Полезные материалы по теме
Я вам очень советую посмотреть статью с курсами русского языка. Я начал ее с обзора нескольких очень хороших и бесплатных тренажеров от Викиума. После Викиума я предлагаю для скачивания несколько пособий по русскому языку, они тоже бесплатные.
Далее в статье описываются платные курсы для школьников, взрослых и людей, которые учат русский как иностранный. Все эти материалы помогут вам быстро и эффективно освоить теорию по русскому языку, научиться грамотно писать, ставить знаки препинания и пр.
Рекомендую также к прочтению другие мои статьи по правилам русского языка.
- Одеть или надеть. У всех проблема с этими словами. Статья небольшая, прочитайте ее, чтобы разобраться раз и навсегда.
- Напишете или напишите. Думаю, вы уже догадались, что орфограмма в этих словах объясняется так же, как и в примете/примите. Но можете пробежаться взглядом по статье, чтобы закрепить материал.
- Что такое орфограмма и как ее объяснять. Самая популярная статья во всей рубрике «Образование».
- Как научиться писать грамотно. Название говорит само за себя.
- Что такое орфография. Статья ценна не столько определением орфографии, сколько практическими советами в плане того, как правильно ее изучать.
И последнее – рекомендую вам к просмотру мои ролики по русскому языку. Я периодически их размещаю в статьях, но можете посмотреть на канале сразу все, их пока не очень много.
Правописание суффиксов причастий
Правописание суффиксов причастий может зависеть от нескольких нюансов:
- от спряжения глагола;
- от окончания глагола в начальной форме;
- от гласной в неопределенной форме перед -ТЬ.
Давайте рассмотрим все эти моменты детальнее.
1. В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:
-EM- (реже -ОM-), если причастия образованы от глаголов I спряжения:
организу-ем-ый (организовать), влек-ом-ый (влечь);
-ИМ-, если причастия образованы от глаголов II спряжения:
вид-им-ый (видят), хран-им-ый (хранить), кле-им-ый (клеить).
Исключение: движимый (двигать – 1-ое спряжение).
В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:
-УЩ- (-ЮЩ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения:
пиш-ущ-ий (пишут), бор-ющ-ийся (борются), шепч-ущ-ий (шепчут);
-АЩ- (-ЯЩ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения:
стро-ящ-ий (строят), леч-ащ-ий (лечат), завис-ящ-ий (зависят).
2. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -ВШ- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -Л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ТЬ в ):
лелеявший (лелея-л, лелея-ть), надеявшийся (надея-лся, надея-ться).
3. В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы:
-НН-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -Л- (или в неопределенной форме перед -ТЬ) есть гласные А, Я, Е:
разрисова-нн-ый (разрисова-л, разрисова-ть), посея-нн-ый (посея-л, посея-ть);
-ЕНН-, если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -Л- (или в неопределенной форме перед -ТЬ) есть гласная И:
выезж-енн-ый (выезди-л, выезди-ть), выращ-енн-ый (вырасти-л, вырасти-ть).
Проще всего запомнить написание суффиксов причастий по таблице:
Причастия | Настоящее время | Настоящее время | Прошедшее время |
I спряжение | II спряжение | ||
Действительные | -ущ-, -ющ- | -ащ-, -ящ- | -вш-, -ш- |
Страдательные | -ем-, -ом- | -им- | -нн-, -енн-, -т- |
Правописание гласной в суффиксе причастия встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.1. Мо..щиеся, бега..щие2. Бор..щийся, держ..щий3. Кле..вший, стро..щий4. Выздоров..вший, устро..вший5. Наполн..нный, чита..мыйРешение.Подставим в слова пропущенные буквы и определим правила их написания:1) Моющиеся (от глагола I спряжения – мыть), бегающие (от глагола I спряжения – бегать).2) Борющийся (от глагола I спряжения – бороться), держащий (от глагола II спряжения – держать – исключение).3) Клеивший (пишется гласная инфинитива – клеить), строящий (от глагола II спряжения – строить).4) Выздоровевший (пишется гласная инфинитива – выздороветь), устроивший (пишется гласная инфинитива – устроить).5) Наполненный (так как в глаголе прошедшего времени перед -Л- есть буква И – наполнил), читаемый (от глагола I спряжения – читать).Ответ: 15
С суффиксами разобрались, теперь перейдем к непостоянным признакам причастий.
Как объяснять правописание слова «примете»
Теперь разберемся с этим словом. Оно немного более «заковыристое». На «е» здесь не падает ударение, поэтому мы не знаем, какую букву надо писать – «е» или «и».
Рассуждаем. Перед нами глагол. Сомнительная гласная находится в его окончании. Чтобы убедиться, что она в окончании, изменим глагол: примете – примут. То, что после буквы «м», меняется, значит это действительно окончание.
Когда нам надо проверить гласную в окончании, мы определяем спряжение глагола. Определяется оно в два этапа:
- Смотрим на личные окончания.
- Если они безударные, смотрим, на что оканчивается инфинитив.
Все личные окончания у «примете» безударные, смотрим на начальную форму: (что сделаете?) примете – (что сделать?) принять. Оканчивается не на «-ить», к числу исключений не принадлежит, значит спряжение первое.
А в первом спряжении возможны исключительно такие окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
Вот мы и доказали, что в «примете» надо писать «е».
Обязательно посмотрите мой короткий видеоролик о том, как надо объяснять орфограммы. И всегда так объясняйте, чтобы максимально быстро запоминать правила русского языка.
Род, число, падеж причастия
Это самый стандартный набор признаков, который помогает согласовывать слова в предложении.
В роде указано, кто именно выполняет действие (мужчина, женщина или тот, кто еще не определился), в числе — сколько этих исполнителей, в падеже — что именно они делали (винили, творили, родили и т.д.). Все как в досье полиции про преступление.
Ж. р.: выпита, выпившая.М.р.: разговаривающий, съехавший.С.р.: ношенное, ставящее.
Ед.ч.: разворачивающийся.Мн. ч.: разворачивающиеся.
Им.п.: смотрящий.Р.п.: смотрящего.В.п.: смотрящего.Д.п.: смотрящему.Тв.п.: смотрящим.П.п.: смотрящем.
Деепричастия
Деепричастие — форма глагола, обозначающее добавочное действие.
Сегодня мы познакомимся с еще одной семьей, где папа — Глагол, а мама — Наречие. Их ребенка назвали деепричастием. Этот парень бесконечно подражает своему отцу и постоянно следует за ним. Идет по его стопам, молодец!
Как мы уже поняли, деепричастие неразрывно связано с глаголом, так как деепричастие описывает, что еще происходит одновременно с основным действием.
Пример:
Я часто ем под видосики на ютубе.
Если мы воспользуемся деепричастием, то предложение будет выглядеть так:
Я обедаю, смотря ролики на YouTube.
Также деепричастие может уточнять, как именно происходит действие.
Пример:
Я небольшого роста, поэтому, когда я веду диалог с человеком, я могу не смотреть ему в глаза, так как очень высоко нужно поднимать голову.
Давайте снова превратим эту ситуацию в предложение:
Я часто веду диалог, не смотря людям в глаза.
Глагол передал свои постоянные признаки деепричастию:
- возвратность;
- вид;
- переходность.
От наречия деепричастию досталось главное — неизменяемость, то есть непостоянных признаков деепричастие не имеет.
Переходность причастия
В статье про глаголы мы говорили, что переходность связана с возможностью глагола переносить действие на предмет (существительное или местоимение). Будто глагол передает свои полномочия другой части речи и идет пить чай.
Важно, что переходные глаголы употребляются с существительными и местоимениями в винительном падеже (винить кого, что?) без предлога: чувствовать тепло, пить кофе, любить пончики. Вспомним также, что все возвратные глаголы, то есть имеющие -ся или -сь в конце слова, являются непереходными
Также с существительным в винительном падеже они пишутся вместе с предлогом: сесть на диван, ходить на занятие, войти в зал
Вспомним также, что все возвратные глаголы, то есть имеющие -ся или -сь в конце слова, являются непереходными. Также с существительным в винительном падеже они пишутся вместе с предлогом: сесть на диван, ходить на занятие, войти в зал.
Как же это все выглядит у причастия? Все достаточно просто: от переходных глаголов образуются переходные причастия, от непереходных — непереходные.
Важно запомнить: переходность и непереходность есть только у действительных причастий. Посмотрим на примеры:
Посмотрим на примеры:
- Переходные причастия: чувствовавший тепло, выпивающий кофе, любящий пончики.
- Непереходные причастия: садящийся на диван, ходивший на занятие, радующийся.
Распространенные ошибки в русском языке
Ошибки в построении предложения с однородными членами Классный руководитель рассказывал об успеваемости выпускников, их поведении и почему они так плохо учатся. Ошибки в построении сложного предложения Всё сопровождается картинами природы, что делает Татьяна. Смещение прямой и косвенной речи Онегин говорит, что «я выбрал другую, когда б я был, как ты, поэт». Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий Благородность, чудатехники, подчерк, надсмехаться; более интереснее, красивше; спятистами рублями; жонглировал обоимируками, ихнегопафоса, вокруг его ничего нет; скольконравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; имдвигаетчувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. Г2 Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Г3 Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой
Г4 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея
Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения.
У меня сразу же возникла картина в своем воображении К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц: 1 ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания следует: движет ; 2 неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно следует:… Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Есть работы, в которых были допущены грубые логические ошибки. Ошибки первого типа встречаются чаще: Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что позволяет предположить не чересчур молодой возраст автора.
Однако темпераментностью, свежестью страницы привлекают к себе внимание. Логически не связанные суждения противопоставлены друг другу необоснованно
В основном, споры идут вокруг одних и тех же правил много кто пишет про «ложить — класть», но никто про «оба — обои». Разбавлю немного замечанием о том, что «день рождение» не так уж и абсурдно, как может показаться. Конечно, «рождение» должно согласовываться по падежу.
Что такое грамматические ошибки?
Повторение однокоренных слов в близком контексте тавтология : форма оформления документа. Какие орфоэпические ошибки наиболее часто встречаются? Что значит найти грамматическую ошибку? Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Как не делать грамматические ошибки?
Мне показалось то, что это… 15 И когда герой пришел в себя. Было уже поздно. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка.
Нарушение границ предложения: Когда солнце скрылось за горизонт. Тёмный мрак окутал землю. Неверное употребление союзов и союзных слов: На собрании, где обсуждался вопрос качества продукции, выступил почти каждый рабочий. Лексическая ошибка — это нарушение норм и правил применения слов в речи. Это ошибка не в структуре языковой единицы, а в её использовании.
Выделяется несколько видов лексических ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении: Спектакль ужасно хорошо построен. Мама спит, и дочка спит, дверь тихонечко храпит. Смешение оттенков значений слов, различающихся приставкой или суффиксом: По характеру он был очень экономический. Смешение синонимичных слов: Письмо дошло до адресанта.
Команда, непрерывно работая, приобрела своё лицо. Употребление слов, стилистическая окраска которых не соответствует контексту: Старуха Изергиль была гордая и неприступная, как танкист. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов: Собакевич хотел продать души подороже, как первый сорт. Неоправданное употребление просторечных слов: Жил он не по средствам, и всегда хотел кого-нибудь облапошить.
Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая… 2. При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание ы и — книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора эти слова утратили оттенок книжности. Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров; ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов. Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже.
Например, вопреки указаниям, согласно приказу.
Проверка орфографии и пунктуации
Как не делать грамматические ошибки? Чтение помогает запоминать правильное написание слов и опосредованно расширяет словарный запас. Практикуйтесь в письме ежедневно. Никто не научится плавать, стоя не берегу. Пополняйте словарный запас.
Ознакомьтесь с интересной статистикой в статье, посвященной репутации сайта. У нас в разделе можно увидеть смешные примеры ошибок русского языка. С удовольствием устраним грамматические и другие ошибки из ваших текстов путем их правки.
Ошибочное словообразование: покласть, транвай. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. Ошибочное образование формы существительного: георгина, две пары носок. Ошибочное образование формы прилагательного: более веселее, самый интереснейший. Ошибочное образование формы числительного: трое зайцев, у обоих ворот, отметить двестипятидесятилетие. Ошибочное образование формы местоимения: ихний. Для ней нет имени. Ошибочное образование формы глагола: победю, ощущу. Не порти мне мебель. Результаты подытоживовывались. Нарушение согласования: Мы увидели огромную тучу, закрывающая всё небо. Нарушение управления: согласна плана. Нужно сделать свою школу более чистая. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Большинство студентов защитило диплом хорошо.
Графические ошибки: Легко промахнуться мимо нужной кнопки на клавиатуре. А потом читатель, встретив фразу «девушка помЫЯла машину», будет некоторое время гадать, к лучшему это или к худшему. Главная причина таких ошибок — невнимательность или поспешность автора. Фактические ошибки: Ошибки такого типа иногда способны ускользнуть от взгляда читателей, но это не значит, что к ним нужно относиться легкомысленно. Если действие происходит зимой, а автор вдруг говорит о шелестящей листве, или в историческом романе вдруг возникает мобильный телефон, который на тот момент точно ещё не существовал — всё это может вызвать вопросы, а то и сомнения в качестве проработки материала, и вовсе подорвать доверие читателей. Причиной такого рода ошибок чаще всего становится недостаточное владение темой, поэтому то, о чём вы пишете необходимо изучать — будь это редкие спортивные машины, особенности профессиональной деятельности или медицинские термины. Логические ошибки: «Ни с места, а то я убью сначала её, а потом себя! Но иногда логические ошибки не столь очевидны. К ним относятся ошибки абзацного членения — когда текст вообще не разделен на смысловые части, или деление сделано необоснованно, просто потому, что автору нравится жать на Enter. Другой вид логической ошибки, назовём его «логический скачок», возникает, когда писатель делает указание на предыдущий контекст, который на самом деле в тексте отсутствует — распространенная проблема в случае, если писатель в процессе переработки «тасует» сцены: в объемных произведениях за ними уследить сложно, но необходимо. К этому же виду ошибок относится включение в одно предложение относительно далеких друг от друга мыслей, к примеру: «Он родился в Петербурге, а ещё был страстным охотником», и использование несогласованных частей предложения — над этим иронизировал ещё Чехов: «Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа». Слово корректорам Самиздата: Иногда восстановление временной структуры текста превращается в настоящую головную боль, когда в пределах одной сцены смешиваются несколько времен. Пять способов улучшить грамотность: 1 Читайте. Не интернет-форумы или инструкции к холодильнику, а хорошую литературу. Это как тренировка для мозга. В нужный момент он сам среагирует на ошибку в слове или потребует поставить запятую. К тому же, чтение расширяет словарный запас 2 Пользуйтесь сайтами по проверки орфографии и пунктуации к примеру, gramota. Да, у Достоевского в «Идиоте» есть предложение из 136 слов. К таким тяготел и Толстой. Но прежде, чем бегать, учатся ходить. Поэтому стремиться побить рекорд классиков не стоит. К тому же, длинные предложения затрудняют чтение 4 Учите правила — пунктуации, грамматики, синтаксиса и так далее. Большинство из нас уже далеки от школы. Но от основ не уйти — теория серьёзно помогает в практике. И не ленитесь перепроверять правила при малейших сомнениях в написанном 5 Слушайте аудиокниги. Они не менее полезны, чем традиционные, особенно в исполнении профессиональных декламаторов, которые способны качественно передавать интонации — это позволит лучше разбираться в пунктуации. Стесняться проблем с русским языком не стоит, в конце концов, и у великих писателей с этим были трудности. Так Александр Пушкин вольно обращался с окончаниями слов, Владимир Маяковский «не дружил» со знаками препинания, а Ганс Христиан Андерсен, как думают некоторые, вообще страдал дислексией.
Задание на соответствие видов грамматических ошибок с примерами
Нормы употребления числительных Наибольшее количество ошибок возникает при образовании форм косвенных падежей числительных, сочетаемости собирательных числительных с существительными. В речи нередко употребляют ошибочные падежные формы числительных: добавь к сорокам рублям правильно к сорока рублям ; нет семиста рублей вместо семисот рублей ; в две тысячи двадцати трёх поселках в двух тысячах двадцати трёх поселках. Чтобы избежать таких грамматических ошибок, изучаем особенности склонения числительных в зависимости от их разряда количественные, собирательные, порядковые и состава простые, сложные, составные. Имеем в виду, что при склонении сложных и составных количественных числительных 50-80, 200-900 изменяются все их части: шестьдесят — шестидесяти, шестьюдесятью; восемьсот тридцать два — восьмисот тридцати двух, восьмистам тридцати двум и т. У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: на тысяча триста сорок второй странице; о семьсот двадцать третьем номере. Учтем, что в русском языке собирательные числительные двое — десятеро не сочетаются с существительными женского и среднего рода.
Ознакомьтесь с интересной статистикой в статье, посвященной репутации сайта. У нас в разделе можно увидеть смешные примеры ошибок русского языка. С удовольствием устраним грамматические и другие ошибки из ваших текстов путем их правки.
Из советской школьной традиции. Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.
К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1 тире в неполном предложении; 2 обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3 запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4 различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5 в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, которые ранее оценивали в 0,5 баллов, а в 2024 году негрубые ошибки не учитываются при проверке. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. Грамматические ошибки состоят: в ошибочном словообразовании нарушении структуры слова ; ошибочном образовании форм частей речи; в нарушении согласования, управления, видо-временной соотнесенности глагольных форм, неправильном употреблении предлогов; в нарушении связи между подлежащим и сказуемым; ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений в смешении прямой и косвенной речи; в нарушении границ предложения и др.
Как объяснять правописание слова «примите»
Итак, общий принцип вам ясен: повелительное наклонение + ударение на «и». Но чтобы вы лучше запомнили правило, давайте рассмотрим еще несколько тонкостей.
Во-первых, где находится вот эта самая буква «и»? В суффиксе
Обратите внимание на этот момент. Окончание в слове «примите» – «-те»
А «и» – это суффикс, с помощью которого получился глагол в повелительном наклонении. Он же будет в слове «прими».
Почему, собственно, мы пишем «и»? Ответ простой. Потому что она под ударением. Под ударением мы всегда пишем ту гласную, которую слышим. Ибо эта гласная оказывается в так называемой сильной позиции – у нас не может возникнуть сомнений в ее правописании.
Теперь давайте представим, что вы стоите у доски на уроке русского. Что вы должны сказать и сделать для объяснения орфограммы в «прим…те»?
Сделать надо следующее:
- Написать «и».
- Подчеркнуть «и».
- Выделить суффикс «и».
- Написать рядом в скобках «(пов. накл.)».
Всё. При этом надо сказать вот такие слова:
- Буква «и».
- В суффиксе «и».
- Потому что глагол в повелительном наклонении.
- И потому что «и» под ударением. Под ударением что слышу, то и пишу.
Это полноценное, грамотное объяснение, за которое учитель вас точно похвалит и поставит отличную оценку.