Иерархия ангелов

Херувимы и серафимы — что это такое в православии

Сравнение ангела и архангела

Чем же отличается ангел от архангела?
Ангел – простой небесный труженик. Он непосредственно связан с человеком. Это друг,  который невидим, но всегда рядом. Даже если человек согрешил, ангел не покидает его, оберегая от большего зла. Архангел же посылается человеку временно, когда необходимо более сильное вмешательство Бога в жизнь человека.
Архангелы укрепляют в человеке Божественную благодать. Они открывают людям пророчества и таинства веры, просвещают ум познанием Священного Писания.
Ангелы возвещают тайны меньшие, которые помогают человеку укрепиться на пути познания, а также оберегают его от зла.
Ангелов огромное множество. Господь посылает их охранять каждого человека, каждое семейство, храм, город, селение и даже целые страны. Количество ангелов неисчислимо, а поскольку они бессмертны, то их сонм постоянно увеличивается. Но в Священных книгах об этом сказано достаточно косвенно.
Архангелов меньше. У каждого из них своя, особая миссия.
Архангелов-архистратигов всего семь. Они стоят выше всех небесных сил и возвещают самые великие, главные тайны Божии.
Михаил – высший над всеми чинами Ангельскими, поборник Божией славы.
Гавриил провозвещает Божии судьбы.
Рафаил возвещает великие тайны Божии тем, кто испытывает страдания, это Архангел исцеления.
Уриил просвещает людей светом полезного для них знания, он покровительствует наукам, а также пробуждает в человеке ответную любовь к Богу.
Архангелом молитвы называют Селафиила.
Хвала Божия – это Архангел Иегуддил. Он поощряет людей, которые во всех обстоятельствах жизни не покидают святой молитвы.
Вестник Божиих благословений – Архангел Варахиил.
Библия, как уже было сказано выше, содержит мало сведений об Ангельских Силах. Священное Писание оберегает человека от чрезмерного увлечения ангелами. Они есть и этого достаточно. Они служат Богу, для которого главная забота – сам человек.

ТВОРЕНИЕ АНГЕЛОВ

Архангел Михаил

В Символе веры читаем: «Верую во единого Бога… Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Мир невидимый, ангельский, сотворен Богом, сотворен раньше мира видимого, При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости, — сказал Господь Иову (Иов. 38, 1). Апостол Павел пишет: …ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли… (Кол. 1,16). Некоторые отцы Церкви в первых словах книги Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1,1), — разумеют под небом не физическое небо, образованное впоследствии, а небо невидимое, или жилище горних сил. Многие учителя Церкви высказывают мысль, что Бог создал Ангелов далеко прежде видимого мира (св. Амвросий, св. Иероним, св. Григорий Великий, св. Анастасий Синаит) и что при создании последнего они уже предстояли пред ликом Творца и служили Ему. Св. Григорий Богослов размышляет об этом так: «Так как для благости Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось все далее и далее, так чтобы число облагодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости), — то Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершенно Духом… Так как первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или стройный состав неба и земли и того, что есть между ними». Мысли св. Григория Богослова следует и св. Иоанн Дамаскин.

Значение ангельской иерархии в христианской традиции

Ангельская иерархия играет центральную роль в христианской духовной традиции. Она представляет собой сосредоточение мудрости и знания о духовном мире, который сопутствует земной жизни человека. Понимание этой иерархии помогает глубже проникнуть в сущность веры и усилить связь с Божественным.

В каждом из чинов ангельской иерархии отражается определенный аспект Божественного управления миром. Это – могучие служители Божьи, которые осуществляют важные миссии и участвуют в выполнении воли Господа. От наивысших Серафимов, воспевающих славу Божью, до ангелов-хранителей, оберегающих каждого человека – все они являются важными элементами духовного универсума христианства.

Ангельская иерархия также является образом божественного порядка и гармонии. В этой иерархии нет места хаосу или случайности. Все ангелы занимают свое место и выполняют свою роль в рамках божественного плана. Это понимание придает глубину и целостность представлений о духовном мире и о божественной воле.

Наконец, знание об ангельской иерархии помогает человеку в его личной духовной жизни. Ведь ангелы – это не только служители Божии, но и наши помощники и заступники. Исповедуя веру в ангелов и обращаясь к ним в молитвах, мы можем усилить свою связь с Божественным, получить утешение и поддержку, силу и мудрость для преодоления жизненных испытаний.

Таким образом, ангельская иерархия – не просто суть религиозной доктрины или теологического учения. Это живая реальность, имеющая глубокое духовное значение для каждого верующего, помогающая осмыслить свою жизнь в контексте божественного замысла и ощутить присутствие Божье в мире вокруг нас и в собственной душе.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е

стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.


Серафимы наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

ПРИРОДА АНГЕЛОВ

Архангел Гавриил

По своей природе Ангелы суть деятельные духи, имеющие разум, волю и знание. Они служат Богу, исполняют Его промыслительную волю и прославляют Его. Они — духи безплотные, и поскольку принадлежат к миру невидимому, не поддаются лицезрению нашими телесными очами. «Когда Ангелы, — наставляет св. Иоанн Дамаскин, — по воле Божьей являются достойным людям, то являются не такими, каковы сами в себе, а в таком преображенном виде, в каком плотские могут видеть их». В повествовании книги Товита Ангел, сопровождающий Товита и его сына, сказал им о себе: все дни я был видим вами, но я не ел и не пил, и только взором вашим представлялось это (Тов. 12,19).

«Впрочем, — высказывает мысль Иоанн Дамаскин, — безтелесным и невещественным называется Ангел только по сравнению с нами. Ибо в сравнении с Богом, Единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и безтелесно».

Энциклопедии ангелов от разных авторов

Энциклопедия ангелов, написанная Гуили Р.Э. поможет разобраться в многочисленных свидетельствах явления небесных сущностей людям. Они не приходят к каждому встречному

Небесные силы уделяют повышенное внимание только тем, кого выбрал Бог для какой-либо миссии на Небе или Земле

Пятая иллюстрация к книге Энциклопедия ангелов  Розмари Гуили

Энциклопедия ангелов Розмари Гуили расскажет об удивительных явлениях ангелов, их внешнем облике и откровениях, полученных нашими современниками через ангелов. Книга содержит качественные иллюстрации, которые передают внешний вид светлых сущностей. С помощью этой энциклопедии можно узнать побольше о том, как и кому являются ангелы.

Еще одна энциклопедия о небесных посланниках написана профессором Мирового Университета Америки и заведующим кафедры религиозных исследований Джеймсом Р. Льюисом и основателем ассоциации «Академики мира за религиозное образование» Эвелин Дороти Оливер.

Целью Д. Оливер является преодоление расовых, культурных и религиозных предрассудков. В энциклопедии собраны мифы и легенды об ангельских существах, а также религиозные и исторические сведения о них. В ней содержится также подробная библиография, в которой можно найти дополнительные источники для изучения темы посланников Бога.

Низшие ангелы в христианстве

По своей сути низшие ангелы вовсе не являются низшими. Так их называют только потому, что на лестнице между Богом и его человеческими созданиями они находятся ближе к низу, рядом со смертными. Их миссия заключается именно в том, чтобы защитить человеческое царство от сил падших. Их ранги включают в себя Начальных, Архангелов и обычных Ангелов.

Начала — это воплощенные высшие духи самого мира. Они отвечают за природу, планеты, явления. Они родились на Земле, пошли по пути самопознания и продолжают исследовать мир, развивая его, одновременно защищая от злых помыслов.

Можно сказать, что Элементы занимаются наукой. Верующие в меру осведомлены об их существовании. Однако тех, кого божественная иерархия поместила на восьмой уровень, знают и обожают буквально все истинно просветленные и религиозные существа Бога. Речь идет о прекрасных архангелах.

Самые ревностные хранители человеческих существ, способные даже уберечь их от гнева самого Отца, настолько прочно обосновались в мире своих подопечных, что им даны их имена.

Восемь ангельских посланников, которые сопровождают все без исключения души от рождения до смерти тела, в рай, известны в православии под своими именами:

  1. Михаил — тот, кто подобен Богу. Предводитель всех архангелов (архистратиг). Вечный враг Люцифера, наравне с его армией, вечный воин против падшей армии. Он находится рядом с ним во время ухода умирающего в тот мир и забирает его душу на небеса.
  2. Гавриил — левая рука Творца, Его вестник, Его «уста» перед смертными. Явление архангела Гавриила предшествовало рождению Христа. Он явился Моисею. Он защищал родителей Девы Марии и саму Марию с ее необыкновенным сыном. Имя Гавриил ассоциируется с чудесами.
  3. Рафаэль — хороший целитель, покровитель больных, врачей, путешественников, изгнанников, тех, кто находится вдали от дома.

Это самые светлые архангелы в христианстве, известные всем последователям.

Однако остальные не уступают им в силе:

  1. Барахиэль — связывает смертных с Господом и передает Божье благословение на праведные дела. Покровитель праведников.
  2. Селафиил — возводит молитвы людей к Творцу. «Уши» Господа. Ходатайствует о праведных молитвах смертных.
  3. Иегудиил — определяет, кто грешен, кто чист, и наставляет заблуждающихся.
  4. Уриил — светлый архангел, который зажигает в душах надежду и веру.
  5. Иеремия — возвращает отступников к Отцу, сопровождает души на их пути к Нему.

Архангелы господствуют над последними чинами ангельской иерархии — обычными ангелами. Это неописуемое количество существ, которые называются ангелами-хранителями и имеют у каждого человека личного защитника и наставника.

Видео:Ангельская иерархияСкачать

Следующая высшая ступень после Серафимов — это Херувимы

Следующая ступень после Серафимов — это Херувимы. В книге Бытия, есть такая запись, в которой указано, что один их Херувимов — страж. Считалось, что он стоит и охраняет вход в рай. Царь Давид говорил, что Бог использует Херувимов в качестве перевозчиков, именно так он облетает свои владения.

Цель Херувимов — доносить людям мудрость Божию. Они повествуют людям о Боге, а также учат людей жить спокойной и праведной жизнью. Они не только учат простых христиан, но и учат тех, кто находится на самых нижних ступенях небесной иерархии.

Херувимы появились примерно на третий день после сотворения Богом мира. И именно они и были существами, которые поселились на земле.


На изображениях, Херувимы, также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями и шестью крыльями

Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых иконах и статуях. На них, они также как и Серафимы изображаются с человеческим лицом и крыльями. На некоторых изображениях можно увидеть и львиную морду. А в некоторых древних источниках указано, что Херувимов изображали даже в виде быков с крыльями.


Изображения Херувимов можно увидеть на некоторых статуях, на которых они также изображены с человеческим лицом и крыльями

Если верить европейской легенде, в которой указано, что когда человек засыпает, то тело его шепчет душе о том, что было пережито за день. Затем душа передает информацию Ангелу Хранителю, а он Херувиму.

После него информация попадает еще выше, к Серафиму, а оттуда сразу к Богу. Именно так Господь и узнает то, что совершил человек за день.

Херувимы — восхваляют и воспевают Бога в своих гимнах и песнопениях.

Ангелы всегда считались самыми умными и мудрыми существами. Например, Иоанн Златоуст считал, что Херувим состоит из глаза, именно поэтому он все видит и все знает о человеке. Только так он и передает всю информацию Богу.

Но, к сожалению, негде нет точного описания, как они выглядят. Только есть два критерия — это крылья и лица. Предполагалось, что именно Херувимы должны были быть расположены на крышке Ковчега Завета, так как одновременно символизировали престол невидимого Господа и служили защитой всего Ковчега.

Примечания

  1. Сук. 5б
  2. Это связано с сопоставлением двух мест у пророка Иезекииля (1:10 и 10:14): в первом месте сказано, что существа небесной колесницы имели четыре лика: человека, льва, быка и орла, а в другом месте сказано, что эти четыре лика были: херувима, человека, льва и орла. Таким образом следует, что херувим = быку.
  3. Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  4. Быт. 3:24
  5. Исх. 25:18–20, 37:7–9
  6. Иех. 28:11–19
  7. I Сам. 4:4; II Сам. 6:2; II Ц. 19:15; Ис. 37:16; Пс. 80:2
  8. Иома 21а
  9. Иома 54а
  10. Талмуд, Иома 54б
  11. Талмуд, Иома 54а
  12. Талмуд, Хагига 13б
  13. Сука 5б и Хагига 136
  14. Талмуд, Хагига 12б
  15. Мидраш Кохелет Раба X, 20
  16. Мидраш Тегиллим XVIII, 15; Мидраш Шир hа-Ширим Раба к 1:9
  17. Мидраш Берешит Раба XXI
  18. Танна дебе Элияху Раба I
  19. Мидраш Тадше, изд. Эпштейна, стр. 15
  20. см., например, Сифре, к Втор. 3:24
  21. Мидраш Берешит Раба XXI
  22. Мидраш Тегиллим XVIII, 15; Мидраш Шир hа-Ширим Раба к 1:9
  23. «Книга тайн Еноха» XIX, 6; XX, 1
  24. Книга Еноха, LXX, 7; ср. LXI, 10
  25. Исх. 25:20
  26. Исх. 25:20; I Ц. 6:24, 27
  27. Исх. 26:31; 36:35
  28. Исх. 26:1; 36:8
  29. I Ц. 6:32, 35
  30. I Ц. 7:29, 36
  31. Иех. 41:18–20,25
  32. Маймонид, Мишне Тора, раздел «Основы Торы» II, 7)
  33. Маймонид, Путеводитель растерянных IIΙ, 45
  34. ср. Зоhар на Книгу Исход, глава Бо, 43а
  35. Адольф Йеллинек, Auswahl Kabbalistischer Mystik, стр. 3

Сравнение с древними мифологиями

Херувимы, являющиеся быками и львами, имеют некоторое сходство с крылатыми львами и быками из древней Ассирии и Вавилона. Если рассматривать херувимов в этом контексте, то их охрана входов напоминает древнеегипетского сфинкса.

Древнегреческая концепция Грифоны Грифоны описываются как существа с головами и крыльями орла и телом и задними лапами льва. Львы, орлы, быки и быки — древние символы, означающие королевскую власть, величие и могущество. Вполне возможно, что херувимы имеют гораздо более древнее происхождение.происхождения, чем то, что представляют христианство или иудаизм.

Происхождение херувимов

Как мы уже говорили, они имеют христианское происхождение, первое упоминание о нем в Библии относится к Бытие 3:24

В самом деле, Сатана был херувимом, прежде чем он открыл себя (Иезекииль 28: 12-15). Где было много изображений херувимов, так это в скинии и храме: Исход 25:17-22; 26:1, 31; 36:8; 1-я Царств 6:23-35; 7:29-36; 8:6-7; 1 Паралипоменон 28:18; 2 Паралипоменон 3:7-14; 5:7-8; Евреям 9:5.

Иезекииль говорил о херувимах в своих главах с 1 по 10 как о «четырех живых существах». И у каждого из них было лицо человека, льва, быка и орла. А что касается внешности, он описывает их как похожих на мужчин. Они состояли из четырех крыльев, два из которых прикрывали тело, а одно оставалось для полета. И он описывает их как имеющие форму человеческой руки.

В 4-й книге Апокалипсиса описаны стихи с 6-го по 9-й. Его основная функция состоит в том, чтобы возвеличивать то, что представляет собой святость и силу Бога, видимое напоминание о нем и присутствие среди населения.. Кроме того, чтобы были хоры, воспевающие Бога.

Отношения с серафимами

Херувимы являются частью божеств и находятся в иерархическом порядке ниже серафимов.. Херувимы сопровождают серафимов в песнях, составляя вторые хоры. Серафимы в католическом иерархическом чине занимают высшую должность. Они характеризуются чрезмерной страстью и любовью к божественному. В их песне говорится, что они управляют вибрациями неба и любви.

Среднее звено – господства, силы, власти

Если высшие ангельские эшелоны действуют как личный помощник Бога, то средние — господство, сила и власть — обращены непосредственно к Его творениям. К людям, к миру, к творениям.

Владыки, как предписывает эдемская иерархия, отвечают за мудрые решения земных правителей, тех, кто занимает ответственные посты и от кого зависит судьба людей.

Они направляют своих подопечных к освобождению от страстей и пороков и учат их не поддаваться искушениям.

Представители Силы олицетворяют милость Всевышнего. Их задача — поддерживать праведных верующих, совершать чудесные исцеления, предсказывать будущее и давать предупреждения. Силы показывают христианам чудеса как добрый знак. Они поддерживают тех, кто страдает в трудные времена. Это неустанное послание верующим о том, что их Отец всегда с ними.

Следующими, кого небесная иерархия ангелов причисляет к возвышенным слугам Рая, являются Мастера. Они составляют среднюю ступень ангельской иерархии и выполняют Божье повеление защищать людей от разрушительных атак тьмы на их души.

Поэтому темные силы никогда не могут нанести именно тот ущерб, который они планируют, их удар всегда слабее. Власти смягчают или полностью уничтожают атаки темных сил на духовные структуры людей.

Таким образом, согласно таблице ангелов в христианстве, круги первого и второго рангов призваны демонстрировать перед людьми защиту и волю Господа. Неудивительно, что у этих сущностей практически нет имен среди смертных, поскольку они редко персонифицируются с кем-либо. Они могут являться только лично святым.

Однако есть категория божественных посланников, которые полностью обслуживают жизнь живых и всегда находятся рядом с ними. Они являются самыми настоящими защитниками людей.

Видео:КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ? Протоиерей Игорь ФоминСкачать

Откуда информация

Из Священного Писания – но не только.

Библия

Здесь действительно встречаются Ангельские имена. Книга Товита говорит, что верховных из них – семь. Однако, она не входит в канон книг иудеев, но известна в переводе на греческий язык, сделанном 70 «толковниками» (II в. до Рождества Христова).

Архангел Рафаил и Товия

Здесь упоминается спутник праведного Товии, Рафаил, который называет себя «одним из семи Ангелов», которые предстоят Божию престолу.

Вместе с тем, чисто 7 здесь может иметь значение не количества, а полноты, ведь в Библии оно чаще всего имеет именно такое значение. При этом Писание именует посланников, возвещающих волю Божию людям, Ангелами, а не Архангелами.

Кроме Рафаила, это –

  • Михаил, Гавриил – о них говорят пророческие книги, например, Даниила, а также Евангельские тексты;
  • Уриил, Селафиил, Иеримиил – известные только по неканонической Третьей Книге Ездры, которая написана от имени священника Ездры, задающегося мучительными вопросами причин бедствий еврейского народа; на его прошения откликаются Архангелы, открывающими судьбы Божии, насколько они доступны пониманию человека.

Таким образом, признанные в православном мире Писания говорят о шести главных Ангелах. А вот слово «Архангел» употребляется только единожды, в Послании Апостола Иуды, и относится оно только к Михаилу.

Предание

Об Архангелах развернуто впервые говорит только сочинение, самая ранняя известная рукопись которого относится к V в. Оно называется «О небесной иерархии», а приписывается ученику ап. Павла, св. Дионисию Ареопагиту.

Свщмч. Дионисий Ареопагит. Мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

Ввиду того, что ранние рукописи этого труда до нас не дошли, многие историки склонны именовать его автора «Псевдо-Дионисием» как жившего на 400 лет позже. Вместе с тем, сочинение может действительно содержать предания Апостольского века.

Однако, имена Ангелов здесь не называются, лишь говорится об Архангелах, как одном из чинов небесных сил.

Предание неправославное

Это сочинение XV в. «Об откровениях и пророках», автор которого – католический монах Амадей Португальский.

Францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва (Амадей Португальский, †1482).

Он известен, как миссионер среди мусульман, основатель несколько монастырей, которые впоследствии объединились в монашеский орден Амадеитов.

Хотя некоторые католические сборники житий святых включают жизнеописание Амадея, официальной его канонизации до настоящего времени не было. Перу монаха принадлежит запись бывших ему откровений, включая – имена Архангелов, даже – описание внешнего вида каждого из них.

До конца XVII в. Русская Церковь достаточно настороженно относилась к этому сочинению, не существовало и его переводов – до тех пор, пока свт. Димитрий Ростовский в начале XVIII в. не включил сведения, содержащиеся у Амадея, в свои «Жития святых». Именно так стали известны, помимо упоминаемых Писанием, имена Варахиила и Иегудиила.

Впоследствии, однако, утвердилась традиция изображать на иконах 7, а не 8 Архангелов (исключая Иремиила).

Интересный факт

В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил».

Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов

Херувимы и Серафимы — это одни из главных ангельских чинов. Каждый Херувим и Серафим выполняет определенную функцию. Изображения и картинки их встречаются крайне редко, потому что никто не знает, как они выглядят.

В Небесной иерархии существует три чина, ее можно представить в виде обычной лестнице. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов:

  • 1 ступенька — находится ближе к Богу. И на ней сидят Серафимы;
  • 2 ступенька — херувимы;
  • 3 ступенька — престолы.


В Небесной иерархии существует три чина. На данном фото оно представлено вовсе иначе — в виде креста Господня. На самом верху — находится Всевышний, а следующие ступеньки для ангелов

Высший ангельский чин — Серафимы

Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид.

Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей.

По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам.

Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Херувимы и херувимчики

Названных ангелов не стоит путать с теми, кого сейчас называют херувимами с легкой руки итальянских художников Эпохи Возрождения. В свое время вдохновенные живописцы были очень очарованы картинами и персонажами Ветхого Завета, Библии, и охотно заимствовали оттуда для своих произведений разные сюжеты. Однако их чувственность не могла не наложить определенный отпечаток – вскоре на картинах библейского содержания стали появляться очаровательные малыши с крыльями.

Малышей назвали херувимчиками, но настоящие их название – путто, путти, в зависимости от количества. Известный православным херувимчик закрепился именно в русскоязычном представлении. К настоящим херувимам он отношения, конечно, не имеет.

Настоящие же херувимы – мощный атрибут христианских канонов Бога. Они настолько священны, что им не дают имен, так же, как их Создателю. Нередко их полностью идентифицируют с Творцом. Что ж, возможно они и есть первое идеальное творение Отца, создавшего их по своему подобию.

Виды ангелов[]

  • Архангелы — первые ангелы созданные Богом и Богиней, они вступают роли их заместителей.
  • Рядовые ангелы — самая распространённая группа ангелов, они созданы как воины и подчиняются архангелу Михаилу.
  • Рид зиенны — ангелы архивариусы, их задача вести наблюдение и записи а жизнь каждого человека с момента его рождения и его смерти, они подчиняются архангелу Уриилу.
  • Херувимы — ангелы отвечают за проявление таких явлений как любовь, радость, вдохновение, они подчиняются архангелу Джофиил.
  • Жнецы — ангелы смерти помогают мёртвым душам перейти в другой мир, они подчиняются архангелу Азраил.
  • Нефилимы — полу ангелы полу люди, они обладают частью сил ангелов и душой человека.

Вид ангелов на иконах

Нельзя понять, как выглядят ангелы на небе, но как тогда получилось передать их образ на иконах? Это просто объяснить. На иконе просто передают символы, каждый из них имеет свое обозначение.

Например:

  • крылья обозначают проникновенности и выступают символом быстроты;
  • наличие посоха на иконе передает посланничество;
  • сфера в руке на вершине которой есть крест — это зерцало обозначающее дар предвидения;
  • ленты золотого цвета в волосах означают послушание воли Божией и являются символом особого слышания;
  • лик прекрасного молодого человека передает совершенство, их чаще изображали в светлых одеяниях.

Самая первая высшая ступень после Всевышнего — Серафимы

Разберем каждую ступень отдельно, чтобы понять, что они вообще значат. Самая первая значимая ступень, после Всевышнего — это Серафимы.

Впервые о них идет упоминание в книге пророка Исайи. Вот что он пишет:

Исайи

Пророк

Из этого делаем свой вывод, что Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета. Считалось, что Серафимы закрывались крыльями, потому что издавали очень яркий свет, а это в свою очередь могло ослепить людей.


Серафим — это существо, с шестью крыльями. Двумя крылами они закрывали свои лица, еще два покрывали все тело, а третья пара нужна для полета

Но именно пророк Исаия смог увидеть Серафимов, потому что произошло это по воли Божией. Что же происходит дальше? Исайя пишет:

Исайи

Пророк

Сам же пророк сильно удивился, как же он смог увидеть самого Царя Господа, если он так же погряз в своих грехах. В ответ на его вопрос к нему и явился один из Серафимов.

На многих полотнах Серафимов изображают с человеческим лицом. Пример такого полотна можно увидеть ниже на фото.

Иногда Серафимы просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог. Такие иконы всегда расписаны в красных или багряных тонах, потому что Серафимы как бы связаны с огнем и любовью. Считалось, что они призваны, чтобы обдавать жаром простых людей и подчинить ей своей воле.


Иногда Серафимы на иконах просто держат престол, на котором находится сам Господь Бог

По Дианисию Ареопагиту, воинство небесное находилось всегда в постоянном движении, вокруг всего божественного.

Именно Серафимы доносят людям о Боге, и они же призывают людей соблюдать заповеди Господни. Но самое главное, что делают Серафимы — это передают другим чинам то, что велит им Бог. Именно от них выполняют свои поручения другие.

Также Серафимы очищают души людей от грехов. Они очень легко и просто сжигают все души, при этом уничтожая все прегрешения человека. На самом деле, Серафимов можно отнести к самым могущественным и таинственным созданиям Бога.

Кто такие

В русский язык слово «херувим» пришло из иврита, где оно звучало как «керувим» («крувим»). Одно из значений этого слова – «подобный юноше». Другие исследователи видят созвучие с греческим словом, которое обозначает грифонов – крылатых созданий с телом льва, головой орла и огненными глазами. Еще одна версия находит корни имени в ассирийском языке, где имеется слово karibu — «благословляющий». Так в клинописных источниках именовались стражи миропорядка, имеющие вид огромных крылатых быков.

В самом начале Ветхого Завета описан херувим с огненным мечом, сторожащий Райский сад. В Псалтыре царь Давид упоминает херувимов, которые служат Господу как летающие создания для перемещения по воздуху. И самого Бога в Библии часто называют «Сидящий на херувимах».

Херувим с огненным мечом

Книга пророка Иезекииля пишет о Тирском царе, сравнивая его по мудрости, красоте и величию с херувимом. Судя по описанию, херувим – это высшее существо из Эдемского сада, чья одежда сияет драгоценными камнями. Но царь Тирский впал в грех гордыни и утратил свое величие.

Херувимам уделяется особое внимание в описании Ковчега Завета, который был создан по прямому указанию Господа. Крышку Ковчега украшали две отлитых из золота фигурки, установленные друг напротив друга

Крылья херувимов были раскрыты, словно оберегая священную реликвию иудеев.

Мудрый израильский царь Соломон распорядился изготовить из масличного дерева двух огромных херувимов и покрыть их золотом. Эти статуи достигали пяти метров в высоту, таким же был размах их крыльев. Крылья смыкались и образовывали нечто вроде защитного покрова для святилища. В Храме Соломона изображения херувимов были нанесены на стенах, дверях, занавесях и покрывалах.

Эти образы упоминаются пророком Иезекиилем в его видении, там приводится описание херувимов, которые обладали двумя лицами: человеческим и львиным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: