Обряд имянаречения: почему у русских имя будущего ребенка до рождения нельзя было даже произносить

«С именем твоим, Аллах мой, я улёгся на бок, и с именем твоим я поднимусь. Если ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её». В детстве эту молитву читала моя бабушка, укладывая меня спать.

И уже будучи взрослой, я узнала, что это был один из ритуалов татарского народа – для защиты маленьких детей.

РУКОДЕЛИЕ ПОД ЗАПРЕТОМ

О приметах и поверьях татарского этноса и пойдет наш сегодняшний рассказ. Многие из них уже канули в Лету, другие продолжают жить в татарских семьях. Сегодня мы поговорим о тех, которые связаны с появлением младенца и обрядом имянаречения – «исем кушу».

Моя собеседница – старший воспитатель детского сада № 49 и член общества татарских женщин «Ак калфак» Айзира Шакирьянова.

«Когда я ждала ребёнка, моя бабушка постоянно предупреждала: «Не вяжи – ребенку пуповину свяжешь». Вообще любые нитки из рук забирала. У татар считалось, что таким образом можно запутать пупочный канатик младенца. А еще, согласно древним татарским поверьям, во время беременности злые духи могли подменить или даже умертвить малыша в утробе. Поэтому беременную женщину родня старалась не оставлять надолго одну», – поделилась своими знаниями Айзира.

ЖЕЛЕЗО ОТ ШАЙТАНА

Много примет и обычаев связано с ритуалом имянаречения. До сих пор в деревнях к приезду из роддома готовят бишек – подвесную колыбельку, которую крепят к потолку. В течение десяти дней, до обряда имянаречения, ребенка показывают только родственникам, да и то перед их визитом лоб младенца мажут помадой, солью или углём от сглаза. Эти десять дней, по поверьям, самые опасные для новорождённого.

«Наши предки были уверены, что младенец без имени словно живет между двух миров, и его может забрать шайтан (по-татарски – бес). Чтобы избежать нападения злых духов, под подушку принято класть что-то железное. Татары верят, что железо защитит душу ребенка и подарит ему спокойный сон», – рассказывает Айзира.

Но времена меняются. Теперь так строго обрядов не придерживаются. И если раньше имя ребенку старались не давать заранее – боялись, что можно сглазить, – то сейчас даже одежду покупают с уже вышитыми именами.

БАННЫЙ ВЕНИК ОТ ДЕДУШКИ

Подготовка к обряду имянаречения – целый ритуал, который до сих пор соблюдается во многих татарских семьях – даже в городских. Особая роль здесь принадлежит бабушкам и дедушкам. Именно они должны собрать банный веник из душистых трав и березовых листьев. Малыша моют, мягко поглаживая этим веником, и желают при этом крепкого здоровья и счастья. После водных процедур на ножки обязательно надевают связанные бабушкой пинетки. Но и это еще не все. Именно старшее поколение собирает особую подушку – именную. На ней ребенок будет лежать во время имя-наречения.

ПО ТРИ РАЗА В КАЖДОЕ УХО

Верующие семьи обязательно проводят обряд имянаречения. Имена выбирают исконно татарские и приглашают в дом муллу. Настает заветный час. Приходит мулла, читает проповедь для всех собравшихся. Затем просит вынести к нему ребенка, спрашивает, какое имя хотят дать своему сыну или дочери родители. Случается, что оно не подходит по мусульманским канонам, и тогда семье предлагают придумать другое. Когда все приходят к согласию, мулла произносит имя прямо ребенку в ушко – и так три раза.

ЗА ПРАЗДНИЧНЫМ СТОЛОМ

После обряда мулла вручает родителям документ о том, что проведен обряд имянаречения. С этих пор ребенок получает покровительство высших сил. А у родителей появляется уверенность и спокойствие за душу младенца.

После этого всех приглашают к праздничному столу. На нем обязательно должны быть суп-лапша с халяльной бараниной или говядиной и, конечно же, большой бэлиш (пирог с картошкой и мясом). Бабушки, дедушки, родственники – важные гости. Но у татар и к соседям особое отношение. «Когда нужна помощь, ты первым делом к кому бежишь? К соседям! Они порой становятся ближе родственников. Во время таких важных событий, как имянаречение, соседи – почетные гости

Очень важно, чтобы они остались довольны угощениями», – советует Айзира

Обряд имянаречения у татар

Имянаречение у татар очень схоже с мусульманской традицией. Здесь люди так же веруют, что вместе с именем, предопределяется характер и дальнейшее будущее человека. Татар называют так же, как и мусульман, в соответствии с характеристикой определенных святых. Редко, но возможно встретить людей этой национальности, которые имеют русские и европейские имена.

Так же как и мусульмане, татары должны назвать своего младенца до 7 дня с момента его рождения. Максимально допустимый срок для наречения составляет 40 дней. Эта народность верит, что безымянный ребенок очень подвержен влиянию со стороны черных сил.

Такая церемония не проводится в мечети. Ее принято осуществлять в домашних условиях под предводительством мулла. При данном действии должны присутствовать старцы и близкие родственники малыша. Обязательными предметами являются подушка, ножницы и нож. Чтобы уберечь младенца от возможных нападок сил зла, в момент проведения обряда, для девочек под подушку кладется нож, соответственно, для мальчика следует положить ножницы. В начале церемонии все присутствующие три раза плюют через левое плечо, чтобы не сглазить ребенка. У этой народности принято, что первого ребенка в семье должна назвать мать папы младенца.

Татары празднуют этот день с огромным масштабом. Принято устраивать роскошное гуляние, на которое приглашается множество гостей. Все присутствующие должны будут одарить виновника торжества различными вещами обихода. Когда празднование будет закончено, считается, что ребенок обязательно должен закапризничать. Это связано с множественными сглазами, которые бабушка новорожденного по отцовской линии должна снимать молитвами.

Наречение имени у славян: смысл

Душа — сама человеческая сущность, то есть сам человек. Дух же — это качество человека, благодаря которому человек способен развиваться, духовно совершенствоваться и подниматься на высшие ступени развития. Дух — это признак принадлежности к варне.

Так и не поняв, не осознав, к какой варне принадлежит, каким качеством обладает, человек не сможет выполнить свое предназначение, пройти именно свой, а не чужой Путь. Кроме того, происходит замедление духовного совершенствования человека.

Именно обряд имянаречения позволяет с самого начала человеческой жизни выбрать правильный жизненный путь, направив Дух и Душу в правильном Праведном! направлении, тем самым ускорив духовное развитие человека.

Поэтому только человек, который прошел через таинство Обряда имянаречения
, в полной мере готов к духовному развитию с самого начала своей жизни в мире Яви и может занять свое место в Роде.

Подобного рода обряды могут проводить только отдельные люди — духовные представители Ведунов и Волхвов. Допускается также (в особых случаях) проведение обряда и Жрецом Славянской Православной Веры.

Проводится имянаречение до 40-го дня со дня рождения малыша. Обряд наречения имени после достижения совершеннолетия именуется Радение (для тех людей, кто надумал возвернуться в Родную Православную Веру).

Проводящему обряд сообщалось, когда и где зачинали ребенка, какую Душу из Рода призывали родители. Имя дается, исходя из того, под каким Созвездием Неба появилось на свет дитя, в какое время Годового круга: Светлое или Темное. Кроме того, учитываются и другие календарные даты.

Таким образом определяется истинное имя ребенка — Родовое Имя Славянина
. Общественное же имя ребенка выбирают сами родители. Часто оно имеет близкое значение с Родовым.

Христианство

После установления на Руси христианства имена детям стали давать во время таинства крещения и выбирались они по месячным минеям — богослужебным книгам, где были расписаны ежедневные церковные службы с прославлением того или иного святого в день его поминовения. В некоторых храмах месячные минеи заменялись святцами.

Соответственно родители не могли заранее назвать ребёнка, поскольку не знали, когда именно он родится, и какого святого или мученика будут чтить в этот день в православной церкви.

В русской традиции малышам давали имена христианских подвижников, чьи именины следовали за днём рождения ребёнка. Нарекать новорождённого именем святого, чей праздник предшествовал дню появления на свет малыша запрещалось, так как считалось, что в этом случае ребенок расти не будет.

Если ребёнок умирал до таинства крещения, так и не успев получить имя, его приписывали к демонам. К несчастью, его запрещалось отпевать и оплакивать, кроме того — погребать его следовало голым вне кладбища и без оплакивания.

Имянаречение у славян

Среди славянских имен, которые осознанно давались детям или взрослым людям, существовали следующие имена, отражающие род занятий:

Но были имена, которые выражали нечто более, чем статус в обществе. Например, такие имена, как:

Имя, которое выбирается человеком по славянской традиции, либо которое приходит как дар от Богов или как пожелание Предков, может выполнять следующую задачу:

Имянаречение может давать два имени: одно – тайное, другое – явное. Первое как раз и служит для того, чтобы сберегать человека так, чтобы на него никто не смог повлиять из потусторонних недобрых сил. Такое имя известно только Богам и жрецу (волхву), который проводит обряд. Второе является всем как имя, имеющее особое значение для человека и окружающих. Оно может отражать саму истотность личности, данную от Природы, а может подчеркивать устремления человека.

Важным моментом в выборе особого имени являлось также и его звучание, которое играло не столько роль обозначения, сколько «песню Души». Например, звучные, яркие, мужественные и быстро произносимые имена: Яросвет, Ревята, Поревит, Буян, Ратибор, Ждан, Искрен и так далее – давали человеку возможность приобретать качества яркие, броские, решительные и прочие. Точно также и с другими именами – при мелодичной «песне Души» человек приобретал спокойный покладистый нрав – Велеслав, Всеволод, Любим, Милорад, Велимира, Голуба и так далее.

СЛАВЯНСКОЕ ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Какое славянское имя могло бы быть у вас, если бы вы жили в те далёкие времена?

Как выбирали имя?

При выборе имени учитывались различные факторы:

  1. Род занятий. По этому признаку все имена делились на волховские, воинские, имена ремесленников и т. д. Так, нарекаемым, жизненное предназначение которых касалось служения богам или людям, давали имена, отражающие такие понятия, как мудрость, знание, счастье и удача.

    Будущего жреца могли назвать Велимудром, что означало «многознающий» или Любомыслом, т.е. «любителем размышлять». А девушку-ведунью — Боголюбой («любящей богов») или Светозарой («озаряющей светом»).

  2. Сословие. Здесь значение имел социальный статус человека, его положение в обществе. Поэтому существовали боярские, купеческие, княжеские или крестьянские имена. Например, княжичу могли дать имя Борислав («борец за славу»), говорящее о стойкости характера и будущем предназначении.
  3. Черты характера. Такие имена, как правило, давали мирянам. Они подчёркивали одно из положительных качеств, присущих нарекаемому. Мальчика могли прозвать Миролюб («миролюбивый»), Светлан («чистый душой»), а девочку – Голуба («кроткая») или Веселина («весёлая»).

Но были и такие имена, которые являлись выражением чего-то большего:

  1. Благословляющие (указующие путь). Такие имена помогали добиться успеха в каком-либо деле. Неопытный в ратном ремесле юноша мог получить прозвище Воислав («славный воин») и стремиться ему соответствовать, достигая в итоге успеха.
  2. Мирские (соответствующие пути). Данные имена являлись продолжением природы человека и помогали развивать его лучшие качества. Например, если он отличался рассудительностью, то его могли именовать Разумник.
  3. Обережные (защитные). Чтобы защитить нарекаемого от зла, ему помимо сущностного имени, могли давать и второе, оберегающее от различных бед. Оно могло отражать какое-то природное явление (ветер, дождь и т. д.) или название животного.

Согласно верованиям славян, второе имя принадлежало не самому человеку, а его двойнику в потустороннем мире – ведогону, который принимал все удары судьбы на себя.

Также все имена подразделялись на детские и взрослые, временные и постоянные. Значение имело даже их звучание. Яркие и бойкие имена (Буян, Ратибор и т. д.) придавали уверенности, а мелодичные (Велеслав, Любим и т. д.) помогали приобрести спокойный и покладистый нрав.

Но в любом случае, каким бы ни было имя, оно считалось даром богов или пожеланием предков и призвано было выполнять следующие задачи:

  • являться отражением качеств нарекаемого;
  • помогать ему в понимании его предназначения;
  • способствовать самосовершенствованию, духовному и материальному развитию;
  • защищать от злых потусторонних сил и земных бед;
  • воодушевлять, закалять силу воли и силу духа.

Переходный период

Фольклорист Варвара Добровольская отмечала, что в переходный период, когда язычество ещё не утратило своего влияния, а христианство не до конца утвердилось в роли официальной религии, считалось, что новорождённый не принадлежит к числу полноценных людей.

Пока новоявленная личность не пройдёт через определённые обряды, она находится в опасном переходном состоянии из одной жизни в другую. Отсюда и суеверие, что нельзя давать чаду имя заранее, поскольку невозможно именовать то, чего ещё не существует. Из этого же мифа вырос запрет на приобретение или изготовление вещей для ещё не рождённого ребёнка. Для того чтобы малыш стал полноценным членом общества и был признан человеком, над ним нужно было провести череду обрядов.

Начиналось всё с действий повитухи, которая в момент рождения обязана была омыть ребятёнка и расправить ему все пальчики. Завершало процесс инициации крещение, после которого новорождённый получал имя и своё место в семье, поскольку у него «официально» появлялись мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тёти и прочие родственники.

В описываемый период анималистические представления людей о том, что имя олицетворяет в себе рождение новой души, сосуществовали с верой в то, что после крещения человек обретает небесную защиту. И поэтому в период от рождения до крещения малыша называли «куколкой» или «новым человеком».

Проведение

Данный ритуал относился к сакральным, т.е. он проводился жрецом или волхвом наедине с нарекаемым. Чаще всего он проводился во время осеннего равноденствия.

В процессе обряда служитель богов вводил ребенка в целенаправленный транс, чтобы через проявившиеся видения тот мог увидеть свой жизненный путь и определить собственное предназначение.

Если нарекаемый не мог самостоятельно интерпретировать пригрезившиеся образы, то наставник также погружался в медитативное состояние и сам принимал участие в странствиях по лабиринтам подсознания.

Именно увиденные в процессе медитации картины, раскрывающие тайны судьбы, являлись основой имянаречения.

Во время обряда могли проявляться необычные явления. Иногда жрец обнаруживал, что в ребёнке воплотилась душа его древнего предка, пришедшая в земной мир ради решения определённых задач. В этом случае она сама давала подсказку, как лучше выбрать имя.

В результате проведённого обряда нарекаемый получал два имени:

  1. Истинное, являющееся отражением его сути и жизненного стержня. Его знал только сам нарекаемый и волхв, проводивший ритуал.
  2. Общее, напоминающее о предназначении. Под этим именем человека знали все остальные, включая ближайших родственников.

С каким именем крестить взрослого?

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же – и этот вариант является наиболее распространенным – выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли – Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько – выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же – именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение – выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

§1.1 Природа и национальный характер.

«Несомненно то, что человек поминутно и попеременно приспособляется к окружающей его природе, к ее силам и способам действия, то его приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой, и с природой вырабатывает он свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия и чувства, и стремления. И чем более природа дает возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, на историю окружаемого ею населения.

Законами жизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбе человечества.

Лес, степь, река — три природные стихии, определившие характер и мироощущение русского человека. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека».

Впечатления, воспринимаемые от внешней природы, отражаются на внешнем виде жилищ, здесь меньше субъективного и больше исторически уловимого.

«Крестьянские поселки по Средней Волге доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественников с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче — завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары — обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке».

По мнению С.М.Соловьева, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа его племени, к которому он принадлежит, ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». С.М.Соловьев указывал, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России — мачехой. Горы разделили Европу на замкнутые части как бы естественными границами, дали возможность строить прочные городские укрепления и замки и тем самым ограничивали внешние вторжения. Русь представляла собой огромную равнину, без естественных границ, открытую нашествиям. Однообразие природных форм «ведет население к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев, верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают на одинаковые средства к их удовлетворению». Бедность и однообразие природных условий не обеспечивали прочной оседлости населения, вели к его высокой подвижности. Анализ данной концепции позволяет объяснить характерные особенности Поволжья: — многонациональность; — веротерпимость

Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. «Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет его деятельность, как телесную, так и умственную

Пробужденный раз вспышкой страсти, он может показать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит его всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народ с таким характером способен подчинить себе более слабые народы. С другой стороны, роскошная, щедрая природа, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, живописи. В народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к увеселениям, — в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин. Но среди природы, относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате, относительно суровом, среди народа,. постоянно занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным к более полезному, чем к приятному; стремление к искусствам, к украшению жизни слабее, а все это вместе, без других постоянных влияний, действует на исключение женщины из общества мужчин, что разумеется, в свою очередь приводит к еще большей суровости нравов»
.

Как давали имена при обряде имянаречения?

Например, такие:
1) Велимудр (многознающий)
2) Всеслав (знаменитый, всеславящий)
3) Истислав (славящий истину)
4) Любомысл (любящий размышлять)
5) Световид (видящий свет, прозорливый)

Девочек, которым было суждено стать Ведуньями нарекали похоже:
1) Ярослава (славящая Ярилу)
2) Светозара (озаряющая светом)
3) Мирослава (прославляющая мир)
4) Доброслава (прославляющая доброту)
5) Боголюба (любящая Богов)

Воины и княжичи получали имена, говорящие о их смелости, обудущем предназначении, о стойкости характера:
1) Борислав (борец за славу)
2) Воислав (славный воин)
3) Горыня (несокрушимый, громадный, подобный горе)
4) Стоян (крепкий, несгибаемый)
5) Мечислав (прославляющий меч).

Девушек-воительниц – а были и такие на Руси, прекрасныенаездницы, владеющие луком и стрелами, мечами – называли так:
1) Станислава (устанавливающая славу)
2) Часлава (чающая славу)
3) Мстислава (славящая месть)
4) Градислава (охраняющая славу)
5) Бронислава (защитница славы)

У мирян имена часто подчеркивали какие-то черты характера. Мальчиков, которым было суждено стать земледельцами или ремесленниками, охотниками или рыболовами, могли назвать так:
1) Светлан (светлый, чистый душой)
2) Разумник (рассудительный)
3) Путимир (разумный и мирный)
4) Миролюб (миролюбивый)
5) Милан (милый)

Имена девочек-мирянок должны были легко произноситься, не означать ничего страшного и злого, красиво и мелодично звучать. Например, такие:
1) Голуба (кроткая)
2) Умила (милая)
3) Веселина (веселая, жизнерадостная)
4) Дарена (подаренная)
5) Людмила (милая людям)

Имена в Древней Руси

Имена древнерусское
население выбирало по нескольким причинам. Значение имени играло очень важную
роль, ведь считалось, что оно определяет всю дальнейшую судьбу человека.

Имя могло отражать характер или личные качества человека:
Сила, Левша, Гордей, Забава.

Внешность
человека: Малец, Толстой, Люба, Дива.

Иногда назвали в честь обстоятельств, в которых
ребенок появился. Например, Богдан, Ждан, Неждан, Хотен, Найден.

Существовала традиция
наречения именем, несущем негативное значение.
Считалось, что тогда ребенка минуют все беды, и он будет счастливым. Вроде как
с именем не повезло, а в остальном все будет отлично. Немил, Некрас, Урод,
Жадина, Несмеяна и т.д.

Были заимствованные
имена из других народов. Например, Великие князья – Ольга, Олег, Игорь.

Называли даже в честь явлений природы и времен года –
Листопад, Мороз, Снежана, Веснянка.

В честь животных и растений – Лиса, Малина, Дуб
и другие.

По прошествии лет, из всех
этих имен образовались фамилии.

Например, один из
предков носил имя Пьянко. Его дети
писались Пьянковы дети. А внуки уже носили фамилию Пьянковы.

В те времена было
популярно иметь несколько имен:
мирское – известное всем, крестильное и домашнее – тайные, употребляемые в
узком кругу родных.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном – единство, во второстепенном – разнообразие, и во всем – любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например – наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: