Введение
Нормативное регулирование представляет собой важнейший, достаточно сложный, но наиболее приемлемый для общества способ согласования противоречивых интересов людей. Суть этого вида регулирования состоит в создании в обществе правил поведения, которые, являясь общеизвестными и обязательными, предписывают, как поступать в тех или иных случаях. Эти правила представляют собой идеальный для данного состояния общества вариант поведения, способствующий сплочению общества как единого целого, создающий устойчивую основу для поступательного развития. В некотором роде правила можно сравнивать с законами природы, поскольку и те и другие предполагают однообразие и повторяемость явлений. Однако требования закона природы (например, закона притяжения) не могут быть изменены человеком, от них нельзя уклониться, в то время как нормы человеческого общества не только создаются и изменяются людьми, но и нарушаются ими.
Отсутствие нормативного регулирования неизбежно приводит к росту числа социальных конфликтов, к увеличению роли элементов случайности, что разрушает саму социальную общность как таковую.
Нормативное регулирование осуществляется посредством двух типов норм: технических и социальных. Социальные нормы представляют собой особую форму выражения должного поведения. Социальные нормы в отличие от технических регулируют отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступают важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. Назначение социальных норм состоит не только в регулировании отношений между людьми. Социальные нормы выполняют важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Так как эти критерии во многом являются достижением культуры, требующим распространения, сохранения и передачи иным поколениям, можно говорить и об информационной функции социальных норм.
Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм:
1) нормы религии;
2) обычаи, традиции, обыкновения;
3) корпоративные нормы (нормы общественных организаций);
4) нормы морали;
5) нормы права.
В данной работе анализируется обычай как вид социальной нормы и его соотношение с правом.
Право и религиозные нормы
Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.
Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.
Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.
Соотношение права и обычая
Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами.
Обычаипредставляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути, достаточно подробное описание самого поведения.
Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычайможно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу, это становится привычкой людей, поведенческой традицией сообществ, т.е. нормой поведения. В обществе неразрывность с поведенческой и деятельной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях.
Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т.п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают.
Таким образом, можно выделить ряд признаков и особенностей обычаев как разновидностей социальных норм:
2. Обычаи складываются в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц.
3. Обычаи связаны с общественной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психологического восприятия.
4. Обычаи соблюдаютсяне в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу выработанной привычки, естественной потребности человека в определенной, очерченной рамками этого обычая манере поведения.
Что касается взаимодействия права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям, то оно сводится к трем основным вариантам.
1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.
2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.
3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.
От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми обычаями. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением.
К обычаям относятся также традиции, которые в меньшей степени связаны с чувствами и эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным осуществлением какой-либо формы. Традиции выражают стремление людей сохранять унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью. В то же время, традиции имеют общее и с обычаями: они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы.
От обычаев и традиций отличаются обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. Об обыкновениях делового оборота, в частности, говорится в нормативно-правовых актах, регулирующих гражданско-правовые отношения, морские перевозки грузов и пассажиров.
Список литературы
1. Белкин А. А. Обычаи и обыкновения в государственном праве. // Правоведение. 2006. № 1.
2. Колесников Е. В. Обычай как источник советского государственного права// Правоведение. 1989. № 4.
3. Малова А. В. Правовой обычай и его виды. // Сибирский юридический вестник. 2007. № 1.
4. Теория государства и права. Учебник. // Под ред. Пиголкина А. С. — М., 2006.
5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юристъ, 2004
- Технологии для обработки графики
- Перечень, сферы применения и принципы устройства процессоров в зависимости от набора команд
- Применение мультимедийных технологий в бизнесе (Информационные технологии в менеджменте)
- Технология работы с документами (Организация документооборота)
- Проектирование баз данных, его этапы и задачи (Этапы планирования БД:)
- Проектирование баз данных, его этапы и задачи (Факультет: Математическое обеспечение и администрирование информационных систем)
- Функциональная технология управления эффективностью бизнесом
- Структура и компоненты системы электронного документооборота
- Распределение рабочей нагрузки. Правила организации эффективного отдыха (Школы тайм-менеджмента)
- Физическая культура в профессиональной подготовке студентов (Основные понятия, термины физической культуры)
- Управление коммуникациями в проекте (Планирование коммуникаций)
- Спиральная модель жизненного цикла
Право и мораль
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели – согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н.Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права».
В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:
- нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
- универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
- общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.
Различие между нормами права и морали:
- по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
- по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
- по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
- по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.
Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.
Источники права
Под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: нормативный договор, правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовые акты и правовая доктрина.
Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, включённое государством в систему правовых норм и признаваемое источником права. Вместе правовые обычаи образуют обычное право. В России обычаи в качестве источников права официально признаются в первую очередь в сфере гражданского права, где действуют так называемые «обычаи делового оборота».
Нормативный договор — представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами.
Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы. В качестве источника права прецедент доминирует в системах общего права.
Правовая доктрина — то есть научные работы на правовую тематику. Она может становиться источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права.
Нормативно-правовой акт — документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существует деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые — исполнительной.
Право и обычаи
Обычай – правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей…в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев».
Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.
Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.
Взаимосвязь права и обычаев
Взаимодействие права и обычаев выражается также в их взаимовлиянии друг на друга. Хотя закон не так тесно связан с обычаями, как с моралью, поскольку закон имеет много индифферентных обычаев в обществе, тем не менее существует определенное взаимное влияние между законом и обычаями. Это выражается в следующем. С одной стороны, закон оказывает определенное влияние на обычаи. Этот эффект проявляется в том, что некоторые наиболее вредные для общества обычаи закон под угрозой наказания запрещает. Например, действующий Уголовный кодекс Российской Федерации в пункте » л » части 2 статьи 105 предусматривает ответственность за убийство, мотивированное кровной местью, то есть за соблюдение обычая кровной мести. Другое, полезное с точки зрения государства и общества, право, напротив, поддерживает, придавая им юридическое значение и обеспечивая им государственную защиту. При этом одни обычаи формулируются в виде правовых норм и непосредственно включаются в тексты нормативных правовых актов (например, обычай, согласно которому старейший депутат открывает первую сессию Законодательного органа следующего созыва, в настоящее время закреплен во многих нормативных актах законодательных органов Российской Федерации), другие санкционируются государством как правовые путем отнесения нормативных актов к таможне (например, статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на обычаи делового оборота, придает последним юридическое значение).
С другой стороны, обычаи способны оказывать определенное влияние на закон:
- Во-первых, государство использует некоторые обычаи в качестве готовых регуляторов общественных отношений, зарекомендовавших себя на практике, санкционируя их в качестве правовых норм и включая в действующую систему права.
- Во-вторых, право обязательно должно учитывать все те обычаи, которые уже сформированы в обществе. К тому же, право ни в коем случае не должно вторгаться или ломать уже существующие обычаи, если в этом нет необходимости. Стоит отметить, что вторжение права в существующие в обществе обычаи вряд ли может привести к желаемому результату.
Замечание 1
Итак, правовой обычай — это исторически сформированная отрасль права и норма поведения. Впоследствии она часто санкционировалась государством и включалась в его систему правовых норм. Наконец, стоит отметить, что обычаи считаются отраслью и источником права далеко не во всех странах.
Понятие и способы социального регулирования
Лекция 3. Правовые нормы в системе социального регулирования
1. Понятие и способы социального регулирования
2. Понятие и признаки социальных норм
3. Классификации социальных норм
4. Понятие и признаки нормы права
5. Классификации правовых норм
6. Структура нормы права
7. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах
Под социальным регулированием понимается влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума.
Социальное регулирование – это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам. Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы: побуждение, понуждение, принуждение.
Побуждение представляет собой формирование у человека убеждения в полезности, выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
В основе понуждения находится стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение, следующее правилу.
Принуждение – это такое воздействие, когда социально необходимое поведение достигается, обеспечивается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.
При социальном регулировании используются либо все способы, либо их различные комбинации, сочетания, либо имеется обособленное использование отдельных способов.
Социальное регулирование осуществляется посредством социальных регуляторов – механизмов, обеспечивающих упорядочение общественных отношений которые делятся на ненормативные и нормативные.
Ненормативные (индивидуальные) регуляторы служат упорядочению поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся к строго определенному случаю, к конкретным лицам. К ним относят ценностный, директивный, информационный регуляторы, а также социальный институт предсказаний.
Ценностный регулятор представляет исторически сложившуюся систему социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется в культуре всего общества или различных социальных общностей. Это могут быть национальная гордость, принципы взаимопомощи, уважения достоинства и т.д.
Для директивного регулятора характерно такое воздействие на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит общее указание (директива) на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются. К ним относятся политические программы,платформы, обращения, заявления.
Способ воздействия информационного регулятора на социальные процессы сводится к публичному распространению через СМИ, сети Интернет сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания либо для осуждения.
Социальный институт предсказаний формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации на основе донаучных форм предвидения, которые развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей в форме пророчеств, прорицаний, гаданий.
К нормативным относятся регуляторы, которые обеспечивают достижение желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, т.е. социальных норм.
Источник