Перунов цвет — ирис (перуника, богиша)
Цветком Перуна считается Ирис.
Южнославянские народы, болгары и сербы так и называют этот цветок — Перуника или Богиша.
В виде шестилепесткового Ириса, судя по раскопкам, делались и святилища Перуна.
В каждом лепестке возжигался, либо горел неугасимый огонь, а в центре стоял идол с алтарем или жертвенником.
Символом, амулетом имени Перуна считается не только Ирис (громовой знак о шести лепестках , громовое колесо, Перунов щит, громовник, Перуника, Перунов цвет),
но и различные топорики, молоты.
Амулеты-топорики часто находят на месте археологических раскопок.
Считается, что топорики — амулеты в виде топоров (молотов) — вручались юношам и мужчинам, как обереги,
а также являлись отличительной чертой членов царской дружины, чьим покровителем, как уже говорилось, являлся Перун.
Кроме того, символом Громовержца считается изображение молнии и восьмилучевая звезда, которую называют Перуницей.
Символы в виде топориков, молний, шестилучевое колесо либо громовой знак с шестью лепестками, стрелы изображаются на капищах этого Бога и его идолах.
Колесо с шестью спицами раньше изображалось на всех избах, элементах одежды, прялках, оружии, утвари и т.д.
Этот символ оберегал жилища от удара молнии и считался предохранительным.
Подобные символы можно увидеть и сейчас в некоторых деревнях, где ещё сохранились дома со старыми наличниками и традиционной резьбой.
Даже после принятия христианства культ Перуна оставался сильным.
Например, в Житие св.
Яцека написано, что жители Киева тайно собирались на одном из островов, где занимались почитанием старых дубов, произраставших там.
Галицко-волынский князь Лев Данилович в одном из своих жалований пишет: «А отъ тои горы до Перунова Дуба горъ Скломъ.
А отъ Перунова Дуба до Белых Береговъ».
Некто Феофан Прокопович уже в Петровскую эпоху в своём «Регламенте духовном» запрещал «пред дубом молебны петь»,
что ясно говорит нам о том, что язычество, и вера в Перуна в частности, никуда не исчезало и не умирало, а жило и живёт до сей поры.
Славянский народ — дети Божеств
Древние славяне верили, что являются детьми Богов. Это отражалось в их образе жизни и религиозных ритуалах. Славяне относились к своим Божествам как к первопредкам: не поклонялись им, не боялись, не просили прощения, не целовали их образы и не вставали перед ними на колени. Славянские народы считали, что их с Богами связывает общая родословная.
Славянский народ был приближен к Богам. Если они совершали проступки, то стремились исправить их добрыми делами, а не трепетали в ожидании Божьей кары.
Божьим детям не страшна была и смерть. Во главе угла для них была жизнь, которую берегли и любили.
Смысл в осознании себя как Божьих детей был очень глубок. Боги не искали себе рабов (как, например, в христианстве верующие считают себя рабами Божьими). Они искали себе детей, которые продолжат их род и будут помогать им. Древние славяне не стремились к главенству на Земле. Они не хотели подчинить себе естественные процессы, изменить окружающую природу. Наибольшее, что славяне делали — это просили Божеств о хорошем урожае и благополучии в жизни своей семьи.
Род в восточной славянской мифологии
Род главенствовал в пантеоне древних славян. Творец мира, праотец всех светлых Богов, Основатель и сущность самого мироздания. Бесконечная мысль, творящая всё сущее.
Род создал окружающий нас мир таким, каким мы его знаем. Небо, земля, горы, реки. Создал всех живых существ. И поделил мир на три части:
- Правь: обитель детей Рода, Богов.
- Явь: земной мир, населяемый животными и людьми.
- Навь: загробное царство, в котором по некоторым трактовкам было Пекло — оплот самой тьмы.
Род посадил и вырастил Древо (Дуб), своей кроной обуявшее весь внешний мир, своим стволом пронзившее мир земной и корнями ушедшее глубоко в подземный мир. Из дыхания Рода родилась Лада —славянская Богиня любви, которая перевоплощаясь в птицу Сва летала по земному миру, донося волю Праотца до всего живого.
Бог Род, какой был главным во всем славянском пантеоне Богов, почитался с самых древних времен, ему восточные славяне поклонялись с особым благоговением. Он считался прародителем всего сущего, воплощением многообразности и разноплановости мира.
Сила и могущество великого идола
Громовержцу люди поклонялись не одно столетие, ему приносили жертвы, делали богатые подношения и оказывали свое особое почтение. Его пронзительный взгляд и сильное, мускулистое тело приводили в ужас многих находящихся рядом. Бог обладал настоящим мужским характером, упорством и умением вселять страх в сердца непокорных.
Образ бога всегда предоставлен в виде седовласого старца с длиной бородой и шикарными усами на огненной колеснице. Все его сражения сопровождались звуками грома и яркими вспышками от летящих в разные стороны молний.
Как гласят легенды, Перун был жестким, требовательным, властным правителем, который не любил неподчинения и наказывал за это. В старых сказаниях люди передавали из поколения в поколение рассказы, про гнев Бога, во время которого возникали громовые раскаты и окружающие переживали в этот момент не самые приятные моменты в своей жизни.
Громовержец мог не только управлять стихией и погодными явлениями, но и умел метать стрелы, пронизывающие землю. Все свои таланты и умение управляться всеми видами оружия он унаследовал от своего великого отца. По молодости Перун отличался взрывным характером и не всегда мог управлять своим гневом, но ближе к серьезному возрасту он научился сдерживать опасные эмоции и более мягче относиться к окружающему миру. Это сделало его одним из мудрейших, могущественных божеств и наладило отношения с другими славянскими богами.
В славянской мифологии Громовержца относят к покровителям справедливости и воинов. С детства славянский идол обладал следующими умениями:
- парить в невесомости;
- перевоплощаться в различных животных;
- создавать иллюзию любого существа.
В качестве жертвы ему преподносили красного петуха, быка и даже человека, особенно перед началом войны, завоевательскими походами или тяжелыми боями. Массовое почитание многих богов, включая Перуна его супруги и отпрысков, оборвалось во времена князя Владимира, который приказал уничтожить всех идолов и прекратить идолопоклонничество. Существуют фото картин, где деревянный образ громовержца тащат по земле, привязав к лошади.
Жена Перуна
Творец воинов считался среди славян жестоким и властным правителем, но легенды про знакомство Перуна с женой Дивой показывают его с обратной стороны. Удивительная история знакомства бога с будущей супругой поражает своей романтичностью.
Его сестры Леля, Марена и Жива были похищены и превращены в чудовищ. Братья сварожичи спустя годы сумели отыскать брата и оживить его. За годы Перун возмужал, окреп, теперь настал его черед разобраться со Скипер-зверем, укравшим сестер. Долго блуждал Громовержец по лабиринтам подземелья, все же отыскал сестер и вернул им человеческий облик. Царь скорпионов был повержен и отправлен в Подземное царство.
После славной победы, Перун отправился в один небесный город, называющийся Правь, где повстречал красивую Диву. Это была дочь покровителя звездных небес Дыя и его жены богини луны Дивии, которая имела способность насылать на людей вещие сны.
Девушка была настолько красива, что бог не захотел больше с ней расставаться и позвал ее замуж. Молодая Дива, не ответив ничего, сбежала от Перуна, испугавшись столь сильного напора со стороны мужчины. Отец девушки не дал согласия на брак, но в тот момент вылез огромный змей с морского дна, и Дива была похищена.
Оба бога вступили в кровавую схватку с гадом и повергли его. Дый был поражен храбростью и силой Перуна и дал согласие на бракосочетание. Теперь уже жена бога грома стала называться Перуньей.
Родители: мать и отец
Бог Сварог – отец Перуна был почитаем среди славян, для которых он был воплощением благодетели, мудрости, доброты. К нему регулярно обращались с разными просьбами, и он по возможности старался все их выполнять, особенно часто просили о хорошем урожае. Его сила присутствовала в период создания трех миров: Правь, Явь и Навь. Божество преподнесло в дар человечеству огонь и научило готовить горячую пищу.
Супругой Сварога была миролюбивая, отзывчивая богиня Лада, которая славилась не только хорошим покладистым характером, но и красотой. Она была покровительницей влюбленных и помогала им в любовных делах, создавала семьи и следила, чтобы они не разрушились.
В прекрасном, крепком браке двух Богов родились братья Перуна и сестры:
- Жива – покровительствующая лету;
- Морена – богиня холода и смерти, которая обладала большим могуществом и устрашающе действовала на разные народы;
- Лель – покровительница красоты и цветущей весны.
Самым сильным и известным ребенком Лады и Сварога стал сын, умеющий управлять стихиями, молниями и громом.
Именно ему было написано на роду защищать слабых и помогать человеку становиться сильнее. Семья Перуна была уважаема и почитаема не только среди людей, но и небожителей.
Перун — бог грома и молний
В русской мифологии Перун является сыном божественного зятя бога Велеса и его верной жены — богини Мокоши. Этот великий бог рождённый от мировое дерево.
Перун часто ассоциируется с другими великими богами славянского пантеона, такими как Дажбог и Хорс. Он имеет большое значение в жизни славянских народов и празднованиях связанных с приходом весны и летнего солнца.
Перун также является богом войны и богом битвы в славянской мифологии. Он великого боя наравне с другими божествами помогал защищать Руси наших древних предков. Перун в славянский мифологии также имеет отношения со смертью и родом жизнью. Эти боги взаимосвязанны, поскольку смерть и рождение являются неотъемлемой частью жизни.
Перуном было имя что означали «царь»
Он также считается патроном боярыни, что говорило об их важности и значимости в славянском обществе
В мифологии Перун часто изображался в виде молнии или могущественного воина с молнией в руках. Большое значение придавалось его символам и амулетам, которые считались оберегами от злых духов и несчастий.
Перун и его празднества входят в русскоязыческую и восточнославянскую мифологию. Его имя также связано с болгарскими и исконнославянскими обычаями и традициями.
Многие верили, что Перун всегда поможет в битве и защитит славян в трудные времена, поэтому обретение его благословения очень важно для славянского народа и культуры. Перун является одним из самых великих и почитаемых богов славянской мифологии, и его реванш и слава продолжают жить в сердцах славянских народов
Перун является одним из самых великих и почитаемых богов славянской мифологии, и его реванш и слава продолжают жить в сердцах славянских народов.
Значение Перуна для славян
Перун — это языческий идол, которому поклонялись не одно столетие, ему оказывали свое почтение и приносили кровавые жертвы. Он описывался, как седоволосый мужчина в годах, его крепкое телосложение и угрожающий, пронзительный взгляд наводил страх на окружающих. Его отличала длинная борода золотого цвета и пышные усы. Седовласый старец всегда изображен на огненной колеснице, запряженной тройкой лошадей.
Славянский Перун всегда был обличен в золотые доспехи. На нем был одет ярко-красный плащ. В бою его сопровождали громкие громовые раскаты и молнии.
Перун — это властный, жесткий правитель небес, требующий безукоризненного подчинения. Среди славян ходили легенды о силе и жестокости громовержца. По мнению людей, раскаты грома были спровоцированы гневом божества, а молния предположительно была стрелами бога, которые он метал на землю, чтобы устрашать своей силой и наказывать людей за неподчинение.
Перун Громовержец известен, как управитель громом и молнией. В славянской мифологии он был обладателем нечеловеческой силы и имел способности влиять на погоду. Бури, ураганы, проливные дожди — все было сосредоточено в крепких руках бога.
Свои силы Громовержец унаследовал от отца, как и его умение владеть всеми видами оружия. Характер и умения Перуна закалялись на отцовской кузне. По прошествии годов, бог научился совладать с данными ему силами, только тогда он смог полноценно занять главное место в пантеоне рядом с другими божествами, где ему не было равных по силе и уму.
Некоторые источники сообщают, что языческий бог считался покровителем воинов и справедливости. Славянский Бог Перун наделен магическими способностями:
- умением перевоплощаться в животных;
- по необходимости, божество применяет силы, позволяющие ему парить в невесомости;
- способен создать иллюзию любого существа, которое исчезнет после окончания действия магии.
Сын Дажьбог
Самым известным потомком знаменитого Громовержца был Дажьбог. Значение его имени «давать счастье».
Сын Перуна был очень почитаем славянами, и являлся истинным олицетворением мудрости и знаний. Его считали всезнающим и всевидящим. В мифологии отмечено, что юный представитель двух всесильных божеств, спас человечество от холода, темноты, обогревая все вокруг своим светом и теплом. От него народ узнал краткое описание теории создания мира, которая была отражена в девяти томах писаний.
Для язычников Дажьбог до сих пор является настоящим покровителем плодородия и солнечного света. Он был, очень почитаем и любим среди славян, так как выполнял все их просьбы, связанные с урожаем и способствующей этому хорошей погодой и никогда не причинял никому зла.
Громовник — воплощение небесных стихий
Громовник — это воплощение всех небесных сил, прежде всего грома, молнии, грозы, олицетворение устрашающих стихий.
Славяне-язычники называли его Сварогом (богом неба),
потом эти функции перешли к громовержцу Перуну.
С принятием христианской веры библейский пророк Илья стал осмысляться как хозяин грома и молнии, мечущий свои молниеносные стрелы,
чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку.
Злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты.
Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия.
Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых деревьев, за всяким подходящим прикрытием.
Самыми надежными, вполне безопасными считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади
или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей
(бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах).
Славянский Бог Громовержец
Молнии, которые разят с неба и вызывают гром, раскалывают деревья и даже иногда попадают в живых существ — животных и людей,
в представлении славян — стрелы Перуна или топор, который он метает в прячущуюся нечисть.
Именно по этой причине после дождя с громом так свежо пахнет и легко на душе.
В одной из Белорусских сказок рассказывается о том, как Громовержец преследует чёрта, пытаясь поразить его молнией,
чёрт же прячется то в человеке, то в животных, то в дереве, то в камне и, наконец, прячется в воде.
С этим связано одно поверье.
Нечисть прячется в воде большую часть времени и выходит на землю в период с Купалы и до Перунова дня (Ильина).
Поэтому купаться можно только в этот период, когда вся нечисть вышла из рек и озёр.
По этой же причине именно в этот период большое количество гроз — Перун отстреливает вышедших на землю недобрых существ.
Оружие Бога Перуна называют «громовыми стрелами», «Перуновыми камнями», «стрелками».
Оружием этого Бога считаются — топор, палица, камни.
Под «камнями» имеется ввиду кресало, из которого возможно высечь искру при помощи удара о другой камень или ударом железа.
Одно из поверий гласит, что огонь некогда спрятался в камень от своего противника — воды.
По описанию некоего Стрийковскаго «истукан Перкуна держал в руках камень, сделанный наподобие молнии».
Древние славяне полагали, что различные моллюски, наконечники стрел, копий, топоры, камни причудливой формы,
которые они изредка находили, обрабатывая землю, являются Громовыми Стрелами, которые некогда были пущены Громовержцем и ушли глубоко под землю.
Такие вещи почитались как священные, целительные и способные делать чудеса.
Сплав песка (белемнит) также называли Перуновым Камнем.
Нередко удивительные камни находили на месте удара молнии (расплавившийся песок) и называли их «стрелками Перуна»,
которыми лечили, изводили те болезни, что боятся гнева громовержца.
Пантеон славянских языческих богов
Пантеон языческих богов индоевропейских народов во многом имеет общие культурно-мифологические корни. Так, перечень богов в крито-микенской культуре дает основу для позднейших персонажей классического греческого пантеона.
Однако, в отличие от патриархального Олимпийского пантеона, крито-микенский отличается преобладанием женского начала, что говорит об изначальной матриархальности мифомышления и язычества.
Славянское мифомышление также изначально зиждется на женских божественных началах. В древних народных верованиях, сохранившихся вплоть до XX в., именно женское божество, мыслимое как «мать-земля» и обладающая мощной плодоносящей ее силой, являлось объектом поклонения и аграрного культа.
Однако в официальном пантеоне славянских богов, учрежденном князем Владимиром в 980 году, мы видим совершенно иную картину: это главным образом патриархальный «олимп», в котором ведущую роль играют мужские божества
и рожаницы. Впоследствии из этнографических источников к известным «персонам» богов древних славян были добавлены такие мифологические персонажи, как
Славянская мифология, боги которой в своей основе имеют общие черты с богами других индоевропейских народов, не до конца изучена. В настоящее время далеко не все функции древнеславянских божеств ясны нам до конца. Семантика и этимология их имен также вызывает споры и дискуссии лингвистов и этнографов.
Верная жена, обладательница могучей силы
Существует легенда о том, как молодой громовержец встретил на своем жизненном пути прекрасную дочь повелителя звездного неба Дыя (Зевса) и владычицы Луны. Юная прелестница покорила сердце Перуна, и он сразу же сделал ей предложение стать его второй половинкой.
Дива испугалась наглого незнакомца и убежала домой, но настойчивый, и упрямый юнец последовал за ней и на своем пути одержал победу над трехглавым змеем, который преградил ему путь, желая завладеть красавицей.
Родители Дивы пригласили к себе смельчака, и во время беседы на их дом напало до конца не убитое чудовище, напавшее на жилье с целью похитить Додолу. Оба Бога вступили в жестокую схватку с непрошеным гостем и громом с молниями вернули его обратно в морскую пучину. Храбрость и самоотверженность жениха дочери впечатлила отца, и он дал согласие на свадьбу.
Во время бракосочетания Дива-Додола очаровала Велеса, сына Рода, который долго уговаривал прекрасную невесту сбежать с ним. Но будущая жена осталась верна своему жениху и не предала его.
К Богине Перунице в древние века с просьбами и мольбами обращались только женщины-жрицы, которые служили ей. С ее помощью можно было вызвать дождь, необходимый для полива плодородных земель, полей и лугов. Когда стояла сильная засуха, и урожай мог погибнуть без воды, представители различных родов готовили дорогие подарки и отдавали их в качестве дара, который должна была принять супруга Перуна-громовержца и отблагодарить людей за это дождем.
Дети бога грома
От любви двух богов на свет появились прекрасные дети, унаследовавшие силу и мудрость от родителей. Среди самых почитаемых детей выделяют двоих.
- Сын бога громовержца — Дажьбог.
- Дочка Девана.
Дажьбог — сын Перуна
Сын бога грома был почитаем в народе и олицетворял мудрость и знания. Считался богом- хранителем, всезнающим и всевидящим. Имя Дажьбог означает «давать счастье».
Положено считать, что сын Перуна спас человечество от темноты и холода, он обогрел их своим теплом и излучаемым светом. Преподнес славянам кратко описанную историю создания мира, представленную в девяти томах.
Дажьбог почитался язычниками как покровительствующий плодородностью земель и солнечным светом. Сына Громовержца любили в народе. Даже самого князя Владимира Великого почтительно нарекли Красным Солнышком, как знак, указывающий на его мудрость.
https://youtube.com/watch?v=36ZzOwBbRfQ
Девана — дочь Перуна
Рожденная от брака Перуна и Дивы дочь была непокорной, гордой и обладала нечеловеческой силой. Она, как и отец, овладела всеми видами оружия и умела перевоплощаться в любое животное. Древние греки называли девицу Артемидой, легенды о ней рассказывают о ее силе и волевом характере.
Прекрасная охотница с детства приручила стаю громадных волков, которые сопровождали и охраняли свою хозяйку. Прошли годы, красавица выросла и стала незаменимой в своем ремесле. Никто не смог сравниться с Деваной, что породило гордыню в сердце девушки. Она задумалась о свержении своего деда с престола и подчинить себе все 3 мира: Явь, Навь и Правь.
Брат, услышав слова своей сестрицы, испугался за нее и отправился на поклон к отцу, чтобы тот вразумил Девану. Разгневался Перун и отправился на поиски непокорной дочери.
Настигнув ее в диком лесу, при выслеживании добычи, Громовержец разъяренно крикнул так, что с деревьев опала вся листва, а верные волки Деваны удрали, поджав хвосты. Слова убеждения не помогли решить конфликт дочери и отца, никакие уговоры не смогли унять пыл девушки, тогда бог вызвал Девану на бой.
Силы оказались равными, накалились мечи, копья разлетались на щепки. Долго бились божества, пока Девана не решила перехитрить отца и превратилась во львицу, но Громовержец был искусным магом и вмиг обратился во льва. Девица запаниковала, от испуга превратилась в птичку и взлетела высоко в небеса, но Перун и здесь настиг ее: в обличие орла он ударил птицу, и она упала в море.
Упав в воду, охотница превратилась в рыбку, но ловкий отец запустил невод и поймал в сети непокорную девицу. Испугалась Девана и стала просить помиловать ее, отец расчувствовался и простил свое дитя. С тех времен перестала Девана гордиться и восхваляться своим могуществом.
Культы громовержцев у соседних народов
Известно, что Перун под разными вариантами имён существовал в традициях разных племён и народов.
К примеру, в Литве его называли Перкунас, в Белоруссии — Пярун, в индии — Parjánya,
так же в Индии Богом грозы, грома и молнии считался Индра.
В Скандинавии этого Бога называли Тор, кельты называли его Таринис.
Западные славяне называли Перуна — Прове.
Вот так описывает культ Прове Гельмольд: «Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы,
посвящённые богу этой земли, Прове .
Их окружал дворик, обнесённый деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот.
Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли.
Здесь были жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений.
Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем или жрецом на суд.
Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывали в приюте».
От того, что исторические источники доносят его имя как Прове мнения исследователей расходятся.
Одни говорят, что это просто искажённое — Перун, другие утверждают, что таким образом Бог Грозы мог быть ещё и Богом Права
, недаром в месте его поклонения свершались суды.
Стоит знать, что после христианизации многие Боги, скрытно ли, сознательно или бессознательно, самими ли христианами или славянами,
которые не хотели забывать своих Богов, были перенесены на образы христианских святых.
Эта участь не обошла и Перуна.
В каком-то смысле люди переименовали своего Бога и образ Перуна был перенесён на Илью-Пророка,
которого также называют Ильёй Громовником.
Слово Перун в том или ином значении множество раз встречается даже в таком древнем писании, как Махабхарата,
например: «Ты — это облако, ты — Ваю, ты — огонь, происходящий от молнии в небе.
Ты — гонитель толп облаков, именно тебя называют Пунаргхана, ты — страшный и несравнимый Перун, ты — грохочущее облако!
Именно — ты творец миров и их разрушитель, о непобедимый!»
или: «Некогда для могучего Индры был создан перун для убийства Вритры, он разлетелся на десятки и сотни кусков в голове Вритры.
И отколовшаяся часть перуна почитается Богами.
Всякое средство, которое существует в мире, считается телом Перуна.
У брахмана такая частица перуна в его руке, у кшатриев она в колеснице, вайшьи владеют ею в виде своих щедрот, а у шудр она — в их обязанностях.
Кони у кшатриев — это также частица перуна, поэтому кони их считаются неприкосновенными».