Разновидности международного права
М.п. подразделяется на публичное и частное право. Публичное, в общем смысле регулирует отношения между субъектами м.п. Таковыми могут быть:
- государственные образования
- народности и нации
- образования, подобные государствам
- межправительственные организации международного уровня
Регулирование этих отношений во главу угла ставит поддержание мира и безопасности на планете, развитие разных форм сотрудничества, соблюдение прав человека. Характерной особенностью этого вида м.п. является его согласованность между субъектами. Это основное отличие от внутригосударственных норм. Наиболее частой сферой применения м. публичного п. являются взаимоотношения между государствами.
Международное частное право — это отрасль именно внутреннего п., направленная на регулирование отношений с участием иностранцев. М.ч.п. направлено на отношения гражданско-правовые в общем смысле.
Международные договоры
Под международными договорами понимаются соглашения, заключенные между государствами.
Классификация международных договоров:
-
- многосторонние и двусторонние;
- универсальные и региональные;
- самоисполняемые и несамоисполняемые.
Участниками многосторонних договоров могут быть несколько государств. В области международного частного права известны такие многосторонние соглашения, как Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 г., которую подписали 152 государства (действует для 135 государств), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (участвуют более 150 государств).
Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.
Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств (Содружество Независимых Государств и др.).
В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.
Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).
Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.
Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.
С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX — XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:
-
- договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;
- договоры о правовой помощи;
- договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;
- договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;
- договоры по вопросам права собственности;
- договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;
- договоры о международных расчетах;
- соглашения об избежании двойного налогообложения;
- договоры в области интеллектуальной собственности;
- договоры в области семейного и наследственного права;
- договоры о социальном обеспечении;
- консульские конвенции;
- договоры в сфере международного гражданского процесса;
- договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.
Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.
Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.
Сфера применения в государстве – примеры
В мировой практике существует несколько практик, при которых применялся обычай:
- признанные нормы относительно сферы космического права. Например, если государства договариваются между собой о разрешении взлетать и пролетать иностранному космическому кораблю по воздушному пространству другой страны;
- общепризнанные запреты на межгосударственные агрессии, рабства, геноцида, пыток, преступлений против человечества, расовой дискриминации;
- международное определение воздушного государственного пространства. Им считается высота в 100 км над уровнем земли;
- правовая концепция, определяющая, что если государство нарушило международное обязательство, то оно должно возместить причиненный ущерб.
Правовой и юридически признанный обычай нельзя игнорировать ни в коем случае, он является признанным международным правом, которое соблюдается несколькими государствами. Он занимает особое место в разных правовых институтах мира.
Формирование межгосударственного обычного права
Процесс формирования нового обычая в международных отношениях имеет свои юридические нормы, закрепленные в документах суда Организации объединенных наций. Это единственный существующий на сегодня документ, который определяет и разъясняет положения по данному вопросу.
Любого международный правовой обычай имеет две стадии формирования:
- Задачей первой стадии является законное желание двух или более государств придерживаться определенных юридических норм. Однако, одного желания тут мало: нужно обязательно пройти механизм второго этапа процесса.
- Эта стадия подразумевает признание правовой нормы возникших межгосударственных правоотношений. Страны при этом должны соблюдать параметры вежливости и международного протокола.
Этот обычай с юридической точки зрения является обязательным правилом. Любые решения, поддержанные большинством участников, должны признаваться всеми сторонами, независимо от того, согласны ли они в том или ином случае при обсуждение разного рода спорных ситуаций.
У подобных обычаев есть свои формы признания. К ним относятся:
- Заявления государств, сделанные на официальном уровне;
- Дипломатическая переписка;
- Любые имеющие отношение к вопросу юридические документы.
Функции МП[]
К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.
Координирующая функция международного права заключается в том , что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.
Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.
Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
Источники международного права[]
К основным источникам международного права — относятся международный договор и международный обучай. Международный договор — это соглашение двух или нескольких сторон — участников международных отношений по поводу взаимных прав и обязанностей, которое выражает согласованную волю сторон и основано на добровольности и суверенном равенстве. Договор является основным источником международного права. Международный обычай — это такое правило поведения, которое в результате длительного и всеобщего применения признается участником международного общения в качестве юридически обязательной нормы. Для международного обычая характерны три элемента: I) длительность применения, 2) всеобщность признания и 3) убеждение в юридической обязательности.
К вспомогательным источникам международного права относятся: решения и постановления международных органов и организаций, которые в основной касаются внутренних вопросов этих международных организаций и поэтому не являются источниками международного права. Следовательно решения, принимаемые Советом безопасности ООН принимая решения по существу, применяет нормы международного права к конкретным ситуациям. Вспомогательными источниками для международного права являются и решения международных третейских судов и других третейских орган которые также не создают новых норм международного права, а только принимая решения применяют уже существующие. К вспомогательным источникам международного права относятся также внутригосударственные законы и решения национальных судов, поскольку в определенных обстоятельствах их положения могут получить международное признание и стать договорными или обычными нормами международного права.
И наконец третьим вспомогательным источником международного права является научная доктрина, т.е. труды юристов-международников, которые представляют собой лишь мнение отдельных людей, но служат бспомогательным материалом для создания новых международно-правовых норм.
Акты международных организаций
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10,11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «делать рекомендаций», а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.
Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам». Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовавших в то время международно-правовых норм, а в соответствии с целями и принципами Устава ООН установил новые императивные нормы относительно полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления независимости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI—XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Декларации равнозначны по юридической характеристике ссылкам на международные договоры.
Спорной считается в науке оценка резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставам Организации Объединенных Наций». Суждение о том, что роль Декларации сводится к толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возражение, поскольку в Декларации осуществлена конкретизация принципов Устава, сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей нормативный акт, т. е. источник международного права.
Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограничивались правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприниматься как нормативные положения.
В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотношений организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.
Значение и особенности международного обычая
Одной из основных особенностей международного обычая является его неформальность. В отличие от договоров, международный обычай возникает и развивается в процессе поведения государств, без закрепления его в письменной форме. Он основывается на общепринятых практиках государств и образцах поведения, которые со временем становятся обязательными для всех.
Важным аспектом международного обычая является его доказуемость. Для того, чтобы обычай был признан международно-правовым, необходимо показать, что он обладает двумя обязательными элементами: опинио юрис (сознание государства о правовой обязательности данной практики) и государственной практикой, которая должна быть всеобщей и постоянной.
Международный обычай также отличается от договоров своей неоднородностью. В отличие от договоров, обычай может быть применим только для части государств или относиться к определенной территории. Кроме того, он не может противоречить нормам договоров, и обычай, установленный вопреки договорным обязательствам, не применяется.
Таким образом, международный обычай имеет важное значение в международном праве, обеспечивая основу для регулирования отношений между государствами. Его неформальность, доказуемость и неоднородность являются его основными особенностями, делающими его уникальным и незаменимым источником международного права
Сравнение международного обычая и договора
Международный обычай
Международный обычай основывается на принятых и действующих правилах поведения, которые признаны государствами и соблюдаются ими на протяжении длительного времени. Он формируется путем применения правил, которые считаются обязательными для всех государств, даже если нет формального письменного соглашения.
Международный обычай характеризуется следующими особенностями:
1. Длительность и постоянство. Он должен существовать в течение определенного периода времени и быть признан как должное правило поведения государств.
2. Общепризнанность. Обычай должен быть признан как общепринятый и обязательный для всех государств, вовлеченных в соответствующие отношения.
3. Обязательность. Государства обязаны соблюдать обычаи, которые считаются обязательными и привычными в международных отношениях.
Договор
Договор представляет собой формальное письменное соглашение между государствами или другими международными субъектами, которое устанавливает правила и обязательства для их взаимодействия. Он может быть двусторонним (между двумя сторонами) или многосторонним (между несколькими сторонами).
Договоры характеризуются следующими особенностями:
1. Четкость и устойчивость. Договор должен быть четким, однозначным и стабильным соглашением, которое определяет права и обязанности сторон.
2. Свобода заключения. Договор должен быть заключен добровольно и основываться на равных правах и интересах сторон.
3. Соблюдение обязательств. Стороны обязаны выполнять свои обязательства в соответствии с условиями договора.
Таким образом, международный обычай и договор имеют свои особенности, влияют на формирование международного права и определяют права и обязанности государств в международных отношениях.