Право в системе социальных регуляторов

Отрасли права: трудовое, семейное, гражданское

Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу человеческих взаимоотношений. Так, взаимоотношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, регулирует трудовое право. Основы трудового права закреплены в письменной форме в Трудовом Кодексе, в котором указаны права и обязанности работников и работодателей. К трудовым правам работника относятся право на:

  • Своевременное предоставление работодателем денежного вознаграждения за труд.
  • Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.
  • Установление продолжительности трудового дня не выше предельно допустимых норм.
  • Безопасные для жизни и здоровья условия работы.

Кроме того, Трудовой Кодекс закрепляет трудовые права работодателя:

  • Право требовать от работников бережного отношения к собственности, за которую они отвечают на производстве.
  • Право требовать от работников соблюдения трудового распорядка дня (своевременной явки на работу, пребывания на работе в течение всего рабочего времени).
  • Право расторгать трудовой договор с работником, не выполняющим своих непосредственных обязанностей.

Взаимоотношения, возникающие в процессе совместной семейной жизни, регулирует отрасль семейного права. Она закрепляет права и обязанности супругов, друг перед другом, обязанности родителей по отношению к несовершеннолетним детям, обязанности совершеннолетних детей по отношению к престарелым или нетрудоспособным родителям.

Регулированием имущественных и неимущественных отношений между гражданами государства занимается гражданское право. Оно защищает неприкосновенность частной собственности граждан, личной жизни и семейной тайны. Главным принципом гражданского права является равенство всех граждан перед законом, независимо от имущественного положения, пола, расы, вероисповедания, национальности.

Право и мораль

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали – это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели – согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н.Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права».

В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:

  • нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
  • универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
  • общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Различие между нормами права и морали:

  • по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
  • по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
  • по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
  • по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.

Классификация норм общественного регулирования

Замечание 1

Система нормативного регулирования — это все социальные нормы в совокупности, которые выражаются в справедливом урегулировании общественных отношений. Социальные нормы предписывают определенное (общепринятое) поведение субъектам общества в повседневной жизни.

Технические нормы основаны на физических закономерностях воздействия человека на окружающую среду в процессе производственной деятельности (правила возведения зданий и сооружений, оформления документов для всех видов производства и т.п.).

Классификация социальных норм:

  • обычай – это нормы, сформировавшиеся в результате многократного повторения, являющиеся следствием механической привычки и представляющие типизированное поведение человека;
  • традиция – это норма, как элемент культурного наследия населения в государстве, которое передается от поколения к поколению и сохраняется долгое время;
  • мораль – это норма, выражающая независимую позицию индивида, его личную и сознательную оценку происходящего вокруг, основанная на собственных представлений о зле и добре, должном, справедливом и т. п.;
  • нравственность – это социальные правила, справедливо сложившиеся в определенной культуре и отразившиеся своим идейным обоснованием в виде национальных позиций, идеалов и ценностей, норм общественных отношений;
  • религиозные нормы – это правила, которые регулируют поведение верующих, независимо от принадлежности к конфессии;
  • кооперативные нормы – внутриорганизационные правила, которые закреплены в уставах самих этих организаций;
  • нормы эстетики — закрепленные критерии оценивания прекрасного в области художественного творчества людей;
  • право – это нормы поведения, законодательно установленные государством и предусматривающие санкции за их нарушение.

Понятие нравственного сознания

Нравственное сознание имеет ценностный характер, то есть любая моральная норма и совершаемые на ее основании действия, соотносятся с некоторой абсолютной системой координат – благом, добром и справедливостью, они оцениваются на основании того, насколько они близки совершенству.

Определение 1

Мораль – это не только система представлений об абсолютном благе. Моральное сознание заставляет человека стремится к достижению блага, а значит, моральное сознание характеризуется долженствовательным моментом, оно может предписывать или запрещать.

Моральные санкции не проявляются внешним насилием.

Общие черты социальных норм общества

Для социальных норм общества характерны определенные общие черты. Они отражают достигнутый населением уровень культуры, образования и социальной организации, формируются самим обществом в процессе исторического развития и жизнедеятельности и зависят от периода, в котором появляется необходимость создания норм, других условий и обстоятельств.

Социальные нормы общества:

  • направлены на организацию порядка в обществе, обеспечение соблюдения правил во всех жизненно важных сферах безопасности, организацию хозяйства, социальных связей;
  • отражают необходимые потребности и интересы общества, каждого человека в отдельности;
  • имеют управляющее значение, в практической сфере населения контролируя и регламентируя формы взаимодействия в обществе;
  • являются строгим императивом, властной необходимостью общества, предъявляемым к отдельному субъекту;
  • является ориентиром для положительного социального поведения, определяет границы возможного поведения;
  • неразрывно связаны со свободой людей на любые поступки, их сознательными действиями основанного на свободном выборе;
  • имеют общую природу, рассчитаны на многочисленное число подобных случаев, обращены к каждому члену общества, действуют непрерывно.

Социальные нормы общества связаны между собой и непрерывно взаимодействуют, выполняют управляющую (нормативную), воспитательную, информационную, ориентационную, политическую и другие функции.

Функции права

Сегодня принято выделять следующие основные функции права:

  1. Регулирование взаимоотношений в социуме между отдельными людьми и общественными группами.
  2. Регулирование взаимоотношений между государством и его гражданами.
  3. Защита государственного строя, гражданских прав и свобод закрепленных в Конституции.
  4. Формирование государственной идеологии, которая является необходимым условием существования государства.
  5. Организация экономической жизни социума, в котором будут обеспечены защита частной собственности, защита свободной конкуренции, право на свободу выбора профессии.
  6. Регулирование политических отношений в социуме, поддержание сложившегося политического строя.
  7. Вытеснение противоправного поведения, через систему многообразных форм юридической ответственности (ответственности перед законом).

Влияние религии на право

Религия оказывает влияние на право в нескольких формах. Так, на первом месте стоит идейно-моральное влияние, при котором религиозным нормам отводится существенная роль в процессе формирования правовой культуры и правового поведения. Религия объявляет грехом любое нарушение не только религиозных норм, но также и правовых, чем способствует более строгому их соблюдению. Например, в любой религии осуждаются преступления.

Реализация религиозных правовых норм в процессе регулировки отношений между верующими и светской властью является предметом регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать. Например, законодательство занимается охраной многих священных религиозных ценностей: семьи, детства, собственности, свободы, оплачиваемого труда, равенства людей и пр.

Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны. Опосредованное воздействие религиозных норм на право, имеющее место в процессе правотворчества и правоприменения.

Например, каноны христианства выступают как первооснова принципов семейного права в европейских странах. Принцип недопустимости двойной ответственности за совершение одного и того же правонарушения позаимствовали из канонического права, нормой которого является то, что Бог дважды не наказывает за одно и то же преступление – базировалась на трактовке принципов наказаний, закрепленных в Ветхом Завете.

Право и религиозные нормы

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию. С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основано на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.

Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести» гарантируют в России свободу совести и вероисповедания, равноправия конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. УК РФ устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедования. В тоже время законодательство запрещает деятельность тоталитарных сект и оккультных религий, подавляющих личность. В соответствие с законом «Об общественных объединениях» существует норма, запрещающая деятельность религиозных организаций, если она связана с проявлениями насилия над личностью и иным причинением вреда жизни, здоровью, или с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей. Участие в деятельности подобных религиозных организаций уголовно наказуемо.

Религиозные нормы, религиозная (духовная) власть в мире не перестала оказывать влияние на общество и государственную власть. В настоящее время, например, конституционные монархии во многом используют отдельные религиозные нормы и традиции даже на уровне государственного права. Законодательство Великобритании признает монарха и главой государства и главой Церкви, не говоря о том, что во многих странах мира отдельные религиозные праздники считаются и государственными праздниками. Церкви разрешено участвовать в общесоциальной деятельности. В Греции, например, статус Церкви регулируется на конституционном уровне, закреплено особое положение православной конфессии по сравнению с другими, установлен религиозный текст присяги главы государства и др. В большинстве стран мира, и прежде всего в мусульманских государствах религиозные нормы являются одним из основных источников права.

Правопонимание

Правопонима́ние — определённое представление о существе права. На вопрос: «Что есть право?» разные теоретики права отвечали по-разному. До сегодняшнего дня не существует единого мнения на счёт общепризнанного определения права.

Теория естественного права

Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Позитивная теория

Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это принуждение, приказ, исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права —претерпевает санкции (кара, наказание).

Историческая школа права

Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права. Такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа.

Психологическая теория права

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Право и обычаи

Обычай – правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей…в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев».

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.

Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.

↑ Понятие «мораль»

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль 

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Нормы морали

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу  Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Функции морали

Регулятивная 

Воспитательная 

Ценностно-ориентационная 

Оценочная 

Коммуникативная 

Координационная

Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Как сформировалось в обществе право

Чтобы установить порядок в древних обществах племенные вожди и жрецы вершили правосудие, определяли, что правильно, а что несправедливо, карали провинившихся за дурные поступки. Они сами являлись «живым правом», их слова считались законом, обязательным для исполнения. Меру справедливости часто помогали определить сложившиеся в племени нравы и обычаи, религиозные предписания. Стабильность в древних обществах обеспечивалась так же системой табу — запретами, за нарушение которых следовало суровое наказание.

Обычаи и традиции народов регулировали процесс распределение пищи, создавали условия для воспитания молодого поколения и передачи ему необходимых жизненных навыков, предупреждали насилие внутри племени, союза племен или другого древнего сообщества.

С образованием первых государств, принятые в обществе нормы обычаев были зафиксированы в письменной форме, в виде законов. Так в Месопотамии–древнейшем государстве шумеров, царь Хаммурапи (живший с 1792 по 1749 годы до н.э.) создал единый свод законов «Кодекс царя Хаммурапи». Эти законы были выбиты на стеле, изготовленной из черного базальта, поэтому они хорошо сохранились вплоть до наших дней. Историки относят законы царя Хаммурапи к первому,созданному в мире письменному своду законов. В «Кодексе царя Хаммурапи» были закреплены права граждан на собственность, законы так же регулировали семейные и договорные отношения.

Однако не во всех государствах сразу появились письменные своды законов, где были закреплены права и обязанности всех граждан государства. Так на Руси первый письменный сборник правовых норм был создан только в 9 веке, под названием «Русская Правда».Много веков после создания «Русской Правды» на Руси не принимались письменные законы. Единый подробный свод законов был создан только Петром I, жившем в конце 17- начале 18 веков.

В 18-19 веке в большинстве государств мира появилась конституция- высший закон государства, в котором сосредоточены все основные права и обязанности граждан. До настоящего времени конституции остается главным источником права и его гарантом. Права, закрепленные в конституции, могут быть соотнесены с одной из отраслей права: семейным, гражданским, административным, трудовым, уголовным правом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство признано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, законам, справедливым и законным интересам личности и общества, государства.

Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов государства.

Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения «Все, что не запрещено законом — разрешено» в регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознании индивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев. Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Чакры души
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: