Художественный стиль русского языка

Примеры текстов

Этот стиль можно встретить повсюду. Он присутствует в стихах, рассказах, романах, повестях. У каждого автора есть излюбленные приёмы. Например, одни активно применяют детализацию, а другие насыщают текст эпитетами. Пример текста с художественным стилем речи, подчёркнутым детализацией: «Солдат бодро шагал по белому песку, согретому палящими солнечными лучами. Вся его одежда промокла, а на коже виднелись красные следы, оставленные колючей проволокой. Всё тело пронизывала ноющая боль, однако он шёл, собрав последние силы, ведь вдали уже виднелся штаб».

В этом отрывке показаны физические страдания солдата, причём автор уделяет внимание деталям, по которым читатель может понять, что приходится испытывать персонажу. Второй отрывок — пример того, как могут быть использованы эпитеты: «Маленький пакостник Яша был не просто сорванцом, а ребёнком с больши́м потенциалом

Стоит только вспомнить, как виртуозно он обчищал сад бабы Зины. Повзрослев, он так же мастерски стал тырить деньги из банков. Мошенник ухитрялся действовать так ловко, что его ни разу не удавалось застигнуть на горячем».

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Особенности речи

Записывайся на бесплатный вебинар по копирайтингу для новичков — покажу, как зарабатывают в интернете авторы!ЗАПИСАТЬСЯ

Особенности лексики:

  1. При написании не используются шаблонные фразы.
  2. Часто употребляются слова в переносном смысле.
  3. Намеренное смешение стилей.
  4. Слова эмоционально окрашены.

Основу лексики, прежде всего, составляют образные средства. Узкоспециализированные сочетания слов применяются лишь незначительно, для воссоздания достоверной обстановки при описании.

Дополнительные смысловые оттенки — использование многозначных слов и синонимов. Благодаря им, образуется авторский, неповторимый, образный текст. Причем применяются не только выражения, принятые в литературе, но и разговорные фразы, просторечия.

Главное в книжных стилях – его образность. Значим каждый элемент, каждый звук. Потому используются фразы неизбитые, авторские неологизмы, к примеру, «никудизм». Огромное количество сравнений, особенная точность в описании мельчайших деталей, употребление рифм. Ритмична даже проза.

Если главная задача разговорного стиля – общение, а научного – передача информации, книжные предназначены для эмоционального воздействия на читателя. И достижению этой цели служат все применяемые автором языковые средства.

Языковые особенности художественного стиля речи

В художественном стиле применяются различные языковые средства. Некоторые заимствованы из других жанров. Главной особенностью художественного стиля является обилие морфологических и синтаксических свойств.

Большую роль отводят глаголам, местоимениям, прилагательным и причастиям. Они делают текст динамичным, искренним. Текст художественного стиля использует весь обширный ассортимент синтаксиса – знаки препинания, причастные обороты, прямая речь, цитаты.

Авторы текстов художественного стиля используют методы словообразования. В частности, изменяются суффиксы слов для придания эмоциональности. Это можно заметить при анализе текста художественного стиля.

Функции художественного стиля

Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:

  • Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
  • Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
  • Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.

Стили речи

Стиль языка — разновидность, обслуживающая общественную жизнь человека. В зависимости от сферы общения в речи существует пять стилей:

  • Общение в обычной жизни, в быту — разговорный стиль.
  • Обращение в учреждения — официально-деловой стиль.
  • Выявление проблем, призыв к деятельности — публицистический стиль.
  • Сфера образования и науки — научный стиль.
  • Литературное творчество — художественный стиль.

Разговорный стиль — устная форма, остальные четыре — книжная.

Чтобы запомнить стили речи, посмотрите на свою ладонь. Четыре пальца вместе, а большой как бы в стороне, отдельно. Так же и со стилями: четыре стиля книжных, а разговорный — в стороне.

Другие жанры научного стиля речи

В одну большую группу специалисты-языковеды часто объединяют тексты научно-справочного, учебно-научного и научно-популярного жанров научного стиля. Для этих подстилей характерна направленность информации не столько на специалистов, сколько на тех, кто далек от специфики предмета, поставленного в центр публикации

Важное значение при этом имеют не только результаты научного исследования, но и форма

В учебно-научном жанре чаще всего пишут учебные пособия и тексты лекций. Научно-справочный жанр, отличающийся предельной четкостью и лаконичностью, характерен для справочных изданий, научных словарей, энциклопедий и каталогов. Тексты, составленные в научно-популярном жанре, в меньшей степени привязаны к специальной терминологии. Их нередко используют в книгах, рассчитанных на массовую аудиторию, а также в телевизионных и радиопередачах, освещающих научную тематику.

Книжная сфера общения выражается через художественный стиль – многозадачный литературный стиль, который сложился исторически, и выделяется от остальных стилей через средства выразительности.

Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. Главная цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов. Задачи, с помощью которых достигается цель художественного стиля:

  • Создание живой картины, описывающей произведение.
  • Передача эмоционального и чувственного состояния героев читателю.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета. – присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным

Человеческими чертами часто наделяют явления природы

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

Особенности художественного стиля

1) Единство ком­му­ни­ка­тив­ной и эсте­ти­че­ской функ­ций явля­ет­ся харак­тер­ной осо­бен­но­стью худо­же­ствен­но­го сти­ля речи.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии сло­ва игра­ют двой­ную роль. С одной сто­ро­ны, они выпол­ня­ют свою пря­мую номи­на­тив­ную функ­цию, назы­вая пред­мет или явле­ние, о кото­ром повест­ву­ет­ся в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии. С дру­гой сто­ро­ны, сло­ва слу­жат сред­ством созда­ния худо­же­ствен­но­го обра­за, вызы­ва­ю­ще­го опре­де­лен­ный эмо­ци­о­наль­ный и эсте­ти­че­ский отклик у читателя.

2) В зави­си­мо­сти от пред­ме­та изоб­ра­же­ния и зада­чи писа­те­ля в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии пере­пле­та­ют­ся язы­ко­вые сред­ства раз­лич­ных сти­лей речи. Если худож­ник сло­ва обра­тил­ся к изоб­ра­же­нию про­блем тру­дя­щих­ся в сфе­ре нау­ки, дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в сте­нах научно-исследовательского инсти­ту­та или лабо­ра­то­рии, то его пер­со­на­жи гово­рят на язы­ке нау­ки, исполь­зу­ют мно­же­ство тер­ми­нов и обо­ро­тов, харак­тер­ных для науч­но­го сти­ля речи.

Нередко автор при­бе­га­ет к раз­го­вор­но­му сти­лю речи, что­бы отоб­ра­зить речь геро­ев как сред­ство их характеристики.

3) В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся образно-выразительные сред­ства речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры.

4) В про­из­ве­де­нии ощу­ща­ет­ся при­сут­ствие худо­же­ствен­но­го обра­за автора.

Автор само­вы­ра­жа­ет­ся, исполь­зуя все богат­ство рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, что­бы доне­сти до чита­те­ля свои мыс­ли, рас­суж­де­ния и свою точ­ку зре­ния о явле­нии или пер­со­на­же про­из­ве­де­ния. Творческая инди­ви­ду­аль­ность авто­ра про­яв­ля­ет­ся в выбо­ре слов и сло­во­со­че­та­ний, постро­е­нии син­так­си­че­ских кон­струк­ций и осо­бой инто­на­ции рас­сказ­чи­ка. Эти сред­ства созда­ют непо­вто­ри­мый автор­ский стиль худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния. Так чита­тель отли­ча­ет худо­же­ствен­ный стиль про­из­ве­де­ний А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя.

Научно-информативный жанр научного стиля

Вторичной формой научного стиля речи считается научно-информативный жанр. Его, как правило, составляют на основе какого-либо базового, опорного текста. За основу при этом нередко берутся оригинальные монографии или статьи. Примером текстов, выполненных в научно-информативном жанре, могут служить тезисы, или .

Научно-информативный текст является творчески переработанным изложением первичного материала, полностью совпадающим с ним по смыслу. Однако он содержит не всю, а лишь основную информацию, только самые существенные сведения о предмете. Для написания работ в подобном жанре требуется умение работать с научной литературой, оценивать источники и без искажений передавать их содержание в сжатом виде.

Художественный стиль русского языка: общая характеристика

Определение 1

Художественный стиль — один из книжных стилей речи, характерный для произведений литературы. Специфика данного стиля заключается в его образности, повышенной эмоциональности и экспрессивности, способности служить средством выражения эстетических идей и концепций.

Рассмотрим черты художественного стиля более подробно:

  1. Образность — главное свойство художественного стиля. В основе его лежит понятие художественного образа, который представляет собой отражение действительности в произведениях искусства в виде картин человеческой жизни, характеров индивидов, явлений природы и проч.
  2. Суггестивность, то есть способность оказывать мощное влияние на воображение и внутренний мир адресата. Функция художественного стиля — эстетическое воздействие на читателя / слушателя средствами искусства слова. Эта функция реализуется в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, в мемуарах и дневниковой литературе.
  3. Богатство и разнообразие используемых средств. Уникальность художественного стиля заключается в том, что для решения эстетических задач, он может использовать языковые средства, характерные для всех стилей (научного, официально-делового, публицистического, разговорно-бытового), а также сочетать различные типы речи (повествование, описание, рассуждение).
  4. Помимо образности и эмоциональности, художественный стиль отличается индивидуальностью творческой манеры автора и уникальностью воссозданного им мира. Клише, штампы, типовые конструкции, крайний лаконизм и сжатость речи, которые являются достоинствами официально-делового и научного стилей, в художественном стиле выступают как недостатки.
  5. Выразительность речи достигается за счёт широкого использования образных средств языка (метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений и проч.).
  6. Структурная упорядоченность произведений художественного стиля проявляется в следовании литературным канонам и образцам (сюжетным, композиционным, стилевым) и принципам поэтики того или иного литературного направления.
  7. Главенствующая роль автора, формирующего идейную концепцию произведения и стремящегося воплотить её в тексте.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Признаки художественной стилистики

С течением времени вырабатывались признаки художественного стиля. Главный из них — наличие в тексте приёмов, способных пробудить определённые эмоции и вызвать нужное настроение. Художественный текст не просто информирует — он рассчитан на обратную связь. Читатель наслаждается игрой слов, богатством речи и красотой предложений. Фигуры речи, применяемые авторами:

  • гипербола;
  • сравнение;
  • метафора;
  • эпитет;
  • аллегория.

Ещё один признак — частое использование слов, имеющих более одного значения. Благодаря этому образуются смысловые нюансы и глубина. Читатель может несколько раз возвращаться к одному и тому же отрывку, открывая для себя новый смысл. Также применяются синонимы — слова с похожим, но не идентичным значением. С их помощью текст приобретает новые грани и оказывает эстетическое воздействие на читателя.

Экспрессия и эмоциональность — ещё 2 черты, присущие художественной стилистике

Важно, что одни и те же слова в публицистическом тексте могут обладать нейтральной коннотацией, а в художественном — иметь определённую эмоциональную характеристику.

Интересный приём, используемый при создании драматических, лирических и эпических творений, — инверсия. Его суть в том, что слова в предложениях ставят не в обычном порядке, а иначе. За счёт этого достигается нужный настрой.

Структурные нормы, обязательные к соблюдению в научных и публицистических текстах, в художественных произведениях могут нарушаться, если таков замысел автора

Отклонения объясняются тем, что писатель желает акцентировать внимание читающего на отдельной мысли или идее. Виды норм, которые допускается нарушать:

  • морфологические;
  • лексические;
  • фонетические.

Можно сказать, что этот стиль главенствует над остальными, ведь он вобрал в себя все приёмы и средства, используемые авторами. По яркости, богатству и насыщенности он превосходит остальные.

Учитывая, сколько признаков отличают художественное произведение, читатель без труда выделит его среди других видов текстов. Если стоит задача определить стиль, для начала нужно понять, к какому жанру относится творение. После этого почти со 100%-й вероятностью можно будет сказать, выдержано ли произведение в художественной стилистике или оно представляет собой публицистику, аналитику, научный труд и так далее.

Языковые средства художественного стиля речи

Художественный стиль речи пред­по­ла­га­ет пред­ва­ри­тель­ный отбор язы­ко­вых средств. Автор тща­тель­но про­се­и­ва­ет сло­ва и обо­ро­ты речи, что­бы наи­бо­лее образ­но и ярко изоб­ра­зить то, о чем он хочет рас­ска­зать чита­те­лю. Как уже упо­ми­на­лось, для харак­те­ри­сти­ки геро­ев вос­тре­бо­ва­ны язы­ко­вые сред­ства раз­ных сти­лей речи, в част­но­сти раз­го­вор­но­го сти­ля. Нередко в речь пер­со­на­жей как пред­ста­ви­те­лей раз­ных соци­аль­ных сло­ев обще­ства вкли­ни­ва­ют­ся жар­гон­ные, про­сто­реч­ные сло­ва и про­фес­си­о­на­лиз­мы.

В худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии для созда­ния коло­ри­та мест­но­сти, где живут, тру­дят­ся, раду­ют­ся и горю­ют герои худо­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, исполь­зу­ют­ся диа­лект­ные сло­ва. В исто­ри­че­ских пове­стях, рома­нах и дра­мах упо­треб­ля­ют­ся арха­из­мы, с помо­щью кото­рых вос­со­зда­ет­ся дух эпохи.

Со сти­ли­сти­че­ской целью широ­ко упо­треб­ля­ют­ся сино­ни­мы, анто­ни­мы, тор­же­ствен­ные и оце­ноч­ные слова.

Для эмо­ци­о­наль­но­го и эсте­ти­че­ско­го воз­дей­ствия на чита­те­ля худож­ник сло­ва при­ме­ня­ет обшир­ный арсе­нал образ­ных средств речи: тро­пы и сти­ли­сти­че­ские фигу­ры речи. Использование эпи­те­тов, мета­фор, срав­не­ний, оли­це­тво­ре­ний дела­ет вос­при­я­тие про­из­ве­де­ния мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес, будит вооб­ра­же­ние чита­те­ля и созда­ет у него бога­тые образ­ные ассоциации.

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, события. белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности. фар­фо­ро­вый кув­шин —  разо­лью кувшин;хру­сталь — в шка­фу хрусталь;купить спаль­ню — вой­ти в спальню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наоборот. Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)— Эй, боро­да!  А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь)Швед, рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. цар­ство Морфея — сон; объ­я­тия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность.
Гипербола — образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явления. реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пшеницы.
Литота — троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смягчения. маль­чик с паль­чик; мужи­чок с ного­ток; силы как у кома­ра; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном значении. люб­лю как соба­ка пал­ку; всю жизнь об этом меч­тал! толь­ко об этом и думаю! кому нуж­на такая кра­со­та.
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

Применение в других видах искусства

Художественный стиль применяется в разных видах искусства, включая живопись. Однако художники не используют его в чистом виде, а сочетают разные направления. Кроме того, в изобразительном творчестве прослеживается тенденция к постоянному изменению стилей: одни перетекают в другие, объединяются с третьими и приобретают новые черты.

В процессе рисования картины маслом или создания графического рисунка современные европейские и азиатские художники не ограничиваются традиционными средствами. Нередко они стилизуют свои произведения настолько сильно, что нарушают нормы культуры. Это характерно для модных мастеров нынешней эпохи. Художественные направления в живописи:

  • барокко;
  • классицизм (классический);
  • Возрождение;
  • готика;
  • пуризм;
  • кубизм;
  • натурализм;
  • абстракционизм (абстрактный);
  • урбанизм (урбанистический);
  • импрессионизм;
  • геометрика (геометрический).

Говоря о стиле, исследователи обычно подразумевают 2 значения: глобальное и узкое. В первом случае речь идёт о наборе средств и приёмов, предполагающих повторяемость. В узком значении стиль — это индивидуальный почерк мастера, который прослеживается в каждом творении. Похожим образом обстоит дело в архитектуре, музыке, театре, кино и других видах искусства.

Собственно научный стиль речи

Большинство исследовательских монографий и солидных научных статей относятся к собственно научному стилю. Особенность данного жанра состоит в том, что подобные тексты, как правило, пишут профессиональные ученые для таких же специалистов. Такой академический стиль очень часто встречается в научных трудах, посвященных одному вопросу, а также в небольших по размеру сочинениях, где автор приводит результаты научного исследования.

Тексты, написанные в собственно научном стиле, отличает точность изложения, выверенные логические построения, обилие обобщающих терминов и отвлеченных понятий. Стандартный академический текст, составленный в данном жанре, имеет строгую структурную композицию, которая включает заголовок, вводную и основную части, выводы и заключение.

Обязательные предметы гардероба жительницы Парижа.

Многие представительницы прекрасного пола, которые стремятся выглядеть стильно и изысканно каждый день, имеют в своем гардеробе набор базовых, обязательных вещей. Что же за предметы можно обнаружить в шкафу парижанки?

1. Балетки. Вопреки привычным представлениям, не всегда отдают предпочтение обуви на каблуках. Они в повседневной жизни носят удобные балетки на тонкой подошве.

2.Сумка с длинным ремнем. Сумочка, переброшенная через одно плечо — привычка большого числа жительниц модной столицы.

3.Шарф большого размера. Разнообразные объемные шарфы предпочитают жительницы многих стран. Однако большинство парижанок считают, что это незаменимый и абсолютно необходимый в холодное время года аксессуар.

4.Приталенный жакет, плащ или пиджак. Истинно французская манера — носить приталенные пиджаки. Их украшают тонкими ремешками или носят нараспашку.

5.Большие солнцезащитные очки. В сочетание с убранными в тугой хвост, пучок или высокую прическу волосами, такие очки смотрятся особенно стильно и изысканно.

6.Одежда черного цвета. Черный цвет для жительниц Парижа — не цвет траура. Для них он является олицетворением стиля и изящества. Поэтому для создании парижского образа необходимо иметь в гардеробе черные майки, футболки, свитеры и другие предметы одежды.

Функции художественного стиля

У художественного литературного языка три основные функции:

  • эстетическая;
  • коммуникативная;
  • воздействующая.

При помощи эстетической функции автор создает у читателя яркие впечатления. Профессионально написанные литературно-художественные тексты учат читателя прекрасному, формируют у него любовь к красивому слову. Особенно сильно эта эстетическая функция выражена в поэзии.

Коммуникативная функция художественного стиля обеспечивает связь читателя с писателем. Чем лучше автор владеет художественным стилем, тем проще ему донести свою точку зрения до каждого читающего человека. Все функции тесно связаны между собой, усиливая действие друг друга.

Воздействуя на эмоциональную сферу читателя с помощью слова, писатель учит его живо реагировать на те или иные общественные и общечеловеческие явления, развивает в человеке эмпатию, умение сочувствовать и сопереживать героям, описным в художественном тексте.

Функции, особенности и средства художественного стиля речи

Роль и цели художественных текстов напрямую связаны со сферой применения данного стиля речи. Он выполняет следующие функции:

  • Эстетическую. В произведениях литературного стиля слова, словосочетания и речевые обороты несут не только информационную, но и художественную нагрузку. То есть преследуют цель передать читателю определенные эмоции, пробудить чувство прекрасного с помощью созданных автором выразительных образов. Наиболее ярко эта черта проявляется в поэзии.
  • Воздействующую. Одна из основных задач литературных произведений – вызвать у читателя живой отклик, сделать так, чтобы у аудитории возникли определенные чувства от прочитанного, сопереживание героям. Это достигается за счет применения ярких и красочных эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор и прочих выразительных языковых средств.
  • Коммуникативную. Авторы художественных произведений взаимодействуют с читателем, делясь своими взглядами, жизненным опытом, мыслями и чувствами. В романах, баснях, стихах и прочих видах художественных произведений личность и черты характера автора прослеживаются более явно, чем в других стилях.

Тексты и произведения, которые относятся к художественному стилю, имеют следующие особенности:

  • Все функции прочно связаны между собой, а слова выполняют двойную роль. С одной стороны, они имеют информационную нагрузку, и призваны обозначить предмет или описать явление. А с другой, служат средством создания художественного образа и направлены на то, чтобы выразить мысли и чувства и вызвать у читателя реакцию.
  • Используются языковые средства и стилистические приемы, характерные для других стилей. Это основное отличие художественного вида речи от прочих. В произведениях, в зависимости от тематики, могут встречаться речевые обороты и клише, которые более свойственны, к примеру, научной или публицистической литературе.
  • Часто встречаются образно-выразительные элементы – стилистические фигуры, тропы (слова и фразы, которые применяются в переносном значении для усиления образности речи) и проч. По большей части, именно они и делают описание красочным, эмоциональным и выразительным.
  • Ярко проявляется творческая индивидуальность автора. Это то, что наиболее характерно для художественного стиля и тесно переплетается с коммуникативной функцией этих текстов. В таких произведениях самовыражение автора, формулировка его точки зрения, мыслей и чувств происходит посредством оригинальной «интонации» рассказчика. Индивидуальный, неповторимый стиль изложения формируется особым подбором слов и характерными, присущими лишь конкретному литератору, способами построения синтаксических конструкций.

А также стоит упомянуть о «вспомогательных», визуальных способах передачи информации. Если в научной речи, как в устной, так и в письменной, для иллюстрирования информации применяются графики, таблицы и схемы, то в произведениях художественного стиля – красочные либо черно-белые картинки (пейзажи, натюрморты, портреты).

Основные особенности официально-делового стиля

фразеологических оборотов

Текст, составленный в этом стиле, подчеркнуто логичен и безэмоционален. Он должен быть предельно информативным, поэтому мысли имеют строгие формулировки, а само изложение ситуации должно быть сдержанным, с использованием стилистически нейтральных слов и выражений. Исключается использование любых словосочетаний, несущих эмоциональную нагрузку, выражений, употребляемых в просторечье, и тем более сленга.

Для исключения неоднозначности в деловом документе не употребляются лично-указательные местоимения («он», «она», «они»), поскольку в контексте с двумя существительными того же рода может появиться неоднозначность толкования или противоречие. Как следствие обязательного условия логичности и аргументированности, в деловом тексте при написании употребляются сложноподчиненные предложения с большим количеством союзов, передающих логику отношений. Например, используются не часто применяемые в обычной жизни конструкции, включающие союзы типа: «вследствие того что», «на предмет чего».

Видео по теме

С давних времен Франция считалась не просто страной, жительницы которой обладают изысканным вкусом. Она была законодательницей моды. В Париже, как в самом сердце страны, сформировался даже свой особый стиль.

Говоря о парижанках, многие рисуют в воображении утонченную женщину, с безукоризненной прической и безупречным макияжем. Обута она в туфли на высоких каблуках и облачена в элегантную одежду в деловом стиле. Даму окружает ореол из аромата дорогих духов, а ее взгляд устремлен вдаль. Так какой же он, стиль парижанки?

Стилевые черты художественного стиля

В связи с задачами и особенностями художественного стиля  укажем его характерные стилевые черты:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность. Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность. Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст. Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля

Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:

  • Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
  • Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
  • Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
  • Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.

Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:

  • Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
  • Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
  • Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
  • Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
  • Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
  • Литота – стилистическое приуменьшение явления.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: