Символика времени в произведении
Время в романе является не просто последовательностью событий, а отражением противоречий и конфликтов между различными поколениями. Период исторических перемен, который представлен в произведении, олицетворяет борьбу между старыми и новыми ценностями, традицией и прогрессом.
Время также играет важную роль в отношении главных героев. Базаров, представитель молодого поколения, олицетворяющий новую интеллигенцию, спешащую к передовым идеям, противостоит нравственным ценностям и образу жизни старшего поколения. Стольников, отец Аркадия, является олицетворением старой культуры и инерции, который старается удержать свое место в царящем мире.
Время также служит символической отражением утраты и разочарования, которые испытывают герои в процессе своего развития. Молодое поколение в стремлении изменить свое будущее, часто сталкивается с реальностью утраты и потери. Они осознают, что прогресс и новые идеи имеют свою цену и накладывают свои ограничения.
Все эти аспекты символики времени в романе «Отцы и дети» помогают Цветаеву передать сложность и многообразие конфликтов, проявляющихся в обществе и внутри каждого отдельного героя. Время становится не только хронологическим рамкой для истории, но и ключом к пониманию главных идей произведения.
Анализ произведения
Основной сюжет
Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.
Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.
После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.
Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.
Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.
Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.
В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.
Анализ сюжета романа
Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.
Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии — во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.
Противопоставление — это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.
Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.
В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.
Знаменитый русский писатель, драматург, автор «Записок охотника», «Стихотворений в прозе», многочисленных повестей, один из создателей классического русского реалисти-ческого романа, Тургенев начинал свой путь в литературе как представитель «натуральной школы». Уже будучи прославленным писателем он продолжал активно сотрудничать с «Современником», на страницах которого с середины 1850-х годов появляются один за другим романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Нака-нуне» (1860). Если в первых двух писатель рисует тип героя, про-должающего линию «лишних людей» в русской литературе (Рудин, Лаврецкий), то в романе «Накануне» он предпринимает попытку найти нового героя, общественного деятеля, создавая образ болгар-ского революционера Инсарова. Этот роман и его герой вызвали широкий отклик читателей и критики. Добролюбов опубликовал в «Современнике» статью «Когда же придет настоящий день?», в ко-торой дал свою трактовку этого романа, резко противоположную ав-торской. Критик утверждал, что задача «русских Инсаровых» за-ключается в борьбе с «внутренними турками», в число которых попадали не только реакционеры-крепостники, но и сторонники либеральных реформ. Либерал по убеждениям, Тургенев не мог принять такого вывода, сделанного на основании его романа. Он пытался воспрепятствовать публикации статьи Добролюбова в «Со-временнике», но, натолкнувшись на сопротивление Некрасова, бес-поворотно порвал с журналом. Материал с сайта
В романе «Отцы и дети» Тургенев сделал попытку выразить свою позицию по отношению к русскому герою, подобному Инсарову. Буду-чи за границей в 1860 году писатель начинает обдумывать план ново-го романа, причем одним из прототипов Базарова им мыслится Доб-ролюбов. Работа над романом завершилась летом 1861 года в родовом имении Спасское-Лутовиново. Уезжая во Францию, Тургенев оставил рукопись редактору консервативного журнала «Русский вестник» М.Н. Каткову. Уже в Париже писатель, дорабатывая роман по замечаниям редакции, усилил отрицательные черты в характере Базарова. Впо-следствии многое из этой правки он устранил, готовя роман к отдель-ному изданию. Первая журнальная публикация романа появилась в февральской книжке «Русского вестника» за 1862 год. Тургенев про-сил отложить публикацию, поскольку счел неподходящим историче-ский момент: после реформы наступала правительственная реакция, многие демократические деятели были арестованы, а в ноябре 1861 года умер Добролюбов. Но «литературный купец» Катков не счел не-обходимым учитывать позицию автора, и роман появился в печати в самый неподходящий момент, вызвав целый шквал критики, получив самые противоречивые оценки и отклики читателей.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- реферат история создания отцы и дети
- отцы и дети сочинение о истории создания романа
- история создания романа отцы и дети краткое
- сочинение на тему история создание романа отцы и дети
- сообщение на тему история создания отца и дети
Passage Of Time Quotes (59 цитат)
Вы говорите мне, что еще слишком рано оглядываться назад, Но это потому, что вы забыли Идеальная простота быть одним И прекрасная сложность, создаваемая двумя Но я могу лечь на кровать и запомнить каждую цифру
В четыре года я был арабским волшебником Я мог сделать себя невидимым Определенным образом выпивая стакан молока. В семь лет я был солдатом, в девять — князем.
Но сейчас я в основном у окна Смотрю на вечерний свет. Тогда он никогда не падал так торжественно. На стену моего домика на дереве, И мой велосипед ни разу не упирался в гараж. Как сегодня, Вся темно-синяя скорость исчезла из него.
Это начало печали, говорю я себе, Когда я иду по вселенной в своих кроссовках. Пора попрощаться с моими воображаемыми друзьями. Пора повернуть первое большое число.” — Билли Коллинз, Парусный спорт в одиночестве: новые и избранные стихи
цитат отцы и дети (166 цитат)
«Я прочитал первую главу« Краткой истории времени », когда папа был еще жив, и я получил невероятно тяжелые сапоги о том, насколько незначительна жизнь, и как по сравнению со вселенной и со временем, это даже не имело значения, если я существовал вообще. Когда папа укладывал меня той ночью и мы говорили о книге, я спросил, может ли он придумать решение этой проблемы. «Задача которого?» «Проблема в том, насколько мы относительно незначительны.«Он сказал:« Ну, а что произойдет, если самолет сбросит вас посреди пустыни Сахара, и вы подберете единственную песчинку с помощью пинцета и переместите ее на один миллиметр? »Я сказал:« Я, наверное, умру. обезвоживание ». Он сказал:« Я имею в виду именно тогда, когда вы переместили эту единственную песчинку. Что бы это значило? »Я сказал:« Не знаю, что? »Он сказал:« Подумай об этом ». Я подумал об этом.« Думаю, я бы сдвинул одну песчинку ».« Что бы значить? » Что означало бы, что я сдвинул песчинку? »« Что означает, что вы изменили Сахару.» «Так-так? Итак, Сахара — огромная пустыня. И существует он миллионы лет. И вы его изменили! »« Это правда! »- сказал я, садясь.« Я изменил Сахару! »« Что означает? »- сказал он.« Что? Скажи мне. «» Ну, я не говорю о раскрашивании Моны Лизы или лечении рака. Я просто говорю о том, чтобы переместить эту песчинку на один миллиметр ».« Да? Если бы ты этого не сделал, человеческая история была бы в одном направлении … »« Ага? »« Но ты сделал это, так что …? »Я встал на кровать, указывая пальцем на фальшивые звезды и кричали: «Я изменил ход истории человечества!» «Верно.«Я изменил вселенную!» «Ты сделал» «Я Бог!» «Ты атеист» «Я не существую!» Я упал на кровать, в его объятия, и мы раскололись. вместе. » — Джонатан Сафран Фоер
«Мальчики не жаждут отцов, которые проведут их через тяжелую психологическую изоляцию. Они тоскуют по отцам, которые сами остались живы. Мальчиков не беспокоит мужественность отца. Они болят за сердца своих отцов.” — Т. Реал
XXVIII
194. <Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает посвоему участку;произносит длинные речи(онпридерживается тогомнения,чтомужичков надо "вразумлять",тоесть частым повторением одних итех же слов доводить их до истомы)…>
Мировой посредник – должность, учрежденная в России для содействия в проведении крестьянской реформы 19 февраля 1861 года. Мировые посредники назначались Сенатом по представлению губернских властей из местных дворян-помещиков (первоначально на 3-летний срок, впоследствии были несменяемы). Их основными функциями было: проверка, утверждение и введение в действие Уставных грамот 1861, рассмотрение жалоб крестьян на помещиков и разрешение споров между ними; образование органов крестьянского общинно-волостного самоуправления и надзор за его деятельностью. Кроме того, они обладали по отношению к крестьянам судебно-полицейской властью. Действия их могли быть обжалованы перед уездным мировым съездом.
Николай Петрович занимался такой серьёзной и ответственной работой точно так же, как он вёл своё хозяйство: искренне, но суетливо и бестолково. И главным результатом его деятельности является «доведение мужичков до истомы».
195. <Он придерживается славянофильских воззрений: известно,чтоввысшем свете этосчитается tresdistingue*.Онничего русского нечитает,нонаписьменном столе унегонаходится серебряная пепельница ввидемужицкого лаптя…>
Тургенев буквально издевается над Павлом Петровичем. Во-первых, некогда тот был западником, а именно, англоманом, теперь же он, будучи за границей, стал славянофилом; во-вторых, он странный славянофил, не читающий по-русски, но держащий на столе пепельницу в виде мужицкого лаптя.
Стык эпох в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки… Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества… — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.
И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.
Время в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)
(349 слов) Роман И.С. Тургенева погружает читателя в определенную эпоху в истории Российской империи второй половины девятнадцатого века. В нём, помимо исторических типажей и общественных тенденций тех годов, нашли отражение такие вещи, как рассуждение о смысле жизни, поиске истинны и месте человека во вселенском миропорядке. В связи с этим огромную роль в произведении играет время, которое как порождает проблемы человечества, так и решает их.
В первую очередь мы видим время, как непреодолимое препятствие, несокрушимую стену, что навсегда разделила поколения, нанеся чудовищный удар по всему российскому обществу. По одну сторону стоят застрявший в прошлом либерал Павел Петрович и его брат Николай Кирсанов, старающийся поспеть за современными тенденциями. По другую сторону находятся разночинец, демократ и нигилист Евгений Васильевич Базаров, не способный найти своё место в обществе, и его наивный последователь Аркадий Кирсанов, легко увлекающийся любыми свежими идеями. Два этих противоположных лагеря «отцов» и «детей» не способны найти общий язык, они опираются на разные, абсолютно несовместимые между собой системы ценностей. С самого начала Базаров вступает в жёсткий конфликт с окружающим миром, увлекая за собой и Аркадия. Столкновение с братьями Кирсановыми заканчивается сначала словесной перепалкой между Евгением и Павлом, а после и дуэлью между ними. Тургенев показывает нам глубокую пропасть, порождённую временем, между двумя смежными поколениями. По мнению писателя, общество, поражённое такой болезнью, обречено. Без связи между поколениями оно уничтожит само себя. Но именно время выступает как лекарство, способное исцелить любой недуг. На протяжении всего романа мы видим, как жаркие политические дебаты и непримиримые философские противоречия уступают место настоящей жизни и искренним человеческим эмоциям. Бездушный циник Базаров влюбляется в Анну Одинцову, пережив духовное перерождение. Частично отказавшись от своих нигилистических взглядов, он искренне примирился Павлом Кирсановым, который, сбросив свою обычную спесь, признал в Евгении достойного человека. Николай Кирсанов зажил счастливой жизнью со своей возлюбленной Фенечкой. Аркадий также нашёл своё счастье с Катериной и наладил отношения с отцом. Жизнь меняет героев, отодвигая все людские противоречия на второй план.
У Тургенева время предстаёт непрерывным потоком. Никто не способен взять над ним вверх, по своим неизведанным законам оно как разрушает целые миры и разделяет людей, так и объединяет нас всех, напоминая нам о том, что мы всего лишь люди.
Герои тургеневского романа
Евгений Васильевич Базаров
Базаров — студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.
Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.
Самый интересный момент в романе — это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Один из центральных героев тургеневского романа — это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.
В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.
Одинцова Анна Сергеевна — рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.
Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.
Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.
Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.
Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.
В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.
Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.
Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.
Вопрос ответ
Какие приметы времени можно обнаружить в романе «Отцы и Дети»?
В романе «Отцы и Дети» можно обнаружить несколько примет времени. Во-первых, это изменение взглядов и идеалов молодого поколения, представленного главными героями Базаровым и Аркадием. Они отвергают старые традиции и авторитеты, идеализируют науку и прогресс. Во-вторых, приметой времени становится высокая активность студентческой и молодежной среды, которая проявляется в обсуждении актуальных вопросов и постоянной борьбе за свои принципы. В-третьих, в романе отображаются и социальные изменения, связанные с освобождением крестьян и эмиграцией в города.
Какие общественные изменения проявляются в романе «Отцы и Дети»?
В романе «Отцы и Дети» можно проследить несколько общественных изменений. Во-первых, это освобождение крестьян, которые получают свои земельные участки и тем самым становятся свободными. Во-вторых, отображается эмиграция крестьян в города в поисках работы и лучшей жизни. Это свидетельствует о формировании новых социальных классов и противоречиях между ними
В-третьих, автор обращает внимание на рост активности и влияния студентческой и молодежной среды, которая борется за свои права и идеалы.
Какими событиями в романе «Отцы и Дети» демонстрируются изменения взглядов молодого поколения?
В романе «Отцы и Дети» изменения взглядов молодого поколения демонстрируются через ряд событий. Например, встреча главного героя Базарова с родителями Аркадия показывает его неприятие старых традиций и авторитетов
Он отвергает идеи рыцарства и романтизма в пользу науки и прогресса. Вторым важным моментом является конфликт Базарова с университетским профессором. Этот конфликт подчеркивает различия во взглядах и идеалах двух поколений. Наконец, поездка Базарова и Аркадия в деревню Марьино становится кульминацией, где молодое поколение резко выступает против старых окостеневших представлений и традиций.
Приметы на каждый день → Приятные слова → Приметы для повседневной жизни → Слова благодарности → Изящные комплименты → Приметы на каждый день → Похвалить красоту → Сказать спасибо→ Похвала от всего сердца
Подписи к слайдам:
Внутренняя политика Николая I и Александра II Выполнила: Черентаева Ксения, ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 г. Владимира
Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник. Современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, а при Александре II — сотнями. Рожков пишет, что после вынесения приговора смягчил его, заменив смертную казнь более мягкими наказаниями. В то же время Покровский указывал, что при Александре II насилия над политзаключенными опять возобновились.
Крестьянский вопрос: В царствование Николая проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Всё это стало фундаментом отмены крепостного права.
Историки, изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения законов Александра. Вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян. 19 февраля 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.
В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» — часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения (или «разбазаривания») государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I Имеется ряд мнений историков и приводимых ими фактов, свидетельствующих о росте коррупции в царствование Александра II. Коррупция Однако в течение его царствования предпринимались усилия по созданию более эффективной системы контроля за бюджетными расходами. В этих целях была проведена реформа Государственного контроля.
137.
Это говорит о том, что Одинцова – хорошая хозяйка, она руководит всем
хозяйством самостоятельно, а не как это обычно бывало, приказчик управляет,
ворует и вообще делает, что хочет, а помещику главное, что ему дали обещанное
количество денег.
138. <…не однажды выражал свое удивление: почему не
посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?>
Желтый дом: первая психиатрическая больница в Москве (Преображенская)
была выкрашена в желтый цвет. Отсюда у Грибоедова: «Схватили, в желтый дом и на
цепь посадили». После этого выражение «желтый дом» стало нарицательным.
Тоггенбург – романтический герой баллады Шиллера «Рыцарь Тоггенбург»,
долгие годы просидевший у монастыря, где находилась его возлюбленная, в
ожидании, чтобы «у милой стукнуло окно». Стихи Тоггенбурга написаны о розах и
поцелуях. Сентиментальный поцелуй Базарова и Фенечки превращает самого Базарова
в какого-то Тоггенбурга, в этой сцене он ведет себя почти как миннезингеры,
которых, по его же мнению, следовало бы держать в жёлтом доме.
139. <Утром того дня он виделся с отцовским приказчиком,бывшим своим дядькой,Тимофеичем.>
Дядька – это «нянька» для мальчиков; дядька был из крепостных; когда ребёнок взрослел, на его место ставили гувернёра, который мог быть иностранцем, который должен был воспитывать и учить ребёнка.
140. <коротенькой чуйке>
Чуйка – верхняя одежда, длинный суконный кафтан.
141. <беговые дрожки>
рис.11
142. <Пелуз и, Фреми"Общие основы химии">
Теофиль Жюль Пелуз (1807-1867), ЭдмондФреми (1814-1894) - французские химики, сотрудничая, создали книгу «Общие основы химии».
XXVI
187. <Сестра ее,тотчас после чаю,позвала ее ксебе в кабинет и, предварительно приласкав ее, что всегда немного пугало Катю, посоветовала ей быть осторожней в своем поведении с Аркадием, а особенно избегать уединенных бесед сним,будто бы замеченных итеткой и всем домом.Кроме того,уже накануне вечером Анна Сергеевна была не вдухе;да и сама Катя чувствовала смущение,точно сознавала вину за собою.Уступая просьбе Аркадия, она себе сказала, что это в последний раз.>
В то время девушке было не прилично находиться наедине с мужчиной, если они не были помолвлены официально. Другое дело Одинцова, она вдова, поэтому находится в другом положении, хотя и она выписала себе тетку, которая жила с ними и присутствовала при всех её деловых разговорах по хозяйству, чтобы не ставить Одинцову в двусмысленное положение.
188. <…для нашей горькой,терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе
нет ни дерзости,ни злости,а есть молодая смелость да молодой задор;
длянашего делаэтонегодится.либеральный барич…>
Базаров намекает на свою принадлежность к какой-то организации (по всей
видимости, революционной), и на то, что Аркадий не может туда вступить по
причине того, что он «либеральный барич».
«Барич» — ребенок или подросток, сын «взрослого барина». Так часто
слуги называли не взрослых еще детей своих господ.
Так называет Аркадия Базаров, чтобы показать, что Аркадий не может
понимать и разделять взглядов Базарова, потому что он всё-таки холёный сын
помещика, хоть конечно и увлеченный либеральными идеями, т.к. в это время можно
быть ими увлечённым.