Капище перуна: с каким чаянием обращаются к богу грозы?

Перун: почему славян «заставили» поклоняться богу-громовержцу

Внешний вид

Языческие боги древних славян были изображены в том обличии, которое внушало страх и уважение простым смертным. Перун не был исключением. Часто его представляли, как солидного мужчину лет 35–40 с золотыми усами и бородой, которые блестели словно молнии. Одновременно волосы были чёрными, с серебристой проседью цвета грозовой тучи. Так же как она, они клубились вокруг его лица.


По небу бог передвигался на огромной колеснице: грохот её колёс и был тем громом, который устрашал людей на Земле. Символ Перуна – чёрно-белая сорока, поэтому его божественный транспорт был запряжён не только крылатыми лошадями, но и этими птицами. Кроме того, громовержец мог предстать перед людьми в разных обличьях. Например, в образе грозного быка Тура, которого считали неприкосновенным животным, охраняемым Перуном. Божество изображали в красном развевающемся по ветру плаще: это одеяние впоследствии стало главной отличительной чертой образа любого древнерусского князя.

Описание

Нашим предкам бог грома Перун представлялся как высокий, статный, светловолосый и голубоглазый воин в золотых доспехах и красном плаще с топором (или палицей) в руке. Иногда Перун использовал в бою щит и копье. Но на поле брани он всегда появлялся в окружении громовых раскатов и всполохов молний. В эмблематическом аспекте молнии Перуна могли олицетворять как гнев богов, так и их помощь в борьбе с ворогом (врагом). Кумир или идол Перуна представлял собой мощный дубовый столб, на котором было вырезано условное лицо немолодого война, а также его божественный символ и соответствующая военная атрибутика.

Перун — Бог Славян.

Сын Сварога и Лады, рождённый в самую буйную ночь, под свет молний и раскаты грома, Перун и сам был самым неудержимым среди


богов. Буйный, яростный, страстный — он первозданная мощь, не познавшая границ. И боги выбрали его своим предводителем, ибо воля его была несгибаемой, а рука не дрожащей пред ликом врага бесовского. Не ведающий преград, Перун неудержим и в любви своей, и в ярости. Громовержец и воин, что сокрушает полчища бесов, покровительствует князю и его рати. Сила и смелость в бою, есть перст его. Сам Князь Владимир провозгласил его главой всех богов Прави и воздвиг его идол рядом с княжескими покоями в Киеве. Перун почитался больше, чем отец его Сварог и даже больше, чем сам Род. Этому есть весьма простое объяснение: бог этот покровительствовал воинам, а вся история Руси — это череда нескончаемых и кровопролитных воин. Потому Перун был воплощением силы и свободы для славян, самым главным их защитником от врагов. Перун — омытый огнём, так его называли в простонародье, потому как с самого младенчества Сварог Светоносец и Симаргл, в кузнице небесной закаляли священным Ирийским огнём, волю громовержца. Оттуда и пошло умение Перуна ковать себе стрелы да копья из молний. От отца своего, громовержец так же унаследовал умение понимать язык стали и любого орудия, что в руках его пело песню смерти для врагов. Образ воинствующего бога Перуна у каждого из славянских народов, был своим, но, однако всем он представлялся высоким, статным мужчиной в зрелом возрасте. Некоторые видели его русоволосым с голубыми глазами, другие веровали что Перун седовласый и глаза его серые, что грозовое небо. Идол громовержца в Киеве имел золотую бороду и серебряные голову, видимо тут бытовало верование, что Перун седовласый, но имеет золотую бороду. Белорусы и вовсе почитали бога Перуна в облике молодого мужчины с волосами чернее, чем крыло ворона, но и него так же была золотая борода. Какой бы цвет волос и глаз не был у Перуна, в каждом образе он был красив и грозен, широк в плечах, с неистовым взглядом. Перун воинственен и не сдержан. Он склонен к любовным утехам и распитию хмельных напитков. Впрочем, каков бог, таковы и его почитатели, ведь вопреки своим подвигам и князь, и его дружина, отнюдь не отличались примерным поведением. То, были воины могучие и сильные, землю свою защищавшие от врагов, но безумные и яростные в миру. Потому, воины и почитали Перуна, что был он яростен и силён. Перун по небу на колеснице своей огненной ездил и стрелами молниями своими бесов истреблял и прочую нечисть. Но было у громовержца и иное оружие, каменный топор и палица тяжёлая, которую только Перун и мог поднять. Есть поверье, что, когда по приказу князя Владимира идол бога тащили в реку топить, Перун кинул на мост свою палицу и сказал людям потешаться с его оружием, да только имя его забыть навек и устами смертными не произносить вслух.

Происхождение Перуна

Единой версии о происхождении имени Перуна у исследователей нет. Самое простое объяснение – от глагола perti (ударять, бить) и суффикса unъ, который обозначает деятельность. Однако у Перуна есть много родственников.

В балтийской мифологии есть бог Перкунас. Причем для литовского языка и всей истории он оказался куда более значимым персонажем. По крайней мере, слова гром и молния в литовском языке – это perkūnas и perkūnija, а в латышском гром – это созвучное слово pērkons. Отсылки к Перкунасу в названиях тех или иных природных явлений есть и в других славянских языках. В отличие от Руси для Литвы Перкунас был действительно очень почитаемым божеством. Есть даже точка зрения, что его видоизмененное изображение дошло до наших дней на гербе современной Литвы.

Еще одна версия гласит, что этимология имени Перун восходит к богу грозовой тучи и дождя Парджанья в ведийской мифологии. Причем Парджанья, также как и Перун, не просто ведает небом. У него можно просить защиты и помощи, так как он – щедрое божество.

«Родственники» Перуна обнаруживаются и у древних индийцев, и у хеттов, и других народностей. Так что говорить о том, что громовержец Перун – бог чисто русский – было бы слишком самонадеянно, особенно учитывая определенно искусственное насаждение его культа на Руси.

« Цыганский гипноз: какие люди подвержены ему сильнее всего

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб. Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов. Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб.  Словом «Дуб» книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

Это место называлось «Перуня рень». По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром. Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров — это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Знак свыше

Второй раз учёные попали к идолу только в 1987 году. Новая разведка, в состав которой входил и Юрий Гревцов, вновь встретилась с Коробейниковым. Тот вновь указал место расположения изваяния.

Статья по теме

Дилижанс за 5 копеек. Первому общественному траспорту в Красноярске — 125

Случайная находка приковала Гревцова к этому месту на пять лет. Археологам удалось собрать уникальную коллекцию скифско-гуннского времени. Самые древние находки относятся к V–VI вв. до нашей эры, самые «молодые» – II–III вв. нашей эры. За время раскопок, как говорится, ручками, ножками и на своем горбу пришлось перенести на промывку 100 кубометров грунта.

Периодизация славянского язычества

В большинстве исследований русское язычество предстаёт перед нами как громоздкое, но единое целое, расчленённое на две темы лишь по характеру информации о нем. Первая тема связана с летописями и церковными поучениями X — XIII вв., говорящими о свержении языческих богов и порицающими продолжавшееся почитание их. Вторая тема возникла в результате соприкосновения науки с этнографическими, бытовыми пережитками язычества в русской деревне XVIII — XIX вв.Проблема эволюции языческого мировоззрения на протяжении тех тысячелетий, которые предшествовали принятию христианства, почти не ставилась. Отмечалось лишь выветривание, ослабление язычества, переходившего в «двоеверие».

А между тем уже древнерусские книжники XI — XII вв., писавшие о язычестве, окружавшем их, пытались заглянуть в историю славянских верований и показать различные стадии их в глубокой древности. В русских источниках времён Киевской Руси трижды ставился вопрос о периодизации язычества.

Первое рассуждение, предваряющее пересказ Библии, но созданное самостоятельно и даже противоречащее ей, мы находим в так называемой «речи философа греческого миссионера, приехавшего в Киев, для того чтобы склонить князя Владимира к крещению» . «Речь философа», известная нам по «Повести временных лет» (под 986 г.), написана в форме диалога князя и проповедника; философ сжато и деловито изложил ветхий и новый завет и основные принципы христианства. По его словам, люди впали в язычество после разрушения богом Вавилонской башни. Первая стадия воззрений — культ природы: «По дьяволу научению ови ращением, кладезем и рекам жpяхy и не поэнаша бога».

Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями, чем занимались отец и дед библейского Авраама.

Другая периодизация, сделанная по византийским образцам, приведена в Ипатьевой летописи под 1114 г. и пpинадлежит летописцy князя Мстислава Владимиpовича, посетившемy Ладогy во вpемя постpойки там новой кpепостной стены.

Hезначительный эпизод послyжил поводом для включения в летопись двyх интеpеснейших сообщений о язычестве: летописец собpал на Ладожском гоpодище, где в это вpемя копали pвы под фyндаменты новых стен, целyю коллекцию из сотни «глазков стеклянных пpовеpтаных». Это были, очевидно, хоpошо известные нам по pаскопкам в Ладоге многоцветные бyсы X в. с выпyклыми глазками, обильно пpедставленные в мyзейных коллекциях. Местные жители сообщили емy, что их дети и pаньше находили эти глазки, «егда бyдеть тyча велика» или когда волховская вода «выполоскываеть» их. Считалось, что глазки выпадают из тyчи.Летописец скептически отнесся к сообщению ладожан о тyче , и тогда емy pассказали еще более yдивительнyю истоpию о том, что далеко на Севеpе, в самоедских и югоpских кpаях, бывают такие тyчи, что из них выпадают новоpожденные белки и оленята. Внося все эти диковины в свою хpоникy и опасаясь, что читатели могyт емy не повеpить, летописец сослался на всех ладожан, на свою аpхеологическyю коллекцию, на автоpитет посадника Павла и дополнительно пpивел несколько цитат из византийского хpоногpафа о выпадении из тyч то пшеницы, то сеpебpа, а то и металлypгических клещей. Последний слyчай yвлек автоpа, и он выписал фантастическyю генеалогию дpевних цаpей-богов Эта генеалогия богов важна для нас тем, что летописец снабдил их имена славянскими паpаллелями. Тpетьим цаpем после всемиpного потопа был «Феоста (Гефест) иже и Съваpога наpекоша егyптяне». Сваpог, очевидно, божество неба, так как индийское «svarga» означает небо; в pyсских источниках известен и сын Сваpога — огонь-Сваpожич. В соответствии с этой огненно-небесной сyщностью Сваpог одаpил людей yмением ковать металл.После Гефеста-Сваpога два десятка лет цаpствовал его сын «именем Солнце, его же наpичють Дажьбог»: «От нележе начата человеци дань давати цаpем». В этих выписках с комментаpиями мы видим своеобpазнyю попыткy пеpиодизации всей человеческой кyльтypы.

Внешность Перуна

Перун – взрослый мужчина, с серебряной головой и золотыми усами, в его облике читаются мудрость и опыт. Сам он владеет невероятной силой, его оружие – это гром и молнии, его помощники – ветер и дождь, а его обитель – небо. Так, видели древние славяне этого бога. О почтительном к нему отношении у наших предков и его способностях нам говорят следующие факты:

Клятвы и договоры у древних приносились и скреплялись именем Перуна, под его непосредственным взором. Беды и ненастья постигали нарушивших клятву, и их рода и народ;
Своим врагам славяне желали: «схвати тебя Перуном», тем самым накликая на недругов всевозможные напасти;
В славянских поселениях стояли деревянные изваяния громовержца

Они помогали уберечь людей от всевозможных бед, нападений врагов, и дикого зверя;
В честь Перуна славяне проводили праздники и обряды, и конечно, приносили ему дары.
Но в общении с богом, материальное было не столь важно, куда важнее было духовное, и люди одаривали его, прежде всего, почтением и любовью, а тот в ответ даровал им урожаи и благополучие;

С насаждением христианства, в эпоху двоеверия, церковь была не в силах искоренить культ Перуна среди его почитателей, и потому она пошла на хитрость, подменив образ настоящего Перуна, лишь заменив его имя, именами христианских святых, имеющих некоторые качества характерные и Перуну, а теперь и вовсе приобретшими все его функции. В данном случае речь идет об Илье Пророке, которому подвластен гром и Георгии Победоносце.
Если же вас интересует прогноз погоды в Уссурийске, загляните на сайт vl.ru. Здесь всегда точные и подробные прогнозы погоды на ближайшие дни в этом городе.
 

Видео: Свод Перуна

Сварог — верховный бог восточных славян

Категории: Культура

Книга Мудрости Перунова.

Перун был не только силён и могущественен, но также очень мудр. Он оставил детям своим, славянам, наследие, которое известно под именем Сантии Веды Перуна. Это способ вернуться к истокам, к своим корням и познать истинную мудрость, очистившись от сорняка сомнений сегодняшнего дня. По своей сути Веды Перуна это даже не книга, а собрание пластин из благородных металлов, которые благодаря своей устойчивости против временной коррозии, донесли до нас послания в виде рунических записей. Сантии Веды Перуна — это некое послание, которое бог оставил смертным, во время своего третьего пришествия на земной Мидгард на корабле небесном Вайтмане. Девять дней пробыл Перун на земле и все эти девять дней он вёл беседы с предками о законах природы, о том, что было прожито и чему только суждено произойти. Так Веды Перуна состоят из девяти книг, которые соответствуют всем тем дням, что громовержец пробыл в Мидрагде. Каждая книга — это диалог бога с человеком, в котором он раскрывает своим детям великую мудрость и тайны мироздания. О сантии — это сами пластины из золота или из другого прочного метала, которые скреплялись тремя металлическими кольцами, что символизировало единство законов для всех трёх миров: Прави, Яви и Нави. Каждый знак на этой пластине появлялся путём его чеканки и последующим его заливанием краской. Создание Сантий произошло около 40000 лет назад. Она содержит историю человечества, которая рассчитывает 40167 лет, то есть там описаны события, которые произойдут в течении будущих 167 лет. Это предсказания несут в себе огромное значение для всех потомков древних славян. Для, того чтобы наследие великих предков не было утеряно людьми и знания древних рун передавались из поколения в поколение, Древнерусская Инглистиическая Церковь Православных Староверов-Инглингов занимается обучением молодых людей.

Заповеди

Весьма популярен текст, описывающий заповеди Перуна. При этом доподлинно неизвестена степень древности этих текстов:

  • Почитайте своих родителей и в старости их содержите, как вы проявите заботу о них так, так и ваши дети проявят заботу о вас.
  • Сохраняйте память о предках рода вашего, в этом случае ваши потомки будут помнить о вас.
  • Защищайте ваших родичей старых и малых, родителей, дочерей и сыновей, ибо они несут мудрость вашего народа.
  • В детях своих воспитывайте любовь к родной земле, чтобы не искали чудес они за морем, а сами могли сотворять чудеса, еще более прекрасные и чудесные во славу своей земли священной.
  • Во имя себя чудес не творите, творите их во блага своих родичей и рода Небесного.
  • Ближнему не откажите, коль с ним беда случится, ибо, когда беда придет к вам, ближний ответит тем же.
  • Добрые дела творите во славу рода и ваших предков, тогда обретете вы покровительство светлых Богов.
  • Сохраняйте изо всех сил древнюю мудрость богов, помогайте строить святилища и капиша.
  • После дела любого руки омывайте, тот кто рук не омывает, теряет силу богов.
  • Мойтесь в воде Ирия, что в святой земле течет, чтобы омыть тело свое и наделить его силой богов.
  • Соблюдайте закон Небесный, что дарован был Богами светлыми.
  • Праздники что богами дарованы соблюдайте, почитайте дни русалочьи.
  • Не забывайте почитать ваших богов, возжигайте курения и благовония, и обретете вы милость богов.
  • В мире и согласии живите с соседями вашими, обид им не чините.
  • Не унижайте других людей, их достоинство, и сами не будете унижены.
  • Тем кто в других Богов верует, не чините обид, ибо Бог-Творец един для всех земель и над всеми мирами властвует.
  • Не придавайте свою землю за серебро и злато, ибо падет на вас проклятие богов и прощения не будет вам и конца жизни.
  • Защищайте землю свою от врагов рода вашего.
  • Защищайте вы землю свою и победите вы оружием правым всех врагов.
  • Защищайте род свой от тех чужаков, что идут в земли родные со злобой и помыслом нечистым и оружием.
  • До битвы хвастаться силою своею не гоже, лишь после брани похвалится можно.
  • Мудрость божию в тайне храни, сбереги ее от язычников.
  • Не убеждайте тех людей, кто слушать не хочет вас и внимать вашим словам.
  • Сберегите ваши святилища от поругания и разрушения, если не сбережете вы святыни и веру предков постигнут вас горести и обиды.
  • Если кто сбежит в чуждую землю, чтоб жизнь легкую искать, тот отступится от рода своего, да род его не простит, ибо боги от него отвернутся.
  • Не возрадуетесь вы горю чужому, к тому кто чужому горю радуется оно словно на зов придет.
  • На любовь отвечайте любовью не злословьте о тех кто вас любит, тогда обретете вы богов покровительство.
  • Не злословьте и не смейтесь, над теми, кто любит вас, а отвечайте вы на любовь любовью и обрящите покровительство богов ваших.
  • Любите ближнего вашего, если он того достоин.

Из смысла заповедей видно, что они во многом схожи с библейскими текстами. Возможно какие то пункты появились уже после крещения Руси и смещения верований, так как многие языческие традиции под влиянием христианства были трансформированы. Ведь не зря Илья-Громовержец так сильно напоминает Перуна.

«ПЕ­РУНО­ВЫ СТРЕ­ЛЫ» И «ГО­ЛУБЫЕ БЕ­РЕТЫ»

Глав­ным ору­жи­ем Пе­руна бы­ли стре­лы и то­поры, а так­же кам­ни пе­руно­вы (у по­ляков), на­зыва­емые ны­не бе­лем­ни­тами. Все эти пред­ме­ты язы­чес­ко­го куль­та с по­зиций древ­не­го пра­вос­ла­вия на­зыва­лись «бо­гомер­зки­ми ве­щами». Меж­ду тем ору­жие для древ­них во­инов име­ло боль­шую цен­ность. Бог гро­зы уже в ин­до­ев­ро­пей­ской тра­диции на­делял­ся во­ен­ной фун­кци­ей. На Ру­си он счи­тал­ся пок­ро­вите­лем во­ен­ной дру­жины и ее пред­во­дите­ля — кня­зя.

В хрис­ти­ан­ской тра­диции фун­кции Пе­руна час­тично пе­рехо­дят к Илье про­року. Не­даром этот свя­той и се­год­ня счи­та­ет­ся пок­ро­вите­лем де­сан­тни­ков. Мо­жет быть, нес­прос­та де­сан­тни­ки ку­па­ют­ся в фон­та­нах в свой день. Этим са­мым они не­воль­но ожив­ля­ют дав­нюю тра­дицию во­до­ос­вя­щения на Иль­ин день. «Ку­лач­ные бои», ко­торые так­же ре­гуляр­но ус­тра­ива­ют де­сан­тни­ки, на­поми­на­ют древ­ние мо­лодец­кие иг­ри­ща в честь Пе­руна.

Пер­во­началь­но в древ­ней ико­ног­ра­фии Илья про­рок изоб­ра­жал­ся на ко­лес­ни­це или на ко­не. Он по­ража­ет сво­им гроз­ным ору­жи­ем зме­евид­но­го вра­га, ко­торо­му со­от­ветс­тву­ет древ­ний Ве­лес, а в бо­лее поз­дних ва­ри­ан­тах ми­фа — Зми­улан. Та­ким об­ра­зом, Илья Му­ромец из рус­ских бы­лин име­ет все шан­сы счи­тать­ся пре­ем­ни­ком Древ­несла­вян­ско­го Пе­руна.

Атрибуты культа

Говоря об атрибутах, в первую очередь стоит упомянуть святилище (капище) Перуна . К сожалению, не осталось сохраненных в достаточной мере святилищ, чтобы можно было сделать доподлинное фото. Но есть картинки, на которых изображены реконструкции святилищ Перуна рядом с Новгородом и Красногорском. Святилище на них изображается в форме цветка с лепестками, при этом те из них что были найдены учеными-археологами имели восемь лепестков.

Есть мнение, что ранее их было шесть. В этих лепестках-ямах горел вечный священный огонь костров, которые хранили от угасания жрецы. По середине святилища ставился идол, олицетворяющий божество. При этом неверно будет думать, что славяне поклонялись именно идолам, функция идола была именно в воплощении образа бога на манер икон в христианстве. Устраивалось святилище под прямо под открытым небом, как правило, на возвышенностях.

Так же атрибутами Перуна были:

  1. Дуб — славяне считали что дуб являлся храмом Перуна, и что во время грозы он пребывал в его ветвях. Под этими деревьями у славян проводились вече, свадьбы и суды. В рощах, где росли дубы наиболее старое и высокое дерево в округе обносились оградой, при этом за нее могли переступать только жрицы. Там они могли приносить в жертву животных (часто петухов), оставляли рядом куски мяса и втыкали стрелы прямо в землю.

    В 1910 году в русле реки Десна (является притоком Днепра) нашли ствол дуба, в который вросли четырехугольником четыре челюсти дикого кабана, что указывает на его ритуальное происхождение. Так же рядом со священным дубом стояли идолы и других богов таких как Сварог и Велес. Если в дуб ударяла молния это считалось, что Перун гневается.

  2. Тур — дикий лесной бык был священным животным, которое из-за своей грозности и силы ассоциировалось с Перуном. Не мудрено, так как тур был крупнее и злее любого домашнего быка, а успешная охота на него была сродни подвигу. Народ верил, что Перун, гуляя по Миру, превращается именно в это животное.
  3. Ирис — считается любимым цветком Перуна имеет шесть лепестков лилово-голубого оттенка, которые порастают золотистыми волосками словно молниями. А расцветает ирис весной как только грянут первые грозы.

Справка. В Болгарии данный вид цветка и сейчас называется «перуникой».

Первый подвиг

Именно он возвысил Перуна до небывалых высот в божественном пантеоне. И это неудивительно. Боги славян – Перун в частности – были неравнодушны к битвам и сражениям. Своё боевое крещение громовержец прошёл во время схватки с уродливым Скипетром – наполовину змеем, наполовину скорпионом. Свергнув его, он заслужил уважение высших сил, а также простых смертных. После этого последовали и другие битвы Перуна: он убивал детей Чернобога, злобного властелина тёмных сил, одолевал грифонов и василисков. За неукротимое бесстрашие и безграничную ярость его сделали главным защитником миров людей и богов – Яви и Прави.

Читая давние письменные источники, например, рукопись Прокопия Кесарийского, датируемую VI веком, можно предположить, что Перуна считали верховным богом. Лучами своей славы он затмил даже отца и деда – Сварога и Рода. И это закономерно: Перун был покровителем дружинников. А Русь большую часть своей истории находилась в состоянии кровопролитной войны, поэтом Перуна ублажали дарами и жертвами регулярно и щедро.

Славянский Бог Громовержец Перун


Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей, в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть. Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе. В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией, чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде. С этим связано одно поверье. Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина). Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр. По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.

Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками». Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни. Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа. Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды. По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии». Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы, которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю. Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса. Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем. Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна», которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.

Перунов цвет

Цветком Перуна считается Ирис. Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша. В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна. В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником. Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках, громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет), но и различные топорики, молоты. Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок. Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги, а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун. Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей. Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах. Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д. Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным. Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.

В связи с изучением культа этого Бога историками было выявлено, что днём Перуна является Четверг. В индоевропейской традиции именно этот день связывают с Богом-Громовержцем. Полабы называют четверг Peräunedån, что можно перевести как День Перуна. Четверг перед Ильиным Днём в славянской традиции считается равным по значимости праздником. Так же существует поговорка «После дождичка в четверг», которая относит нас к древним поверьям.

Перунов День

Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным. Например, в Житие св. Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там. Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ. А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ». Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь», что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна, в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.

Перунов День традиционно отмечается 20 июля. Так как Перун покровительствует воинам, все мужчины имеют при себе оружие, которое освящается в ходе праздника. В честь Перуна в древние времена приносились в жертву бык или петух. Так же в этот день часто проводится ритуал вызывания дождя.

Великое капище Инглии

Другое его название – Храм Первичного Огня. Оно просуществовало вплоть до 1530 года нашей эры. Находилось возле слияния Иртыша и Оми. Это Великое капище состояло из трех храмов, располагавшихся друг над другом. Как и любое славянское капище, оно имело Остовницу – подземную часть. Там проводили обряды, хранили жертвоприношения. Если подниматься вверх от Остовницы, то находились там следующие Святилища:

Для защиты языческого капища вокруг него сооружались постройки в виде круга – Великий Коло. В этом круге также были Великие Врата, которые находились на южной стороне. В Великом капище Инглии было двенадцать волхвов, или жрецов (на каждое капище по три). Свое название это капище получило благодаря своей огромной высоте в 711 метров.

Обязанности волхвов

Служителями в капище были волхвы. Их занятием было проведение обрядов. Также волхвы должны были приносить воду (обязательно из семи водоемов или источников) и буквально «толочь» ее. Так вода теряла свою структуру, чтобы можно было «записать» на нее новую информацию. Затем волхву нужно было специальной палочкой «писать» на воде руны, так вода заряжалась на здоровье или защиту. Они, как и все присутствующие на службе в древних славянских капищах, съедали принесенные жертвы.

Несмотря на то, что нам многое известно о структуре этих храмов, их предназначении, но все тайны языческих капищ еще не раскрыты.

Вий — насылатель видений и привидений, дед Перуна

Существо из ада, родственен Нияну, царю адскому.
У древних славян насылатель ночных кошмаров, видений и привидений.

Слово «вий» означает ресницы .

В народных сказаниях и сказках он изображается могучим стариком с огромными бровями и необычайно длинными ресницами:
брови и ресницы так густо у него заросли, что совсем затемнили зрение;
чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, которые смогли бы поднять ему брови и ресницы железными вилами.

Взглядом своим он убивает людей и обращает в пепел города и деревни;
к счастью, убийственный взгляд его закрывают густые брови и близко прильнувшие к глазам веки, и только в тех случаях,
когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город, поднимают ему веки вилами.

В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога-громовника (деда Перуна ):
из-под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и посылает смерть и пожары…

Главная

Религия и эпос славян:

Строение мира |
Светила |
Агро-календарь
(и народные приметы) |
Обряды |
Былины |

Сказки и персонажи
(
чудо-камни,
чудо-вещи,

чудо-травы,
чудо-птицы,
чудо-звери,

чародеи,
кудесники
) |

Ресурсы |
Литература

Группы божеств:
боги войны |
огонь |

защитники душ |

домовые |
банники |
овинники |

водяные |
берегини |
русалки |

бесы |
напасти

Славянский пантеон:

Белбог |
Велес |
Даждьбог |
Коляда |
Лель |
Морозко |
Перун |
Род |
Сварог |
Святобор |
Семаргл |
Стрибог |
Триглав |
Хорс |
Чернобог |
Ярило |
Ящер |

Зевана |
Карна |
Лада |
Леля |
Макошь |
Морана |
Неделя |
Жива |
Жля

Родственное:
Язычество балтов
(и балтский орнамент) |

Мифы индоевропейских народов |
Мифы праиндоевропейцев |
Евразийские мифы

Страница обновлена 15.09.2022

Перун — Бог Славян.

Сын Сварога и Лады, рождённый в самую буйную ночь, под свет молний и раскаты грома, Перун и сам был самым неудержимым среди

богов. Буйный, яростный, страстный — он первозданная мощь, не познавшая границ. И боги выбрали его своим предводителем, ибо воля его была несгибаемой, а рука не дрожащей пред ликом врага бесовского. Не ведающий преград, Перун неудержим и в любви своей, и в ярости. Громовержец и воин, что сокрушает полчища бесов, покровительствует князю и его рати. Сила и смелость в бою, есть перст его. Сам Князь Владимир провозгласил его главой всех богов Прави и воздвиг его идол рядом с княжескими покоями в Киеве. Перун почитался больше, чем отец его Сварог и даже больше, чем сам Род. Этому есть весьма простое объяснение: бог этот покровительствовал воинам, а вся история Руси — это череда нескончаемых и кровопролитных воин. Потому Перун был воплощением силы и свободы для славян, самым главным их защитником от врагов. Перун — омытый огнём, так его называли в простонародье, потому как с самого младенчества Сварог Светоносец и Симаргл, в кузнице небесной закаляли священным Ирийским огнём, волю громовержца. Оттуда и пошло умение Перуна ковать себе стрелы да копья из молний. От отца своего, громовержец так же унаследовал умение понимать язык стали и любого орудия, что в руках его пело песню смерти для врагов. Образ воинствующего бога Перуна у каждого из славянских народов, был своим, но, однако всем он представлялся высоким, статным мужчиной в зрелом возрасте. Некоторые видели его русоволосым с голубыми глазами, другие веровали что Перун седовласый и глаза его серые, что грозовое небо. Идол громовержца в Киеве имел золотую бороду и серебряные голову, видимо тут бытовало верование, что Перун седовласый, но имеет золотую бороду. Белорусы и вовсе почитали бога Перуна в облике молодого мужчины с волосами чернее, чем крыло ворона, но и него так же была золотая борода. Какой бы цвет волос и глаз не был у Перуна, в каждом образе он был красив и грозен, широк в плечах, с неистовым взглядом. Перун воинственен и не сдержан. Он склонен к любовным утехам и распитию хмельных напитков. Впрочем, каков бог, таковы и его почитатели, ведь вопреки своим подвигам и князь, и его дружина, отнюдь не отличались примерным поведением. То, были воины могучие и сильные, землю свою защищавшие от врагов, но безумные и яростные в миру. Потому, воины и почитали Перуна, что был он яростен и силён. Перун по небу на колеснице своей огненной ездил и стрелами молниями своими бесов истреблял и прочую нечисть. Но было у громовержца и иное оружие, каменный топор и палица тяжёлая, которую только Перун и мог поднять. Есть поверье, что, когда по приказу князя Владимира идол бога тащили в реку топить, Перун кинул на мост свою палицу и сказал людям потешаться с его оружием, да только имя его забыть навек и устами смертными не произносить вслух.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: