Жертвы инквизиции
В XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви.
- В 1245 году Ватиканом издается папская булла, наделяющая инквизицию правом «на взаимное прощение прегрешений». Иными словами, все, что делается инквизиторами, включая пытки и убийства, считается «безгрешным».
- В 1252 году папа Иннокентий IV дает официальное право инквизиторам применять пытки. Впрочем, пытки активно применялись и до этого, да и не только инквизиторами (времена были так себе, средние).
- В 1302 году инквизицией преследуется Данте Алигерье, за осуждение жесткости церковных трибуналов и критику папской политике. Спасаясь от инквизиторов, Данте был вынужден покинуть родные месте и жить в изгнании, был заочно приговорен в сожжении на костре.
- В 1415 году на костре по объявлению в ереси сожжен выдающийся чешский проповедник Ян Гус. Ян Гус критиковал современную ему католическую церковь, папскую власть и особенно практику торговли индульгенциями. Его сожжение вызвало гуситское восстание в Чехии, и последовавшие за этим гуситские войны.
- В 1435 году на костре была сожжена национальная героиня Франции, «Орлеанская дева», Жанна Д’арк, по обвинению в колдовстве, как ведьма.
- В 1600 году в Риме по обвинению в ереси был сожжен ученый и мыслитель Джордано Бруно, чьи научные взгляды на природу мироздания никак не вписывались в средневековые догмы.
Это лишь малая часть выдающихся людей, которые подвергались преследованиям инквизиции на протяжении ее многовековой истории.
Суд инквизиции.
Договор с дьяволом
Идея о том, что человек может войти в сговор с дьяволом, была довольно популярна в средневековом обществе. Например, легенды того времени рассказывали о священнике, жившем в VI веке. Якобы он претендовал на епископский сан, но его отстранили от службы. Тогда из-за уязвленного честолюбия он обратился к колдуну, который устроил священнику встречу с дьяволом. Священник подписал договор, по которому клялся служить силам зла в обмен на епископский сан. Но когда сделка состоялась, а священник стал епископом, его начали терзать муки совести. В конце концов в ситуацию вмешалась сама Дева Мария, которая спасла епископа и его душу.
Эта история ушла в народ и способствовала распространению сюжета, согласно которому любой человек мог заключить сделку с дьяволом, стоило лишь подписать необходимый документ. Бросила девушка? Письмо дьяволу поможет ее вернуть. Потерял все средства? Подписывай договор и богатства у тебя в кармане. В итоге образ ведьм и колдунов дополнился еще и этим элементом. Сюда же можно было добавить веру в ведьмовские шабаши, участники которых предавались самым ужасным порокам: от вступления в связь с ближайшими родственниками до каннибализма. Парадоксально, что в первые века существования христианства в этом же обвиняли и самих христиан.
Источник staticflickr.com // Клод Жилло. «Шабаш ведьм»
Какие улики приводили к обвинению ведьм
Обвинение ведьм базировалось на множестве различных улик, которые считались доказательствами их связи с магией и колдовством. Некоторые из наиболее распространенных улик включали:
1. Вызов бедствий и болезней
Ведьмы часто обвинялись в вызывании бедствий, таких как наводнения, засухи или эпидемии болезней. В случае наступления подобных катаклизмов, население ищет ответы и объяснения, и ведьмы становились удобным «живым маяком» для переложения вины.
2. Знание оравы
Считалось, что ведьмы поддерживают силы зла и колдуют вместе с оравами, состоящими из других ведьм или демонов. Если кто-либо обвинялся в общении с ведьмами или их знании, это могло быть достаточным основанием для ареста и дальнейшего обвинения.
3. Пометы на теле
Были случаи, когда у ведьм на теле обнаруживались родинки, родимые знаки или другие необычные пятна, которые трактовались как следы контакта с дьяволом. Такие пометы считались доказательством, что человек является ведьмой и обладает магическими способностями.
4. Заклятия и магические амулеты
Если у человека находились магические амулеты, заклятия, зелья или другие предметы, связанные с колдовством, это могло послужить основанием для ареста и обвинения ведьмы. Подобные предметы обычно преследовались как «связь с дьяволом» и «инструменты зла».
5. Свидетельские показания
Важное доказательство ведьминства составляли свидетельства, обвиняющие ведьму в колдовстве, сотрудничестве с дьяволом или совершении других магических действий. Однако часто свидетельства эти были получены путем пыток, принуждения или взяток, что серьезно подрывало их достоверность
Важно отметить, что все эти «улики» были основаны на суевериях и недостатке научного понимания того времени. Сегодня считается, что ведьмы были ложно обвинены и стали жертвами массовой истерии и преследования
Судьба ведьм в истории
В течение многих веков истории судьба ведьм была предметом жестокого и бесчеловечного обращения со стороны общества. Мифы и предрассудки, связанные с идеей о существовании ведьм, окружали этих женщин тайной и страхом.
В Средние века и раннее Новое время, ведьмы считались олицетворением зла и часто обвинялись в колдовстве, некромантии и договорах с дьяволом. За такие обвинения следовало жестокое наказание, включая пытки и казнь на костре. Такая форма наказания, называемая «смертью на костре», наблюдалась в различных странах Европы.
Несмотря на отсутствие реальных доказательств виновности, многие ведьмы были подвергнуты пыткам, чтобы вынудить их признать связь с дьяволом и другими злыми силами. Многие из них подписывали так называемые «признания», под давлением истязателей, чтобы избежать еще более жестоких наказаний или даже смерти. Эти признания использовались в качестве доказательств на суде, где ведьмам часто было назначено наказание, включающее казнь на костре.
Судьба ведьм стала особенно жестокой в период инквизиции, когда церковь проводила активные действия по выявлению и уничтожению всех, кто был обвинен в колдовстве или общении с дьяволом. Десятки тысяч невинных женщин были оживо сожжены на кострах под обвинением ведовства.
Со временем, представления о ведьмах поменялись, и общество стало осознавать безосновательность таких обвинений и жестокость судьбы ведьм. В конце 18 века, в странах Европы были отменены судебные решения о колдовстве и страшное искушение на костре стало неприемлемым и несовместимым с принципами правосудия.
Сегодня судьба ведьм в истории является символом неправосудия и жестокости прошлого
Ведьмы по-прежнему занимают важное место в мифах и легендах, но никто больше не производит их публичные казни на костре
Ересь катаров и война с колдовством
В ранние годы Церковь, конечно, осуждала занятия колдовством. Но полубезумные шаманы, прятавшиеся по лесам, мало могли навредить новой религии, и она их игнорировала.
Поворот в отношениях с ведьмами произошел в XII – XIII вв во время первых ересей
Возникшее на юге Франции течение катаров переманивало прихожан, уменьшая доходы Церкви, чем и привлекло внимание папского престола
Жители региона были объявлены колдунами и ведьмами. Начался кровавый крестовый поход.
Понимая, что подобные ереси будут возникать постоянно, Церковь объявила масштабную войну ведьмам. Для противодействия колдунам была создана инквизиция.
6.
Катарина Хенот
Мерга Бин, богатая немецкая вдова, призналась в убийстве своего второго мужа и его детей посредством колдовства. Охотник за ведьмами Бальтазар фон Дернбах, князь и аббат города Фульды, провел ряд судов над ведьмами после своего возвращения из изгнания в 1602 году. Он арестовал Мергу, и, хотя та была беременна, «правосудие» состоялось вопреки действовавшему тогда закону. Бедную женщину заставили сознаться, что под сердцем она носит дитя дьявола. Осенью Мерга Бин была сожжена на костре. Громкие дела на ведьм не закончились этой казнью, в результате травли было уничтожено 250 человек. Казни продолжались до 1605 года, вплоть до последних дней жизни Дернбаха.
Почтальонша Катарина Хенот была обвинена монахиней кельнского монастыря в порче христовых невест, умиравших от неизвестной болезни в 1627 году. Архиепископ арестовал женщину на основании подозрений монахини. Во время тюремного заключения Хенот подверглась адским пыткам, но так ни в чем и не созналась. Несмотря на попытки ее брата доказать ее невиновность, в мае ее приговорили к сожжению заживо. Честная женщина Катарина Хенот была реабилитирована только в 2012-м как жертва политического заговора.
Сущность ведьмовства в средние века
Ведьмовство в средние века было воспринимаемо, прежде всего, как ересь и причина зла в обществе. Главной идеей средневекового представления о ведьмах было их сотрудничество с дьяволом и способность использовать магические силы для нанесения вреда другим людям.
Согласно суеверным представлениям того времени, ведьмы были способны вызывать болезни, неурожаи, несчастья и даже нарадовать погибель целых городов. Они предположительно заключали договоры с дьяволом, принимали его обличия и участвовали в различных черных мессах.
Подобные представления вели к периодам массовой истерии, известным как «ведьмины охоты». Ярким примером этого стало движение инквизиции, когда люди, поддерживаемые церковью и государством, целенаправленно искали и истребляли ведьм и колдунов.
Основные признаки ведьмы включали женский пол, пожилой возраст, отсутствие эмоций и покаяния, а также необычное поведение, например, уединение или общение с животными. Очень часто для установления виновности применялись пытки, что приводило к фальшивым признаниям и невинным обвинениям.
Заключение кровавых договоров и мистические обряды ведьм, согласно тогдашним убеждениям, приводили к распространению зла и подрыву религиозного порядка, что делало их их общественно опасными и виновными в разрушении нравственности.
Охота на ведьм и колдунов
Так почему же в средневековой Европе так боялись ведьм и старались их уничтожить? Между концом XV и концом XVIII веков в Швейцарии было осуждено и казнено более 50 тысяч человек. По историческим источникам больше всего ведьм и колдунов уничтожили в Германии, Швейцарии, северо-восточной Франции. Если на дворе была плохая погода, то жители начинали искать ведьму, которая её испортила. Но в этом природном явлении были виноваты не колдуны. В те времена в Европе погода стала холоднее из-за Малого ледникового периода. На территории европейских стран в эти годы были сильные морозы и холодные лета. Это вызвало частые наводнения, град, а также нашествия грызунов и насекомых. Люди не могли объяснить такие изменения в природе. Поэтому они стали искать причины в сверхъестественном. Так в Европе началась охота на ведьм и колдунов. Гонения и казни усиливались во время экологических катастроф. Колдуньи и колдуны стали козлами отпущения.
Но есть ещё альтернативное объяснение гонений на ведьм. К этому могла привести рыночная конкуренция между церквями. В средневековой Западной Европе силу набирал протестантизм. Это религиозное течение стало очень опасным и действенным противником Католической Церкви и папской власти. Между священниками началась борьба за умы населения. Исследования показали, что обе церкви стали вести себя как конкурирующие организации. Каждая из них старалась предоставить свои услуги для спасения души. Чем больше становилась борьба церквей за место на религиозном рынке, тем больше священники выходили за рамки обычных церковных правил. Они начали предоставлять услуги по спасению от бесовщины. Они старались сделать это на земле, а не в загробном мире.
И католики, и протестанты стали рьяно охотиться на ведьм. Они всячески демонстрировали своё умение по борьбе с дьяволом и бесовщиной. Это напоминает борьбу республиканцев и демократов, сосредотачивающих свою деятельность на политических целях во время выборов. Они стараются привлечь в свои ряды колеблющихся избирателей.
То же самое делали католические и протестантские священники. Только они направили свои действия против ведьм и колдунов. Также их деятельность была сосредоточена на Реформации и контрреформации. Они пытались определить, кто же именно являются не христианами. Для этого работники культа разными способами разжигали страхи среди доверчивого населения. Это был один из способов привлечь к себе как можно больше людей. Каждая из существующих церквей предлагала лучшую защиту.
Такая гипотеза больше всего подходит для средневекового германского общества. Становится понятно, почему костры с ведьмами стали пылать сначала именно там. В начале XVI века католическая церковь хотела быть монополистом в религии. Она не чувствовала опасности своей власти. Всем своим противников она стала называть еретиками. Людей просто обращали в веру или убивали. Инакомыслие наказывалось самыми жестокими методами, в том числе и сожжением на костре. Для борьбы с еретиками в католической церкви появилась инквизиция, и стали организовываться крестовые походы.
Инквизиторы — поджигатели или спасители людей
Томас Торквемада
Святая инквизиция — это общее название целого ряда организаций католической церкви. Главной целью инквизиторов была борьба с ересью.
Попросту говоря, инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.
Официально она была создана папой римским в 13 веке, а понятие ереси появилось приблизительно во 2 веке. Только в 15 веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.
В начале 20 века инквизиция была переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа этой организации была перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране.
Конгрегация существует только в католических странах. С самого времени основания этого церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.
Инквизиторы были не только теми, кто сжигал ведьм. Они защищали потенциально невиновных людей от самосуда — все-таки оправдательных приговоров было около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного кем-то «пособника Сатаны» и уж тем более не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.
Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания.
Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.
Роль церкви при преследовании ведьм
Церковь активно осуждала практику магии и колдовства, считая ее ересью и грехом. Согласно каноническому праву, ведьма, которая признала свое ведьмовство и раскаялась, могла быть помилована исключительно в случае, если она информировала церковь о других ведьмах, чтобы они могли быть арестованы и сожжены. Это создавало стимул для обвиняемых ведьм помогать церкви в травле других возможных ведьм.
Церковь играла роль и в проведении судебных процессов по делам о ведьмах. Она воспринимала преследование ведьм как свою священную миссию, чтобы очистить общество от тех, кто был виден как угроза вере и порядку. Церковные суды, называемые инквизицией, проводились с опорой на каноническое право и представляли собой форму судебного процесса, которая была уникальна для дел о ведьмах. Их целью было получение признания ведьмы и полного раскрытия ее преступлений. Были применены различные формы пыток и пыток, чтобы получить признание от обвиняемой ведьмы и подтвердить ее связь с дьяволом.
Церковь активно влияла на инквизиторов, которые расследовали дела о ведьмах. Во многих случаях они были священниками или монахами, назначенными церковью для борьбы с ересью. Они имели право арестовывать и допрашивать подозреваемых ведьм, использовать пытки для выяснения истины и проводить испытания, на которых доказывалась их вина. Инквизиторы получали санкцию от папы римского, который подтверждал их полномочия и поддерживал их действия.
Таким образом, церковь играла решающую роль в преследовании ведьм. Она возглавляла кампанию против магии и колдовства, организовывала инквизицию и влияла на деятельность инквизиторов. Разрушение ведьмовства было для церкви одной из приоритетных задач, которые она преследовала в средние века.
Бери-Сент-Эдмундс
В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.
Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.
Конец эпохи
К концу XVII века мания преследования ведьм в Европе и Америке подошла к концу. Это губительно сказывалось на экономике, а кроме того, не совпадало с меняющимися взглядами людей на мир. Началась эпоха Просвещения: стали развиваться науки, философия, искусство и общественная мысль. Новое мировоззрение шло вразрез со со многими средневековыми установками. Конечно, даже после вынесения последних смертных приговоров для ведьм, люди еще не скоро забыли свои страхи, а вера в колдовство будоражила умы вплоть до XX века.
Жертвами охоты на ведьм пало множество людей: от французской национальной героини и святой Жанны д’Арк, до итальянского католического священника Джордано Бруно. А в Новом Свете, например, произошел один из самых известных эпизодов охоты на ведьм. Тогда в 1692–1693 годах в городке Салем штата Массачусетс случилась настоящая массовая бойня. В ходе процесса над ведьмами там приговорили к смерти и казнили более двадцати человек, а еще около двухсот попали в тюрьму.
Теории о причинах
Так в чем же причины этой страшной страницы истории? На эту тему существует множество теорий: от религиозных до экономических. По одной из них, например, охота на ведьм была вызвана попытками укрепить пошатнувшееся влияние католической церкви. При этом активный интерес к ведьмам вызывали и действия самой инквизиции. С другой стороны, активными охотниками на ведьм были также и протестанты, что опровергает эту теорию.
Согласно иной версии, охота на ведьм была связана с упомянутой выше борьбой с пережитками язычества. Женщина в раннесредневековом обществе была хранительницей устной мифологической традиции, которая шла вразрез с учением церкви и препятствовала христианизации населения. Поэтому многих женщин, владеющих знаниями предков, объявляли ведьмами и уничтожали. Эта теория может объяснить, почему ведьмами чаще всего считали именно женщин. Еще одна теория связывает охоту на ведьм с постепенной секуляризацией средневекового общества и борьбой с народной культурой, которая как бы тянула европейцев назад.
Источник tarihdergi.com // Сожжение ведьм на картинах средневековых художников
Спорынья
Одна из самых любопытных теорий связана употреблением в пищу спорыньи. В Средние века посевы пшеницы часто были заражены этим видом грибка. Люди массово употребляли в пищу хлеб, отравленный алкалоидами, и испытывали различные болезненные состояния. Причем выделялось два типа отравления спорыньей, что в Средние века имело свои названия. В одном случае состояние отравленного человека называли поражением огнем святого Антония. Человек испытывал сильнейшие боли и получал гангрену, от которой пальцы на руках и ногах чернели, как от огня. В другом случае у несчастных начинались конвульсии, галлюцинации и бред, и такое состояние называли ведьмиными корчами. Кто знает, может быть, многие случаи отравлений спорыньей как раз были ошибочно интерпретированы как одержимость дьяволом. Так или иначе, единого объяснения феномена охоты на ведьм сегодня не существует.
Деятельность инквизиции при разных царях
Позднее активные преследования ведьм были учинены при Иване Грозном. Организованный Стоглавый собор запретил держать в домах книги, связанные с волшебством, а простой люд обязал сообщать о всех случаях чародейства. Если в какой-то деревне были ворожеи или ведуны, то их предлагалось изгнать за пределы поселения, предварительно избив и ограбив.
В 1589 году сын Ивана Грозного Фёдор издал Судебник, в котором запрещалось вершить самосуд над чародеями и ведьмами. Но действовал этот запрет недолго. Пытки ведьм инквизицией снова начались при Алексее Михайловиче и продолжились при его сыновьях и внуках. Были созданы специальные органы, расследующие дела против церкви и религии: Приказ духовных дел и Приказ инквизиторских дел. Также расследованиями занимались Тайная канцелярия и Сыскной приказ.
Способы пыток русской инквизиции были схожи с методами европейской. Чаще всего ведьм погружали под воду в клетке и смотрели, утонет она или нет. Тех, кто тонул, считали виновными. Применяли и многодневные пытки холодной водой, от которых можно было сойти с ума. Инквизиция сжигала ведьм, сознавшихся в своих преступлениях под пытками. Впрочем, и не сознавшихся — тоже, молчание говорило не в пользу обвиняемых.
С течением времени власть инквизиции на Руси ослабевала, люди стали меньше верить в то, что кто-то умеет колдовать и наводить порчи. Последняя казнь ведьмы состоялась на Камчатке в конце XVIII века.
Еще:
- Странные профессии современной России
- Что на самом деле означает выражение «взять на понт»
- Фотографии старого Сталинграда, сгоревшего в огне сражений
- Пивной алкоголизм и закат эпохи, когда пенное пили, как воду
- Советский союз глазами американца Мартина Манхоффа: 10 крутейших фото
Экономические и социальные факторы, способствующие охоте на ведьм
Охота на ведьм была преимущественно распространена в период с XVI по XVIII века в Западной Европе. Несмотря на то, что массовые охоты на ведьм были осуждаемы и запрещены Церковью, сотни тысяч людей, в основном женщин, были подвергнуты пыткам и смертной казни.
Одним из основных факторов, способствующих охотам на ведьм, были экономические причины. В период раннего капитализма, часто сопровождаемого недостатком свежей пищи и напряженностью в сельском хозяйстве, люди сталкивались с реальными трудностями и неопределенностью будущего. Это создавало почву для появления и укрепления суеверий, включая веру в колдовство и магию.
Социальные факторы также играли важную роль в охоте на ведьм. В тот период существовало общественное неравенство, и женщины были особенно уязвимы. Любое отклонение от общих стандартов поведения и морали, даже если оно было мифическим или надуманным, могло привести к обвинению ведьмовстве. Возможность обвинить женщину в сотрудничестве с дьяволом открывала дверь для ее унижения и исключения из общества.
Религиозные факторы также оказывали влияние на охоту на ведьм. В то время, когда Церковь была очень мощным и влиятельным институтом, любое поведение, которое можно было классифицировать как ересь или колдовство, рассматривалось как угроза для религиозного порядка и стабильности общества.
- Экономические факторы: недостаток свежей пищи, напряженность в сельском хозяйстве
- Социальные факторы: общественное неравенство, особенно уязвимость женщин
- Религиозные факторы: угроза для религиозного порядка и стабильности общества
Сочетание этих факторов создавало атмосферу страха и подозрений, приводящих к массовым охотам на ведьм и жестоким пыткам. Несмотря на то что идея о ведьмах и колдовстве была порочной и ложной, она продолжала существовать и влиять на жизни многих людей в тот период.
Воображаемая магия ведьм
Отдельным видом магии была воображаемая магия ведьм.
Никто и никогда не был (и не мог быть) обвинен в ведовстве в полном смысле этого слова, которое в конце эпохи Средневековья определялось как преступление, состоящее из пяти элементов:
- сделка с дьяволом;
- сексуальная связь с демонами;
- магический полет (на метле или другом приспособлении);
- ведьмовские танцы (которые часто называются шабашем ведьм);
- и черная магия.
В Европе и Британии раннего Нового времени наказанием за ведовство была смертная казнь.
На первый взгляд, между экономикой и воображаемой магией ведьм нет никакой связи. Ведьм часто обвиняли в уничтожении скота и урожая: заморозки, дожди, град — приписывали их проискам. Считалось, что их колдовство угрожает экономике целых регионов. Однако погодная магия — это скорее форма аутоагрессии, так как град, якобы вызываемый ведьмами, опустошал и их поля тоже.
Женщина — оплот греха
Изначально образ женщины как носительницы злого начала, появился в умах людей задолго до появления христианства, с которым связывают самый «плодотворный» период охоты на ведьм. Еще в древности представительницам слабого пола приписывались связи с потусторонними силами. Пифии, прорицательницы и прочие жрицы были живым воплощением природы и ее стихий. Возможность рожать детей воспринималась, как выражение силы и воли самой матери-земли, живородящей и плодовитой.
С приходом христианства роль женщины в логике мироздания обрела более мрачные коннотации, что в первую очередь было связано с проступком Евы, из-за которой люди навсегда потеряли Рай. Выражение «все зло от баб» стало простой и логичной истиной. Женщина изначально порочна и связана с дьяволом, и лишь тогда ее душа может спастись, если в миру она будет соблюдать очень жесткий кодекс правил поведения. Феминистки приписывают это патриархальному диктату религиозного общества, однако мужчины в нем имели куда больше строгих поведенческих обязанностей.
Историки утверждают, что до XIII века вера в колдовство каралась церковью покаянием, как глупое языческое суеверие, — ни у кого из людей нет власти над преисподней или небесами, всесилен лишь Господь. Однако развитие религии как системы привело к схоластическим толкованиям и ересям, и общины начали расходиться по собственным течениям. Условно говоря, к этому привели вопросы вроде: «Может ли Господь создать такой камень, который сам не сможет поднять?» и споры вокруг подобного. Рассуждения Фомы Аквинского тому ярчайший пример.
Богатство — от дьявола
Теперь мы знаем достаточно, чтобы провести параллели между драконьей магией, охотниками за сокровищами и богатыми ведьмами. Всё указывает на то, что богатые ведьмы и драконьи ведьмы на самом деле не использовали никакой магии, а обвинялись в первую очередь в заключении сделки с дьяволом. Драконьи ведьмы, как считалось, обязаны были своим богатством магическому воровству, совершаемому для них демоном в облике дракона. Дракон и магическое воровство объясняют связь между приобретением богатства и подозрениями в колдовстве.
Феномен богатых ведьм объяснить труднее. Никто не утверждал, что они разбогатели благодаря магии. Само их богатство служило поводом для обвинений в ведовстве.
Отчасти это гендерный вопрос.
История и причины преследования
Период, известный как «векедьмиц», на протяжении средневековья, связан со множеством судебных преследований и казней женщин под обвинением в колдовстве или общении с дьяволом. Существуют различные факторы и исторические события, которые способствовали этому мрачному периоду в истории человечества.
Одной из главных причин преследования ведьм было теологическое учение католической церкви о существовании колдунов и ведьм. Церковь учила своих последователей, что колдовство и общение с дьяволом являются грехом и представляют угрозу для христианской веры. Такие богохульные действия должны были быть наказаны, часто смертной казнью.
Другим фактором была семейная динамика и страх перед женской сексуальностью. В средневековом обществе преобладала патриархальная система, где власть и контроль принадлежали мужчинам. Женщина, выступающая из-под этой власти или проявляющая независимость, могла стать объектом подозрений и обвинений в колдовстве, используя свои «чары» для порочения мужской власти и вершины.
Политическая нестабильность и социальные потрясения также играли роль в распространении преследований ведьм. В периоды какой-либо кризиса — эпидемий, войн, плохого урожая — было необходимо найти козла отпущения, на которого можно было свалить всю вину. Ведьмы становились удобной целью, чья предполагаемая колдовская сила могла быть объяснена катастрофами и несчастиями.
В конечном итоге, все эти факторы вместе сыграли свою роль в формировании мистического страха перед ведьмами. К сожалению, это привело к тысячам жертвам, осужденным на смерть и сожженным на кострах, вмешиваясь в жизни многих невинных женщин и практикуя в основном женскую мудрость и знания о лечении и травах.
Костры горят по всей Европе
В 60-х годах XV в уже вся Европа ловила ведьм. С особенным усердием колдунов уничтожали в Германии. Здесь даже были выпущены книги, посвященные борьбе со Злом: «Булла о ведовстве» и «Молот ведьм».
Обвиняемых арестовывали по любому поводу. Стоило соседу заглядеться на чужую усадьбу, как ее хозяин по доносу отправлялся в застенки инквизиции. Доносы распространились повсеместно. Чаще других страдали женщины, которые могли быть схвачены за косой взгляд, неправильное движение и даже за свою красоту.
Поначалу процессы вели инквизиторы. Существовало даже специальное уложение с перечнем действий, которые подпадали под определение колдовских. Однако достаточно быстро слушания по делу ведьм стали проводиться в мирских судах.
Если инквизиторский суд нередко оправдывал обвиняемых, то обычные суды наказывали почти всех.
Экономика ведьм
В доиндустриальных аграрных обществах считалось, что все блага существуют в ограниченных количествах. Другими словами, экономика — это игра с нулевой суммой. Выигрыш одного подразумевает проигрыш для всех остальных. Следовательно, новшества и стремление к приобретению богатства были не в почете.
Охотники за сокровищами были сторонниками идеи ограниченного блага. Они хотели разбогатеть не благодаря более усердному труду, а благодаря магии — а значит, имели дело с миром духов. Вот почему для них наказание за колдовство было таким мягким. Хоть они и практиковали магию, вызывали демонов и общались с призраками, они не нарушали нормы экономического поведения того времени.
Драконьи ведьмы и богатые ведьмы были их полной противоположностью. Из исторических источников мы знаем, что они делали всё то, чего охотники за сокровищами избегали: создавали жесткую конкуренцию и стремились обогатиться, невзирая на чувства сограждан.
Драконьи ведьмы и богатые ведьмы — это две стороны одной медали. И те и другие осуждались за жадность и безразличие. Их богатство было главной причиной, по которой их считали ведьмами. В отличие от охотников за сокровищами ведьмы удовлетворяли свою жажду наживы за счет своих ближних. Подозрение на них навлекало именно агрессивное обогащение.
Для жителей раннего Нового времени антисоциальное поведение служило доказательством заключения сделки с дьяволом. Многие подозреваемые в колдовстве были попросту агрессивными или несдержанными людьми, которых окружающие считали воплощением зла.
Учитывая огромные риски, напрашивается вопрос: почему некоторые люди всё же стремились разбогатеть? И почему вера в ограниченное благо не препятствовала такому поведению?
По словам американского антрополога Джорджа М. Фостера, вера в ограниченное благо — это скорее особенность менталитета, а не догма. Она определяла ожидаемые формы поведения. Но люди, которым хватало смелости (или безрассудства), игнорировали общепринятые нормы и действовали в своих интересах.
Процессы над ведьмами нужно рассматривать не в контексте магии (поскольку они имеют крайне мало общего с магией), а в контексте ценностей и норм поведения, свойственных конкретным сообществам.
За что сжигали женщин?
В то время так называемых ведьм сжигали не за какие-то проступки, а за любые отличия от других. Все, кто хоть немного отличался – имел слишком красивые черты лица, слишком длинные волосы, полные тела, слепые и т.д. Горели на кострах также просто из-за соревнования судей, кто больше найдет и казнит ведьм. Тысячи детей остались сиротами из-за глупого соревнования инквизиции.
Но местные жители также были малообразованными в те времена, и по степени жестокости равнялись с той же инквизицией. Они также отправляли «ведьм» на казнь просто так. Известны также случае, когда обычные крестьяне создавали такой себе суд и обрекали своих соседей на смерть по малейшему поводу. Часто причиной казни был донос от соседки на свою более красивую конкурентку, соперничество мужчин в торговле и т.д. При этом в инквизиции участвовали не только ревностные католики, но и представители протестантизма и т.д.
У них были идейные вожди, такие как Мартин Лютер и Кальвин. Кстати, известно, что Лютер сам казнил много женщин.