рассудка и любви. Базаров понимает, что все его убеждения неправильны. Чувства сильнее идей. Одинцова предстает красавицей, спокойной, уверенной в себе. Холод женской души не способен растопить даже такой сильный мужской характер, как у главного героя. Но доказать, что любовь есть, она может. Базаров и Одинцова боятся чувств, одной дороже собственное спокойствие, другому – убеждения.
Отношение Базарова к родителям
Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова — Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.
Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна — настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.
К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды
Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают
Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила
Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.
Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.
Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Сочинение Арина Власьевна мама Базарова
Арина Васильевна Базарова являлась матерью главного героя. Читатель ее видит как добрую полненькую старушку, которая видя сына, сразу бросается ему в объятия. Рождена она в благородной семье и воспитывалась и росла в послушании и вере в религию. Она являлась очень суеверным человеком, и верила в потусторонние силы и всякую нечисть. Также, недуги она лечила только лишь народными средствами. Поскольку она очень сильно всегда искала силу в травах и природе. Она также верила во разнообразные знаки природы, и не ела некоторую еду из-за своих личных предрассудков. Она была на редкость очень мнительной женщиной, всегда ждала какого-то великого несчастья, и сразу начинала рыдать, если вспоминала о чем-то грустном. Таких женщин как она уже нигде не встретишь это точно, но главное, не понятно плохо ли это.
Например, она не употребляла в пищу телятину, сыр, картофель и зайцев, арбуз. Но ей нравилось кушать от души, как говорит ее внешность, но она также регулярно постилась. В своей жизни она много чего страшилась, например, мышей, рептилий, даже грома, и много чего еще.
Спала она где-то около 10 часов в день, кроме тех дней когда у ее мужа была головная боль, она не могла уснуть.
Будучи воспитанной в благородной семье, она очень хорошо понимала зачем нужны слуги, и где их место. Хоть и с уважением относилась к слугам, и часто подавала милостыню бедным.
Будучи еще молодой, Арина Васильевна была очень милой и красивой девушкой, которая всей душой радовалась жизни, и даже немного говорила на французском языке и играла в свое удовольствие на клавикордах. Но сразу после, как ее родители, не спросив у нее, выдали ее замуж за нелюбимого ей человека, да еще и против ее воли, она тотчас перестала радоваться жизни, да и говорить на мелодичном французском языке, да и играть перестала, жизнь превратилась для нее в скучное действие. После брака всеми делами в их имении полностью занялся ее супруг — Василий Иванович.
Меню статьи:
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», безусловно, давно стоит на полке классики русской литературы. Самая яркая фигура произведения – Евгений Базаров – стал не только примером для наследования, но и выразителем свободомыслия и последних идейных веяний, бушевавших в 1860-е годы среди молодежи.
Слайд 24Да! Она нездорова. Но не пугайтесь. Болезнь ее не опасная, пройдет
со временем. Вы считаете болезнь серьезною, а это просто ничего – один испуг, с которого и началась вся болезнь. (Женя моя, после того как провалилась через лед на Днепре, продолжала харкать кровью) Видите, она еще не родила, но непременно родит и у вас будет пять человек детей (сбылось в точности). Вы сюда приехали за каким-то интересом и сомневаетесь, успеете ли в этом (следует помнить вчерашний разговор о ремонте). Да! Успеете, непременно успеете! Вот какой-то пакет, какие-то деньги. Да, непременно успеете, не отчаивайтесь! Когда вы уезжали из дому, у вас случилась пропажа (точно). Вы подозревали человека или девку, не знаю, но только какого-то слугу, и оставили это без розыска (верно). Этот слуга при вас куда-то выбыл (точно), но теперь хозяюшка ваша без вас опять приняла этого слугу и приласкала (это оказалось точь-в-точь); этот слуга действительно сделал покражу ( я впоследствии этого обстоятельства не поверял, но чрез год, когда случилась у меня другая кража и та же самая девушка, будучи поймана с поличным, созналась, что первая кража была ею тоже совершена!) Ну! Какой же вы добрый! Да, какой же вы зато и горячка! С вами нужно быть очень осторожным! Вы по службе далеко пойдете. Вас будет сам государь знать, говорить с вами будет, долго говорить будет. Высоко пойдете, да горячка ваша много вам вреда наделает. Вскорости вы встретитесь с человеком, на которого крепко надеетесь. Да! Этот человек «рыжий» (Ховен) много, много вам зла наделает. После вы все это поправите, но сначала будет вам очень тяжело. Вы в город, сюда, приехали на тройке серых лошадей (точно), а сегодня вы будете в гостях у одного приятеля вашего. О! да какой же он чудак! Как он странно говорит! А жизнь-то его, жизнь-то его какая! Все, что было у него, прожил и промотал на женщин! (Кто знал князя Хилкова, тот согласится, что это его живой портрет.) Вы едете по улице – дом направо, желтый, вы подъезжаете направо, а крыльцу становитесь левым боком…» и т.д продолжая болтать еще с ¼ часа, но самые пустяки, которые я теперь уже совершенно забыл. Кончивши нашу ворожбу, мы заплатили ей по 5 рублей с брата и вышли.
Слайд 25
Случай Известно, что Пушкин был очень суеверен. Он сам мне не раз рассказывал факт с полною верой в его непогрешимость – и рассказ этот в одном из вариантов попал в печать. Я расскажу так, как слышал от самого Пушкина: в 1817 или 1818 году, то есть вскоре по выпуске из Лицея, Пушкин встретился с одним из своих приятелей, капитаном лейб- гвардии Измайловского полка (забыл его фамилию). Капитан пригласил поэта зайти к знаменитой в то время в Петербурге какой-то гадальщице: барыня эта мастерски предсказывала по линиям на ладонях к ней приходящих лиц. Поглядела она на руку Пушкина и заметила, что черты, образующие фигуру известную в хиромантии под именем стола, обыкновенно сходящиеся к одной стороне ладони, у Пушкина оказались совершенно друг другу параллельными… Ворожея внимательно и долго их рассматривала и наконец объявила, что владелец этой ладони умрет насильственной смертью, его убьет из-за женщины белокурый мужчина… Взглянув затем на ладонь капитана, ворожея с ужасом объявила, что офицер также погибнет насильственной смертью, но погибнет гораздо ранее против его приятеля: быть может, на днях…
Молодые люди вышли смущенные… На другой день, Пушкин узнал, ч то капитан убит утром в казармах одним солдатом. Был ли солдат пьян или приведен был в бешенство каким-нибудь высказыванием, сделанным ему капитаном, как бы то ни было, но солдат схватил ружье и штыком заколол своего ротного командира… Столь скорое осуществление одного предсказания ворожеи так подействовало на Пушкина, что тот еще осенью 1835 года, едучи со мной из Петербурга в деревню, вспоминал об этом эпизоде свое молодости и говорил, что ждет и над собой исполнения пророчества колдуньи (Рассказы о Пушкине)
Основная характеристика женских образов
«Тургеневские женщины» такие разные, но в то же время они смогли разбудить внутренний конфликт в душе Базарова. Интересно рассмотреть образы поближе. Как автор изобразил женские образы?
Чем интересна их судьба?
- Анна Одинцова. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей!» Только здесь наоборот, аристократка 29 лет холодна и не допускает ни единой мысли о любви. Несмотря на отношения Базарова к женщинам, он все же влюбляется в девушку. Одинцова красива, умна, достаточно уверена в себе. Общение с ней нравилось Евгению. Грация, королевская осанка и внешняя холодность Анны покоряют сердце нигилиста. Циничные убеждения тоже не помогают. Рассудительность девушки помогает узнать, что на самом деле творится в душе Базарова. Но для себя она выбирает спокойную, размеренную жизнь. Поэтому и выходит замуж по расчету для уверенности в обеспеченной старости.
- Катя Одинцова. Младшую сестру Анны в романе «Отцы и дети» можно охарактеризовать как скромную, без каких-либо примечательных особенностей. Девушке 18 лет, и с ней не так интересно вести беседы. Но, спустя пару страниц романа, Екатерина предстаёт в образе открытого человека, полного душевной силы. И такие изменения происходят благодаря встрече с Аркадием. Юноша же в свою очередь получил от героини жизненную энергию. Теперь ему совершенно не страшно говорить, что думает; поступать так, как посчитает нужным, а не как ему говорят другие. Юноша ощущал свою слабость в сравнении с Базаровым, которым он был обольщен и восхищён. Молодые люди создают прекрасную семью, в которой дополняют друг друга. Образ Кати в романе «Отцы и дети» противоположен Анне, а персонаж Аркадия — Евгению.
- Евдоксия Кукшина. Эмансипированная помещица при знакомстве даже отталкивает своим внешним видом и поведением. Ни о какой женственности не может быть и речи. Она неопрятна, всегда растрепанная причёска, небрежная одежда. А элементарные правила приличия ей просто чужды. Зато Евдоксия считает, что достаточно хорошо разбирается в вопросах философии и науки современного мира. И эта самоуверенность еще больше отталкивает, чем привлекает. У Кукшиной также есть друг Ситников, который очень похож с ней. Базаров же сразу понимает всю сущность этих двух персонажей.
- Фенечка. И снова контраст между женскими образами в «Отцах и детях»… При сравнительном анализе непохожа ни на Анну Одинцову, ни на Евдокию Кукшину. Девушка является дочерью экономки Кирсановых. Ей не присущи грубость, хамство, резкие движения. Но благодаря ей читатель понимает как похожи между собой Базаров и Павел Петрович. Их дуэль, которая началась из-за ссоры в беседке (Фенечка играет в этом эпизоде важную роль), становиться смешной. Спор между людьми, которые имеют одинаковое мнение и «смотрят в одну сторону».
- Арина Власьевна. Даже у самого холодного человека есть чувства. Кто может разбудить эмоции? Чаще всего это мама. Перед ее любящими глазами невозможно оставаться равнодушным. Поэтому в романе необходим образ Арины Власьевны, мамы Базарова. Она так трепетно относится к сыну, боится сказать что-то обидное, из-за чего Евгений все реже радует ее своим присутствием.