Е. л. шварц. сказка о потерянном времени, с. 57

Деление персонажей

Герои делятся на две группы, промежуточных состояний между ними нет. Либо персонаж отрицателен и имеет какой-либо порок, либо положителен и достоин подражания. Каждый участник событий является олицетворением только одного качества или черты, выделенного наиболее ярко.

В литературном классицизме положительный персонаж всегда выбирает сторону разума. Чувства присутствуют, но не имеют такой степени влияния. В финале произведения герои нравственные одерживают победу в конфликте, антагонисты терпят крах.

Широко распространено использование говорящих фамилий, способных многое сказать об их носителях.

Комментарии

Зачем лоторея? Есть рынки ценных бумаг.

20.03.2024
Jaaj.Club

О какой «колонизации» Марса может идти речь, если свою планету Земля толком не знаем?

20.03.2024
89Siete

Последний представителя этого вида львов в дикой природе погиб в начале 20 века. И всё по вине человека.

18.03.2024
Kongo

Благодаря раскопкам курганов мы знаем, что у скифов был высокий уровень культурной утончённости как в искусстве, так и в изготовлении оружия и одежды.

18.03.2024
LISKI

Согласно многим теориям, получившим широкое признание среди антропологов, культура отражает то, как люди интерпретируют свою биологию и окружающую среду.

17.03.2024
Erikus

Выбери профессию человека, который в работе использует материалы…

8 — Профессии в искусстве

Надо рассмотреть предложенные материалы, которые использует человек и выбрать какая у него профессия.

  1. Использует: бумага, ткани, карандаши, ножницы, манекены Дизайнер одежды, он придумывает и создаёт одежду
  2. Использует: глину, гипс, камень, металл, стеки, воду Скульптор, он создаёт объёмные фигуры из разных материалов
  3. Использует: глина, губки, крутящаяся подставка, вода, печь для обжига Гончар, он руками лепит изделия из глины
  4. Использует: карандаши, циркуль, бумага, компьютер, чертёжная линейка Архитектор, он проектирует здания и сооружения
  5. Использует: карандаши, краски, кисти, холсты, мольберт Художник-живописец, он пишет картины
  6. Использует: драгоценные материалы, воск, инструменты для выпиливания деталей, печь для плавления Ювелир, он создаёт украшения: серьги, кольца, браслеты
  7. Использует: микроскоп, краски, химические составы, мольберт Реставратор, он восстанавливает свойства и внешний вид предметов искусства

Особенности классицизма в русской литературе 18 века

Классицизм в русской литературе 18 века перенял основные особенности европейского классицизма. Однако он имел и некоторые отличия.

Главное отличие заключалось в провозглашении главной ценностью не личности, а государства.
В центре повествования оказывались общественные проблемы, а не личные переживания героев.
Ключевым в произведениях русских классицистов был конфликт между буржуазией и аристократией. Борьба разума и чувств отступала на второй план.
В произведениях русских классицистов был силен патриотический пафос.

Остальные черты оставались те ми же, что и в европейском классицизме.

Основоположником русского классицизма считается Антиох Дмитриевич Кантемир – автор сатир с политическим подтекстом.
На уроках литературы в школе изучают комедии Дениса Ивановича Фонвизина, которые тоже можно назвать образцами русского классицизма.
Из баснописцев нельзя не назвать Ивана Андреевича Крылова, с творениями которого, я уверена, вы все хорошо знакомы.
Если говорить о «высоких» жанрах классицизма, нужно вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова и Гавриила Романовича Державина. Их перу принадлежат замечательные оды.
Любителям драматического жанра стоит познакомиться с трагедиями Александра Петровича Сумарокова.

Ниже вы найдете конкретный список этих и других известных писателей-классицистов.

Также нужно сказать, что литературоведы выделяют три периода классицизма в русской литературе. 1730-е – 1750-е годы – период зарождения этого литературного направления в России. Второй период связан с рассветом русского классицизма, он приходится на 1760-е – 1970-е годы. В конце 18 века русских классицизм уже переживал кризис. В это время в произведениях классицистов усилились национальные мотивы, появились образы идеальных дворян.

Особенности

Сатира

Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.

Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.

В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.

Национальные образы

Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.

Патриотический пафос

Идеал писателей-классицистов — гражда­нин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творче­ской личностью, бороться с общественными по­роками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отка­заться от стремления к личному счастью, подчи­нить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.

Ода

В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.

Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.

Классицизм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.

Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и романтизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

С точки зрения классицизма, все художественные произведения должны строго придерживаться установленных канонов. Жанровая иерархия классицизма распределяла все жанры на высокие и низкие и запрещала возможность смешивания жанров.

Высокие жанры:

  1. Ода;
  2. Трагедия;
  3. Эпопея.

Низкие жанры:

  1. Комедия;
  2. Сатира;
  3. Басня.

Классицизм сформировался в XVII веке во Франции, вскоре охватив всю Европу, а также Россию. Французский классицизм объявлял человеческую личность высшей ценностью. Ранее теологическая картина мира предполагала, что в центре вселенной находится бог; с развитием науки и общественной мысли акцент перешёл с бога на человека.

Замечание 1

Классицизм во многом опирался на искусство Античности. Античные произведения стали для классицистов эталонами.

В русской литературе классицизм господствовал во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Причиной этого стала европеизация русской культуры. Классицизм предшествовал всем другим литературным направлениям. Все они так или иначе строились с опорой на идеи классицизма, чаще всего отрицая их в своих догматах.

Классицизм превыше всего ставил понятие разума. Классицисты считали, что только с помощью ума можно понять окружающий нас мир. Часто в произведениях поднимались вопросы борьбы разума и чувств, долга и страстей.

Герои классицистических произведений обязательно на хороших и плохих, причём положительные не могли выглядеть уродливо. В произведениях обязательно соблюдалось правило трёх единств: единство времени, места и действия.

Классицизм интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Классицизм в русской литературе XVIII века

Несмотря на то, что зародился классицизм ещё в XVII веке, в Россию его «завезли» вместе с идеями европейского Просвещения только столетие спустя, в годы правления Петра I.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов.

Первым этапом стала литература петровского времени. Это была светская литература, сильно отличавшаяся от ранее знакомой русскому читателю церковной. На первых порах классицистическими были только переводные произведения европейских авторов, однако очень скоро и русские писатели включились в процесс развития этого литературного направления.

Большую роль в формировании русского классицизма сыграли А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Будучи реформаторами русского литературного языка, они активно работали над созданием оды и сатиры.

Замечание 2

Сатиры Кантемира получили чрезвычайную известность.

Литературное творчество авторов 20-ых годов привело к расцвету русского классицизма в 1730 — 1770-ые годы. В этот период развитие направления и русской литературы в целом связывают с именем М.В. Ломоносова, «отца русской литературы». Ломоносов писал трагедии, поэмы и оды, разрабатывал русский национальный язык и стремился освободить литературу от влияния церкви. Именно Ломоносов стал первым русским поэтом, выразившим идею русского национального самосознания, которая в дальнейшем перекочевала в творчество писателей и поэтов XIX — XX веков.

Финальным этапом развития русского классицизма считается последняя четверть XVIII века. В это время на смену старому направлению начало приходить новое — сентиментализм.

Определение 3

Сентиментализм — литературное направление, в противовес классицизму выдвинувшее культ души. Авторы-сентименталисты пытались воззвать к чувствам и переживаниям читателя.

Кризис классицизма был неизбежен. Последними русскими авторами-классицистами считаются А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин. Эти авторы были скорее разрушителями, чем разработчиками идей классицизма: в своих произведениях они начинали нарушать классицистические заветы. Фонвизин, например, в своих комедиях не соблюдал принцип трёх единств, а Радищев добавлял в свои произведения несвойственный классицизму психологизм.

Определение 4

Психологизм — изображение в произведении богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний.

Некоторые классицистические произведения XVIII века:

  1. «Ода на день восшествия…», М.В. Ломоносов;
  2. «Памятник», Г.Р. Державин;
  3. «Недоросль», «Бригадир», Д.И. Фонвизин;
  4. «На хулящих учения. К уму своему», А.Д. Кантемир;
  5. «Тилемахида», В.К. Тредиаковский;
  6. «Дмитрий Самозванец», А.П. Сумароков;
  7. «Мот, любовью исправленный», В.И. Лукин;
  8. «Письма Эрнеста и Доравры», Ф.А. Эмин;
  9. «Елисей, или Раздражённый Вакх», В.И. Майков;
  10. «Душенька», И.Ф. Богданович.

История появления

Данное направление возникает во времена прогрессивных идей о патриотизме и в период установления национальной государственности. Творят в ту пору придворные государственные мужи, которые грамотно фиксируют и развивают национальную идею свой державы.

Истоки классицизманужно искать в Древней Греции. Именно античность становится примером эпохи, где процветает личность, где происходит ее свободное развитие: духовное и физическое совершенство. Художников, скульпторов, архитекторов привлекала строгость и простота античного искусства. Однако идеологически классицизм чужд многим проявлениям древнегреческой культуры: это более строгое и рациональное направление, которое культивирует ограничение личной свободы во благо более глобальных (национальных) интересов.

Традиции классицизма — возрождение древнегреческих представлений о внешней стороне искусства. Открытие Помпеи в 1755 году, изучение архитектуры юга Италии привели к еще большему интересу к классицизму. Кроме колонн и галерей античности, он впитал в себя элементы готики, эпохи Возрождения и развил их. Главной целью классицизма становится просвещение публики — и нравственное, и интеллектуальное.

Этапы развития классицизма:

  1. Ранний классицизм (1760-е – 1-я половина 1780-х годов) – принятие нового стиля, определение его черт;
  2. Зрелый классицизм (1780-е – 1790-е) – установление и распространение стиля;
  3. Высокий или поздний классицизм, Ампир (1-я треть XIX века) – влияние романтизма.

Основоположники русского классицизма — А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Вален-Деламот. Они были авторами проекта «Академия художеств в Петербурге». В этом здании есть основные черты классицизма: четкий ритм колонн, строгие формы.

Также классицизм связан с национальными интересами государства. Идеал человека, по мнению классицистов, – это гражданин патриотических взглядов, который трудится на благо Отечества. Он готов на всё во имя своего долга. Поэтому монархи в то время активно поддерживали такое искусство.

Закрой цветок с лишним словом.

7 — Происхождение слов

Два или три слова на дереве произошли от одного и того же слова а третье или четвёртое нет, надо его закрыть, чтобы не мешало.

  1. голубика и голубой от одного слова, а голова закрываем
  2. земляника и земля от одного слова, а зелье закрываем
  3. снежный и снегирь от одного слова, а сны закрываем
  4. напёрсток и перстень от одного слова, а опера закрываем
  5. красная и красавица от одного слова, а крадётся закрываем
  6. колесо и кольцо от одного слова, а сокол закрываем
  7. облако и обволакивать обман закрываем
  8. вотчина и отец от одного слова, а отчего закрываем
  9. венок, веник и венéц от одного слова, а вены закрываем
  10. ошеломить и шлем от одного слова, а шёлк закрываем
  11. пряник и пряный от одного слова, а пряжа закрываем
  12. короб и кора от одного слова, а скоро закрываем
  13. медведь, ведьма и невеста от одного слова, а ведро закрываем

Определение и черты литературного классицизма

Расшифровать термин можно как «распространённое направление в литературе 17–19 веков, впервые появившееся во французской культуре».

Классицизм носит воспитательный характер. Так, в произведениях описываются герои, достойные подражания. Как правило, они сильны духом и готовы бороться с трудностями, имеют хорошо слаженный ум и следуют нравственности и морали. Такие люди пропагандировались как патриоты, достойные своей страны и воспитанного общества. В таких сочинениях читатели находили ответы на некоторые вопросы и учились жить. Поэтому классицизм иногда называют «учебником жизни».

Направление обладает четко фиксированными чертами, которые обязательны к соблюдению в произведении. Если взять любое классическое сочинение, в нём без труда можно заметить:

  • приверженность античности и искусству того времени;
  • деление героев на группы;
  • наличие любовного треугольника между персонажами, причём выступает в нём одна женщина и два мужчины;
  • добро одерживает победу над злом;
  • соблюдение принципа трёх единств.

Известные литературные произведения, относящиеся к классицизму

Для сравнения русского и европейского классицизма и вообще для лучшего понимания этого литературного направления советую вам прочитать хотя бы несколько произведений из приведенного ниже списка.

трагедии «Гораций», «Цинна», «Сид» П. Корнеля;
трагедии Ж. Расина «Федра» и «Митридат»;
«Брут» и «Танкред» Вольтера (тоже трагедии);
комедии Ж. -Б. Мольера (например, «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»);
басни Ж. Лафонтена;
сатира Кантемира «На хулящих учение»;
«Езда в остров Любви», «Тилемахида» Тредиаковского;
оды Ломоносова;
«Памятник», «Фелица» и другие произведения Державина;
трагедии «Дмитрий Самозванец», «Синав и Трувор», «Хорев» Сумарокова;
трагедии Княжнина «Дидона» и «Росслав»;
комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».

Если хочется обратиться к истокам, то найдите стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

Классицизм в русской литературе не был мимолетным явлением. Это литературное направление оставалось доминирующим в течение более чем полувека. Понятно, что хорошо подготовиться к экзамену по литературе, не изучив особенности классицизма, не усвоив его характерные черты и не изучив хотя бы некоторые примеры классицистических произведений, невозможно. Я постаралась изложить этот материал кратко и четко. Надеюсь, он поможет вам хорошо сдать ЕГЭ.

Эстетические принципы и правила

Принципы классицизма:

  1. Наличие воспитательного характера;
  2. Стремление к совершенству;
  3. Обращение к античности;
  4. Стремление к строгости, логичности и гармонии формы и содержания;
  5. Простота, симметричность форм и правильные пропорции;
  6. Литературные произведения создавались по четким канонам в соответствии с жанром произведения.

Характеристика классицизма умещается в 5 понятиях: консерватизм, рационализм, гармония, категоричность форм и величественность. Всё это выражалось в четких геометрических формах, линиях, светотени и в строгих канонах. Эксперименты не приветствовались, а ассоциировались с дурным вкусом и незнанием «правильной» формулы искусства. Классицизм — это не свобода античности, а диктатура Древнего Рима. Он с бряцанием орудий и строевым шагом гимнов захватил культуру и навязал ей единство формы, как в боевом строю.

Если Вы хотели бы заслужить уважение Тредиаковского и Сумарокова, Вам необходимо знать правила классицизма:

  1. Следование правилам и канонам – путь к достижению идеала античности;
  2. Строгая жанровая система в литературе: высокие и низкие жанры;
  3. Преобладание разума над чувствами;
  4. Универсальность типов человеческих характеров (персонажи обладали определенной чертой характера, например, жадность или храбрость) в литературе;
  5. Четкое деление героев и персонажей на положительных и отрицательных в литературе;
  6. Три единства в театре: единство времени (действие должно было уместиться в один узкий временной промежуток — день), действия (одна сюжетная линия) и места (все должно было происходить в одном месте).
  7. В драматических произведениях было единство времени, места и действия;
  8. Наличие воспитательной функции.

Эстетизм классицизма заключался в желании бороться за высокое, возвышенное, при этом придерживаясь точности и ясности стиля. Этому направлению в искусстве были свойственны: простота, сбалансированность, спокойствие, рационализм, логичность, пропорциональность, симметрия и строгость.

Особенности русского классицизма

А. Д. Кантемир

Как и  европейский, русский классицизм придерживался основных правил направления. Однако он не стал просто последователем западного классицизма –  дополнившись своим национальным духом самобытности, русский классицизм стал самостоятельным направлением в художественной литературе с присущими только ему чертами и особенностями:

  • Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни (сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму своему», басни Крылова);

  • Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав», «Вадим Новгородский»);
  • Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
  • Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).

Основоположником русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и не раз становились причиной жестких споров.

В. К. Тредиаковский

В. К. Тредиаковский не особо отличился в художественности произведений, однако у него было немало трудов в литературном направлении в целом. Он является автором таких понятий, как «проза» и «поэзия». Именно он условно разделил произведения на две части и смог дать им определения, обосновал систему силлабо-тонического стихосложения.

А. П. Сумароков

А. П. Сумароков считается основоположником драматургии русского классицизма. Его считают «отцом русского театра» и создателем национального театрального репертуара того времени.

М. В. Ломоносов

Одним из самых ярких представителей русского классицизма является М. В. Ломоносов. Помимо огромного научного вклада, Михаил Васильевич провёл реформу русского языка и создал учение о «трёх штилях».

Д. И. Фонвизин

Д. И. Фонвизин считается создателем русской бытовой комедии. Его произведения «Бригадир» и «Недоросль» до сих пор не утратили своего значения и изучаются в школьной программе.

Г. Р. Державин

Г. Р. Державин является одним из последних крупных представителей русского классицизма. Он смог в своих произведениях вписать в строгие правила просторечье, чем расширил рамки классицизма. Его также считают первым русским поэтом.

События

17.02.2024 09:49

* * *

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook, где анонсируются самые интересные авторские работы и жизнь издательского агентства Коллекция Jaaj.Club.

* * *

04.02.2024 07:46

* * *

Начался
V Международний Писательский Турнир
На Вылет

ТУРНИРНЫЕ БИТВЫ

ТУРНИРНАЯ ТАБЛИЦА

Пользователям от 15 писательского уровня доступен дополнительный функционал турнирного жюри.

КАБИНЕТ ЖЮРИ

Кроме того, каждый просмотр, комментарий и зрительская симпатия увеличивают шансы на победу вашего любимого автора!

* * *

16.01.2024 20:47

* * *

Активирована новая услуга!

Бестселлер Jaaj.Club

Услуга рекламирует выбранную книгу на главной странице Jaaj.Club. Опция рекламы доступна на странице просмотра книги.

Бестселлер держится на главной странице Jaaj.Club до тех пор, пока его не перебил рекламой другой.

* * *

Что такое классицизм романтизм?

Классицизм и романтизм — это два основных литературных направления, которые существовали в разные времена и имеют свои уникальные черты.

Классицизм — это литературное направление, которое возникло в Европе в 17-18 веках. Оно связано с идеалами античности и стремится к совершенству, гармонии и универсальности. Классицизм отличается ясностью и лаконичностью изложения, ордерностью и симметрией композиции, а также наличием определенных правил и норм.

Основные черты классицизма:

  • Идеалы античности: классицизм стремится к тому, чтобы быть совершенным, гармоничным и универсальным, и многие идеи черпает из древнегреческой и древнеримской литературы.
  • Разум и логика: классицизм предпочитает использовать разум и логику, основываясь на знаниях и умении, а не на эмоциях и интуиции.
  • Ясность и лаконичность: классицизм стремится к ясности и лаконичности изложения, избегая излишней эмоциональности и лишних деталей.
  • Соблюдение правил и норм: классицизм следует определенным правилам и нормам в построении текста, композиции и стиле.

Романтизм — это литературное направление, которое возникло в Европе в конце 18 века и преобладало в 19 веке. Романтизм стремится к свободе, индивидуальности и эмоциональности. Он отличается экспрессивностью и многообразием стилей, а также поиском новых форм самовыражения.

Основные черты романтизма:

  • Индивидуальность и эмоциональность: романтизм отдает предпочтение индивидуальности, эмоциям и внутреннему миру героев.
  • Свобода и эксперименты: романтизм стремится к свободе самовыражения и исследует различные стили и формы.
  • Сверхъестественное и фантастика: романтизм часто использует мотивы сверхъестественного и фантастики для выражения своих идей.
  • Ответ на классицизм: романтизм в определенной степени является ответом на классицизм, отвергая его логическую строгость и идеалы античности.

Классицизм и романтизм — два разных литературных направления, каждое из которых имеет свои уникальные черты. Классицизм стремится к совершенству, ясности и универсальности, в то время как романтизм высоко ценит индивидуальность, свободу и эмоциональность. Оба направления оказали значительное влияние на развитие литературы и искусства в целом.

Основные этапы развития сюжета

Сюжет произведения является не единым целым, состоит из нескольких частей, которые называются этапами развития.

Экспозиция

Сюжет строится на определенных элементах, помогающих создать цельную картину, а зачастую он начинается с экспозиции – части, предшествующей основным событиям, где обрисовываются детали происходящего и рассказывается нужная для дальнейшего понимания информация. Наличие экспозиции не является обязательным, но играет важную роль, ведь дает читателю узнать о том, в каком месте и времени разворачиваются события. Одни авторы включают экспозицию в пролог, другие же предпочитают рассказывать обо всем в основной части.

Завязка

С завязки и начинают происходить действия, которые ложатся в основу дальнейшего конфликта. В этой части возникают первые недопонимания, разногласия и неясности, что влекут за собой определенные события. Хорошим примером завязки является комедия «Ревизор», где чиновников потрясает новость о приезде ревизора, а также произведение «Горе от ума», в котором все оказываются обескуражены приездом Чацкого.

Развитие событий

В этой части происходят разные события, характеры героев раскрываются с другой стороны, удается узнать об отношениях персонажей между собой, а также ощущается приближение значимых моментов.

Понятие кульминации

Под кульминацией подразумевают пиковую точку развития сюжета, когда конфликт обостряется, а события накаляются. На этом этапе может произойти разоблачение злоумышленника, вскрыться неугодная правда, герои дойдут до истины или будут раскрыты дополнительные подробности. На данном моменте уже понятно, что находится на уме у героев, а их цели становятся ясными.

Развязка

Данный этап подразумевает разрешение конфликта, приход к единому решению и постановку точки. Все вопросы оказываются разрешены, противники побеждены и действие плавно идет к финалу. В ситуации, когда автор желает написать продолжение, в развязке должны раскрываться основные моменты, но некоторые подробности при этом остаются в тайне.

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они сказали это на современном русском языке

4 — Книжные памятники

Дан старинный текст, нужно определить, как он звучит на современном языке.

  1. Кудёсник это колдун. Из Повесть временных лет.
    … спрашивал он волхвов и кудёсников ….
  2. Сёча — это сражение. Из Повесть временных лет.
    И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав.
  3. Деянья это поступки. Из Слово о полку Игореве.
    Не пора ль нам … старинной речью рассказать Про деянья князя удалого?
  4. Шеломы это шлемы. Из Слово о полку Игореве.
    Сабли их наточены, Шеломы позолочены.
  5. И вышел против него Олег …. Из Повесть временных лет.
    И изыде противу ему Олегъ ….
  6. Подпёр Угорские горы своими полками железными …. Из Слово о полку Игореве.
    Подперъ горы Угорскыи своими жельзными плъки ….
  7. … и было большое сражение, и болгары стали побеждать. Из Повесть временных лет.
    … и бысть съча велика, и одольваху болгаре.
  8. … своим золотым шлемом посвечивая …. Из Слово о полку Игореве.
    … своимъ златымъ шеломомъ посвьчивая ….
  9. Если же побежим позор нам будет. Из Повесть временных лет.
    Аще ли побъгнемъ, то срамъ нам.
  10. … младшие покорялись старшим и не смели при них говорить …. Из Повесть временных лет.
    … мъншии покоряющеся старьйшимъ, не смьюще пред ними глаголати ….

Ответы к стр. 57 — 58

Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас.

Обсуди с другом смысл пословиц и поговорок.

Всякому овощу своё время. Всему своё время. Употребляется, когда кто-либо излишне торопит события или опаздывает с решением каких-либо дел.

Деньги пропали — наживёшь, время пропало — не вернёшь. Деньги можно заработать, материальное — нажить, а ушедшее время безвозвратно.

Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Время ценно ни тем, что тянется долго, а тем, что быстро проходит.

Порядок время бережёт. Когда всё лежит на своих местах, не нужно бесполезно тратить время на поиск нужного.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Говорится в качестве совета преодолеть лень, нежелание заниматься чем-либо, и сделать работу сейчас (т. к. неизвестно, сможешь ли ты это сделать потом). 

Придумай текст, который заканчивался бы понравившейся пословицей или поговоркой.

Коля разбрасывал вещи и попросту никогда ничего не убирал на свои места. Накануне Восьмого марта он никак не мог найти открытку, которую делал для любимой мамы. Он проискал её всё утро и опоздал в школу. Вернувшись домой с занятий, Коля продолжил поиски и не успел сделать домашнее задание. Он потратил весь вечер, чтобы сделать новую открытку и не пошёл с ребятами на каток. Ложась спать, он открыл любимую книгу и… Чудо! Открытка лежала в книге. «Да, — подумал он, — «Порядок время бережёт».

Какой текст ты написал: повествование, рассуждение, описание? Аргументируй свой ответ.

Это текст-повествование. Это текст, в котором рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К нему можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Чему научила тебя «Сказка о потерянном времени»? Какие выводы ты сделал? Напиши отзыв на произведение, используй слова и выражения:
ценить время, помогать другим, не тратить попусту, добрые дела.

В «Сказке о потерянном времени» говорится об ученике 3-го класса. Петя Зубов всё оставлял на потом и ничего не успевал. Однажды он пришёл в школу и узнал, что превратился в седого старичка. Злые волшебники украли у него время. Подслушав их разговор, Петя узнал как можно вернуть потерянное время. Читая сказку понимаешь, что терять бесценное время просто так — это всё равно что терять собственную жизнь!

«Сказка о потерянном времени» учит ценить жизнь и использовать с умом её быстротечность. Время идёт, не останавливаясь, а мы непозволительно щедро тратим своё время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан. Сказка напоминает, что  нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учёбу и взросление, на помощь другим и добрые дела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: